Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Вспоминаем всё: главные фильмы Пола Верховена — от худшего к лучшему

Голландский провокатор, снявший «Звёздный десант», «Робокопа» и «Основной инстинкт», оставил след в истории не только голливудскими блокбастерами. В честь выхода в прокат фильма «Вспомнить всё» — его научно-фантастического блокбастера 1990 года с Арнольдом Шварценеггером в главной роли — мы решили разобрать всю фильмографию Пола Верховена.

Добавить в закладки
Вспоминаем всё: главные фильмы Пола Верховена — от худшего к лучшему

Ронни Биерман на кадре из фильма «Дело есть дело»

Ронни Биерман на кадре из фильма «Дело есть дело»

Формально дебютным фильмом Верховена должна считаться документалка «Портрет Антона Адриана Мюссерта» о знаменитом нидерландском политике-нацисте, но так как эту картину почти нигде не достать, да и авторской оптики там толком не было, мы прямиком отправляемся к «общепринятому» дебюту режиссёра — фарсу «Дело есть дело», повествующему о трудных, но чаще забавных буднях амстердамских секс- работниц. Одна из них неожиданно влюбляется и начинает испытывать сомнения по поводу своей профессии.

Классические приёмы Верховена (доведение до абсурда, гипернатуралистичность) здесь, может, ещё не отточены, но уже заметны. Он не боится показывать секс и ролевые игры во всех деталях, а такой «низкий» сюжет о девушках лёгкого поведения перестраивает скорее в критику лицемерного общества. Впрочем, в сравнении со следующими его работами здесь нет ничего особенного: о судьбе секс-работницы режиссёр более изящно расскажет в «Кити-вертихвостке», о фальшивом целомудрии социума — в «Шоугёрз», а эффектные эротические сцены заполонят весь хронометраж «Турецких наслаждений». Как проба пера — любопытно, как важная работа в фильмографии — едва ли.

Джош Бролин в роли Мэттью на кадре из фильма «Невидимка»

Джош Бролин в роли Мэттью на кадре из фильма «Невидимка»

В прошлом году на экраны вышел хоррор «Человек-невидимка» с Элизабет Мосс, где образ сумасшедшего учёного перекладывался на современные реалии. Теперь проблема уэллсовского Гриффина — не вопрос о связи науки и морали, а жуткая метафора абьюза и газлайтинга. Верховен эти настроения предвосхитил ещё в 2000 году. Профессор Себастьян Кейн (Кевин Бейкон) находит формулу невидимости и тестирует препарат на себе, однако не может вернуться в прежнее состояние и постепенно сходит с ума.

Он начинает подглядывать за женщинами, и в частности за своей бывшей. Строит козни и вскоре, ощутив силу, начинает убивать. Тут Верховен заставляет зрителя стать соучастником и смотреть на мир глазами Себастьяна — злобного вуайериста, нарушающего границы личного пространства. Если концепт удался, то про сам фильм это сказать сложно: после внушительных голливудских экспериментов режиссёр решил поумерить пыл и снимать более компромиссно, не по-своему сдержанно. Как итог — интересный на уровне задумки, опередившей время, но крайне спорный в отношении реализации хоррор.

Рене Саунтендейк на кадре из фильма «Заводные»

Рене Саунтендейк на кадре из фильма «Заводные»

Компания друзей из небольшого голландского городка без ума от гонок. Все свои дни они проводят или за рулём мотоцикла, или в угаре бесконечных тусовок. Однако их пути должны разойтись: один станет инвалидом, другой встретится с роковой красавицей, третий осознает собственную гомосексуальность.

Скандальный Верховен нарушил очередное табу: его фильм прошёлся по геям и гетеросексуалам, верующим и атеистам, консерваторам и представителям прогрессивных взглядов. Собственно, «Заводные» и выглядят как компиляция- зарисовка, сборник избранных ходов и типажей автора, наложенный на актуальную нидерландскую повестку. Во главе угла, само собой, скорее история взросления и преодоления старого себя, но какой-то едкой провокативности здесь и правда больше, чем обычно у Верховена.

Рутгер Хауэр в роли Мартина на кадре из фильма «Плоть+Кровь»

Рутгер Хауэр в роли Мартина на кадре из фильма «Плоть+Кровь»

Кровавое Средневековье, где бушует чума и беззаконие. Жестокая осада крепости заканчивается предательством от феодала — сначала он обещает своим воинам свободу в разграблении города, но, получив желаемое, выгоняет бывших союзников за стены замка под угрозой смерти. Несколько лет спустя обиженные солдаты под руководством харизматичного Мартина (Рутгер Хауэр в своей последней коллаборации с Верховеном) становятся бандитами и, похитив невесту сына того самого феодала, окапываются в небольшой крепости.

«Плоть + кровь» удивляет полным несовпадением жанра и выбранной режиссёром интонации. Иногда фильм своей наивностью напоминает героический рыцарский роман, но при этом средневековый сеттинг показан тут без всяких прикрас. Кровь, грязь, откровенные сцены секса и изнасилований (а их здесь много), в общем, кромешный мрак, на фоне которого разворачивается морально амбивалентная история о противостоянии, в общем-то, со всех сторон не слишком симпатичных героев. Это любопытное кино, правда, которое портят творческие разногласия авторов: Верховен и продюсеры явно видели картину по-разному, и в итоге у них получился неуклюжий франкенштейн.

Элизабет Беркли в роли Номи на кадре из фильма «Шоугелз»

Элизабет Беркли в роли Номи на кадре из фильма «Шоугелз»

Верховен, получивший «Оскар» за «Турецкие наслаждения», спустя несколько лет явился на вручение «Золотой малины», где «Шоугёлз» взял сразу несколько призов. Прошли годы, оптика киноведов и кинокритиков сменилась. Теперь эта картина — эталон недопонятности и недооценки в новой голливудской истории. Вокруг неё сложился культ поклонников, о ней пишут научные и журналистские статьи, и медленно, но верно мы подходим к полной реабилитации «Шоугёлз».

Красавица Номи (Элизабет Беркли) приезжает в Лас-Вегас, чтобы стать успешной танцовщицей. Поначалу она работает в стриптизе, но когда её зовут на популярное эротическое шоу, перед ней открывается кровожадный мир бизнеса. «Шоугёлз» — пошлое, во многом совершенно безвкусное (если мы вообще признаем, что существует так называемый вкус) и вопиюще глупое кино. Но оно такое не случайно, не по неудачному стечению обстоятельств, а, напротив, по холодному авторскому расчету, разоблачающему американский шоу-бизнес и индустрию развлечений. Верховен всегда был ироничным автором, но именно здесь его режиссёрский троллинг достигает общемировых масштабов: сравнивая стриптиз с высокохудожественными эротическими танцами, в которых начинает выступать Номи, он разрушает представления зрителя о хорошем и плохом, высоком и низком. Шалость, как говорится, удалась, хотя и оценили её слишком поздно.

Моник ван де Вен в роли Кити на кадре из фильма «Кити-вертихвостка»

Моник ван де Вен в роли Кити на кадре из фильма «Кити-вертихвостка»

Один из самых натуралистичных и «грязных» фильмов Верховена. Основанный на автобиографии Китти Ниил Дофф, он рассказывает о семейке, переехавшей в Амстердам за лучшей жизнью. Родственники снимают квартиру в подвале, которую часто затапливает стекающей после дождя водой, справляют нужду напротив обеденного стола, а чтобы найти деньги, отправляют своих детей работать в борделе. Бедная Китти, которая хочет прокормить семью честным трудом, нигде не находит себе места и в результате падает на социальное дно.

Секс, революция, поэзия грязи и страданий у Верховена смешиваются в ужасающую историю преодоления и торжества сознания над бытием. Режиссёр всегда был преисполнен реалистического пессимизма, пытался найти объективную реальность, но в случае «Кити-вертихвостки» его внутренний гуманист взял верх. После мучений наступает высвобождение и блаженство, а сильная личность всегда даст отпор обидчикам. В рамках других фильмов Верховена звучит немного сказочно, хотя и, признаемся, привлекательно.

Керис ван Хаутен в роли Эллис де Фрис на кадре из фильма «Черная книга»

Керис ван Хаутен в роли Эллис де Фрис на кадре из фильма «Черная книга»

Ещё на съёмках «Солдат королевы» у Пола Верховена и сценариста Герарда Сутемана зародилась идея «Чёрной книги» — к реализации задумки они пришли только 30 лет спустя. Это драма о Рахиль Штайн, немке еврейского происхождения, которая, спасаясь от тирании Третьего рейха, присоединяется к голландскому Сопротивлению.

Верховена, впрочем, не интересует героический пафос. Напротив, его фильм беспристрастен и даже жесток по отношению к борцам с нацистской угрозой. Режиссёр долго хотел рассказать о том, что и среди Сопротивления были люди не самые приятные, да и сама организация порой принимала очень сомнительные решения. «Чёрная книга» — вовсе не типичное кино про холокост, а откровенное и шокирующее исследование хронотопа, не ода стойким и благородным, а драма о тех, кто ловко подстраивался под обстоятельства и именно потому выжил.

Рутгер Хауэр в роли Эрика на кадре из фильма «Солдаты королевы»

Рутгер Хауэр в роли Эрика на кадре из фильма «Солдаты королевы»

История семи друзей, чьи пути разошлись после Второй мировой войны: кто-то вступил в СС, а кто-то, напротив, выбрал сторону Сопротивления. Похожий сюжетный шаблон Верховен использовал в «Заводных», который повествовал о судьбе сразу нескольких приятелей-героев.

Комедия сменяется драмой, военный экшен — хроникой нидерландской жизни. У режиссёра никогда не было проблем с жонглирования жанрами, но здесь он отточил это удивительное умение. Позже тематика войны и нацизма найдёт развитие в голливудских научно-фантастических фильмах автора, а логическим продолжением картины выступит его работа нового голландского периода «Чёрная книга».

Изабель Юппер в роли Мишель на кадре из фильма «Она»

Изабель Юппер в роли Мишель на кадре из фильма «Она»

И в своём преклонном возрасте Верховен продолжает возмущать общественность. «Она» начинается со сцены изнасилования, после которого жертва, состоятельная француженка (играет её, конечно же, Изабель Юппер), просто встаёт, вытирается и идёт заниматься своими делами. Произошедшее её как будто бы и не расстраивает, более того, героиня хочет найти преступника, не чтобы ему отомстить, как свойственно персонажам rape-revenge триллеров. А чтобы всё повторить.

Будучи внешне ладно скроенным триллером, «Она» — это ещё и плевок в сторону «хорошего» вкуса, жестокая сатира над европейскими буржуа, настолько погрязшими в своих жалких проблемах, что изнасилование для них становится лишь ещё одной интересной темой для обсуждения за обеденным столом. Сейчас бы за такое кино Верховена уничтожили, а в 2015-м ещё и дали «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм.

Шэрон Стоун в роли Кэтрин на кадре из фильма «Основной инстинкт»

Шэрон Стоун в роли Кэтрин на кадре из фильма «Основной инстинкт»

Детектив расследует странное убийство: жертва — друг популярной писательницы Кэтрин, которая в своём прошлом романе в деталях описала точно такое же преступление. Естественно, все подозрения падают на девушку, но расколоть её оказывается непросто. Детектив невольно попадает под её чары, и теперь уже он сам из полицейского превращается в потенциальную жертву.

Секс всегда был одной из главных тем в фильмографии Верховена, но по приезде в Голливуд ему пришлось ненадолго её оставить: в студийных блокбастерах пуританской Америки эротике не место (хотя Пол и тут умудрился выкрутиться: вспомните тот же «Звёздный десант»). А вот в «Основном инстинкте» он разошёлся на полную. В этом культовом триллере слова «секс» и «смерть» становятся синонимичными, весь фильм, по сути, — исследование одной безумной одержимости, которой охвачен персонаж Майкла Дугласа. Одержимости сексуальной и профессиональной, вопрос только в том, какая из них в итоге победит.

Каспер Ван Дин в роли Джонни Рико на кадре из фильма «Звездный десант»

Каспер Ван Дин в роли Джонни Рико на кадре из фильма «Звездный десант»

Если оригинальный научно-фантастический роман Хайнлайна и правда не был лишён милитаристских подтекстов, то о его голливудской экранизации сложно сказать то же самое. Что забавно, после премьеры Верховена часто критиковали за воспевание войны и спорную идеологию, но мастер киношных провокаций и здесь всех обвёл вокруг пальца. История кровавых битв с гигантскими насекомыми — не что иное, как большая издёвка над пропагандой и собственно первоисточником.

Верховен снимает постмодернистское пропагандистское кино, будто бы созданное в рамках того самого политического строя и XXIII века, в рамках которого и происходит всё действие. Знаменитые абсурдные рекламные вставки, эротика и военный пафос — лишь часть дорогостоящей голливудской шутки. С другой стороны, у «Звёздного десанта» есть одно любопытное свойство: даже если вам не хочется воспринимать его в ироничном авторском ключе, всегда можно расслабиться и просто наслаждаться безумным экшеном от постановщика.

Арнольд Шварценеггер в роли Куэйда на кадре из фильма «Вспомнить все»

Арнольд Шварценеггер в роли Куэйда на кадре из фильма «Вспомнить все»

Благодаря «Робокопу» Верховена заметил Арнольд Шварценеггер и через пару лет предложил ему снять «Вспомнить всё» — экранизацию сюрреалистического рассказа Филипа Дика «Мы вам всё припомним», о которой австрийский «Мистер Олимпия» грезил уже много лет. Пол согласился, даже не спросив о гонораре. В его руках фильм превратился в кровавый, но при этом парадоксально мягкосердечный аттракцион с сотней выдающихся практических эффектов.

В то же время «Вспомнить всё» — кино для своих лет очень смелое: редко кто до этого в блокбастерах позволял себе путать зрителя, заставлять его сомневаться в реальности происходящего (был, конечно, «Бегущий по лезвию», но мейнстримным он тогда не стал). Здесь главный герой Дуглас Куэйд, простой рабочий с Земли, идёт в офис компании Rekall, которая имплементирует клиентам ложные воспоминания. В ходе операции что-то идёт не так, и оказывается, что Куэйд на самом деле спецагент, которому стёрли память. Ну или это всё часть его новых фальшивых воспоминаний: Верховен не даёт зрителю лёгких ответов.

Рутгер Хауэр в роли Эрика на кадре из фильма «Турецкие наслаждения»

Рутгер Хауэр в роли Эрика на кадре из фильма «Турецкие наслаждения»

Первая встреча Эрика (Рутгер Хауэр) и Ольги (Моник ван де Вен) закончилась страстным сексом в машине последней. С тех пор они стали жить вместе, заниматься любовью без перерыва и никогда не думали о будущем. «Турецкие наслаждения» — пожалуй, один из известнейших голландских фильмов — почти на 90% состоит из пошлых эротических сцен. Остальные 10% — неприглядные детали из будней молодых и энергичных маргиналов-интеллектуалов. Но эта история, на первый взгляд непримечательная и вызывающая, совсем о другом.

Стоит, пожалуй, начать с того, что корректнее называть картину «Турецкими сладостями». Именно коробку с ними Эрик, нашедший смертельно больную возлюбленную спустя долгое время, вручит Ольге. Щемящий финал обнажит весь трагизм истории, а пошлость, за которую так любят критиковать Верховена, уйдёт на второй план. Это кино прежде всего о настоящей любви и, что важнее, самых чистых её проявлениях. Не приторное и не слащавое — скорее, напротив, вызывающе чувственное (только голландский режиссёр может совместить две эти вещи в одном фильме). То, что было после «Турецких сладостей», — уже история. Но одно можно сказать точно: настоящий Верховен появился именно после этой работы.

Питер Уэллер в роли Робокопа на кадре из фильма «Робокоп»

Питер Уэллер в роли Робокопа на кадре из фильма «Робокоп»

Детройтский полицейский Мёрфи в ходе неудачного задержания преступника погибает — его жестоко расстреливают и расчленяют. Правда, вместо того чтобы проводить стража порядка на тот свет, из него делают «Робокопа» — экспериментального киборга, который не умеет ошибаться и чтит записанный в программу закон.

Казалось бы, стандартная история: самобытный режиссёр из Европы приезжает в Штаты ради больших денег и начинает снимать попкорновые блокбастеры. Но в случае Верховена всё не так просто. «Робокоп» в его руках превращается в историю, по сути, современного Иисуса Христа, распятого за наши грехи и воскресшего в виде полуразумной машины. А ещё — в жестокую антикапиталистическую сатиру о том, как технологический прогресс ведёт к лишь ещё большему неравенству и преступному раздолью.

Рене Саутендейк в роли Кристин на кадре из фильма «Четвертый мужчина»

Рене Саутендейк в роли Кристин на кадре из фильма «Четвертый мужчина»

Эротический триллер о писателе-провокаторе, который приезжает в маленький голландский город на выступление и встречает там типичную «роковую женщину» — эффектную блондинку с большим состоянием и мутным прошлым. Оказывается, что её прошлые три мужа погибли в ходе несчастных случаев, и герой боится оказаться четвёртой жертвой femme fatale. Правда, не факт, что угроза вообще реальна: как писатель, он мог просто всё выдумать и перепутать действительность с литературными штампами.

«Четвёртый мужчина» — с большим отрывом самый недооценённый фильм Пола Верховена и, пожалуй, вершина его режиссёрской карьеры. Это настоящий хичкоковский триллер, в котором легко увидеть истоки некоторых будущих работ режиссёра. Например, отношения эроса и танатоса он позже продолжит изучать в «Основном инстинкте», а проблема неочевидной границы между фантазиями и реальностью перекочует во «Вспомнить всё».


Текст: Владислав Шуравин, Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?