Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Феникс»

Запутавшись в жанрах, автор фильма о женщине, заново обретающей свою любовь, жизнь и саму себя, утратил самое главное – серьезность отношения к собственной картине. В историю сложно поверить, а временем непросто проникнуться

Добавить в закладки
Второе рождение

Трейлер

Чудом выжившая и официально считающаяся погибшей Нелли должна пройти долгий курс реабилитации и лечения – ее лицо изуродовано. В больнице о женщине заботится подруга-еврейка, которая после окончания войны занимается тем, что устраивает жизнь оставшихся в живых узников концлагерей, она готовит для Нелли переезд в Палестину и помогает оформить права на наследство погибших родных. Но Нелли не может думать ни о чем ином, кроме как о своем муже Йоханнесе, в какой-то мере виновном в аресте женщины. Она все еще любит своего Джонни и разыскивает супруга на обломках послевоенного Берлина. Тот не верит в воскрешение жены, но решает использовать некоторое сходство таинственной незнакомки со своей Нелли, чтобы получить причитающиеся той в банке деньги.

Кадр из фильма "Феникс"

Темой своей следующей картины Кристиан Петцольд выбрал последние дни жизни и самоубийство Адольфа Гитлера

Российский зритель не слишком хорошо знаком с современными немецкими режиссерами, обычный круг демонстрируемых в нашем прокате картин замыкается на получившем мировую известность Томе Тыквере и, наоборот, любимом, кажется, только у нас Тиле Швайгере. Тем временем после безвременья конца прошлого века в Германии сформировалось довольно серьезное течение, получившее название «Берлинская школа», включающее в себя несколько достаточно интересных имен, сформировавших собственный язык и стили в новом веке и уже пробившихся в верхние строчки интересантов крупных кинофестивалей. Кристиан Петцольд находится на самом гребне этой волны – предыдущую его «Барбару» отметили на Берлинале, а «Феникс» с распростертыми объятиями встретили на нескольких других киносмотрах.

Кадр из фильма "Феникс"

На фото, которое врач использует для восстановления лица Нелли, изображена знаменитая австрийская, а затем американская актриса и изобретательница Хеди Ламарр

Интересующиеся творчеством Петцольда вспомнят, что раньше режиссер свои работы в большей мере посвящал современникам – его фильмы рассказывали о немцах дня сегодняшнего, о проблемах социума, окружающего режиссера и его близких. За резкие творческие высказывания Петцольд неоднократно был предаваем обструкции со стороны самых разных политических и общественных сил. Не станем утверждать, что давление возымело действие, но направление работы режиссер сменил – новые его фильмы ориентированы на историю Германии, тяжелую, временами постыдную, но всегда полную ярких характеров и ситуаций. Если предыдущая «Барбара» рассказывала о временах ГДР, с ее Штази и атмосферой всеобщей угнетенности, то «Феникс» забрасывает зрителя в разбитый бомбами Берлин 1945 года, куда после войны начинает возвращаться жизнь.

Кадр из фильма "Феникс"

Казалось бы, смесь из послевоенной разрухи, концлагерного ужаса, свежих ран холокоста и простой человеческой любви должна вылиться в эмоциональную бомбу, но «Феникс», увы, пробуксовывает. Петцольд берется беллетризовать, придать какой-то шик и даже гламур одному из самых страшных времен в истории своей страны. Выражается это не в ярких красках или нарядах, нет. Просто очень сложно собрать из сцен фильма объективную картинку – тут и бесчинствующие американские солдаты, и живущая в прекрасной квартире с прислугой еврейка, и загородный особняк, которого война вроде и не коснулась совсем. Больных вопросов автор касается весьма аккуратно – ужас то прикрыт марлевой повязкой на лице, то прячется в тень разбомбленного дома, то проглядывает несколькими цифрами концлагерного номера на руке главной героини. Складывается ощущение, что режиссер так и не нашел слов, чтобы выразить однозначное отношение к выбранной теме, впрочем, возможно, эта недосказанность поможет зрителям самим составить картинку поствоенной жизни немцев.

Кадр из фильма "Феникс"

Другое обычное для подобных лент объяснение: война и холокост – всего лишь фон для человеческих отношений. Здесь тоже сложно говорить об однозначности. В какой-то мере даже жанр картины определить сложно, «Феникс» мечется от нуара к сомнительной романтической комедии, перепрыгивает на детектив, чтобы в финале разразиться оглушительной драматической сценой. Вот только поверить в то, что любящий супруг не смог узнать свою жену, пусть даже изуродованную, а Нелли не смогла (да и не захотела) убедить Джонни в реальности своего возвращения, решительно невозможно. Такой ход мог бы сработать в более легкомысленном жанре, но не в настолько болезненной среде. Конечно, Петцольд постоянно нагнетает напряжение упоминанием нацистов, рассказами о тяжелых годах еврейского геноцида, даже буднями главных героев, ютящихся в подвальчике уцелевшего дома. Но все это мертвому припарка на фоне очень слабой основной идеи. Да, любовь способна на многое, любящий человек может простить практически все, любовь действительно возрождает человека из пепла, как заглавного Феникса. Но серьезно воспринимать эти красивые слова в картине очень сложно, ведь главная линия не позволяет относиться к происходящему в кадре серьезно.

Холокост и рак нацизма, поразивший Германию, еще долго будут больной темой для немецких режиссеров. Больной и требовательной к реализации любых задумок. В случае «Феникса» можно говорить об осечке. Заряд был хороший, но порох отсырел, и вместо ощутимого эмоционального взрыва зритель слышит лишь сухой щелчок. Маловато для катарсиса.

Со 2 апреля в кино.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?