Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Пронзительная история предвоенного контакта немцев и русских, объединенных одной проблемой. Тяжелое кино, построенное на долгих разговорах и мрачных взглядах, заставляющее очнуться от морока исторических фальсификаций
Пронзительная история предвоенного контакта немцев и русских, объединенных одной проблемой. Тяжелое кино, построенное на долгих разговорах и мрачных взглядах, заставляющее очнуться от морока исторических фальсификаций.
Весна 1941 года. Германия еще не вступила в войну с СССР, а потому немецкие рабочие вполне официально работают на территории России. На заводе по производству оптических линз группа инженеров из Германии пытается достичь чистоты стекла самого высокого уровня, но эксперименты заканчиваются неудачами. Когда вышедший из себя Ханс однажды превышает допустимые ограничения и устраивает на заводе взрыв, единственным свидетелем его нарушения становится рабочий Петр. Трагическая случайность связывает двух мужчин, хотя они даже не имеют возможности общаться друг с другом. На фоне аварии растет напряжение в коллективе, но еще больше наэлектризована атмосфера на границе двух стран – совсем скоро коллег по работе разделит линия фронта.
2015 год стал одним из самых богатых на фильмы, посвященные Великой Отечественной войне. В какой-то степени к их числу можно отнести и драму Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», вот только со свойственным большому мастеру талантом прославленный сценарист смог изящно обойти военную сторону вопроса, а посвятить свой фильм куда более глубоким вещам, чем конфликт на поле боя. Миндадзе копнул в том месте, где пролегает разлом между двумя цивилизациями или даже вселенными.
История, рассказанная в фильме, действительно весьма любопытна. Для многих россиян, особенно не слишком интересующихся историей, целые десятилетия, даже не слишком далекие, остаются «белыми пятнами». Казалось бы, вот была революция 1917 года, потом Гражданская война напала на какую-то Антанту, а потом сразу «22 июня ровно в 4 часа Киев бомбили, нам объявили…». То, что перед страшными событиями июня 1941 года СССР был весьма активным игроком на военных полях Европы и даже союзником гитлеровской Германии, сегодня предпочитают не помнить или не знать. Миндадзе же смело давит на мозоль, которую другие лелеют, укутывая в плотные повязки.
Безусловный талант Миндадзе-сценариста заключается в том, что взрывам и стрельбе он предпочитает человеческую речь. Пусть в «Милом Хансе» немецкий язык звучит чаще и выразительнее русского, слова остаются словами – герои много говорят в самом разном настроении и состоянии духа, и именно в этих речах кроются смыслы разделения двух народов. Вот уж действительно – что русскому хорошо, то немцу смерть.
Нет смысла вкапываться в сюжет картины, уверяем, Миндадзе уверенно протаптывает линию повествования, в которой лишь поначалу кажутся случайными планы, сцены, эпизоды. Куда важнее атмосфера, нагнетаемый в кадре грядущий апокалипсис. За производственной драмой здесь прячутся философские вопросы о том, может ли государство опираться на единичные жертвы ради своего могущества, возможно ли считать идеальным продуктом то, что построено на смертях, какова степень вины в глобальной цивилизационной катастрофе каждого отдельного человека. «Милый Ханс, дорогой Петр» – кино не просто многослойное, оно универсальное, и искомые героями линзы – это то самое увеличительное стекло, через которое мы смотрим на наше прошлое, хоть далекое, хоть недавно пережитое.
«Милый Ханс» – лишь третья режиссерская работа Александра Миндадзе, но его неизменный рост чувствуется в каждой минуте новой картины. Предыдущая лента «В субботу» была достаточно сильна, но лишь теперь постановщик обрел особенный стиль повествования – героям дается много экранного времени, картина богата крупными и сверхкрупными планами, операторская работа и труд художников расставляют четкие акценты. Нет, простой картину Миндадзе не назовешь, смотреть ее бывает тяжело – но это та тяжесть, которую испытываешь, пытаясь искренне вникнуть в проблему близкого человека, а не отмахнуться не глядя.
Следом за режиссером хотелось бы отметить и актерский состав, тем более что кастинг проведен феноменальный – российское кино наконец-то ушло от советской традиции давать роли немцев долговязым русским или прибалтам, а обратилось за помощью к Германии. Ведущие артисты Марк Вашке, Биргит Минихмайр и особенно Якоб Диль придают рассказу особенную весомость, искренность и глубину, ведь, в отличие от россиян, до сих пор радостно несущих гвоздики на могилу тирана в его день рождения, Германия отринула жуткое прошлое, оставив на своем теле глубокий шрам, вечное напоминание о сумасшествии целой нации.
Война в картине есть, она появляется каким-то совсем несущественным краем, долгим планом проезда немецкой мотопехоты, но при всем этом картина имеет стойкий антивоенный дух. Миндадзе не одобряет своих героев, в конце концов он всего лишь рассказчик, а вот зритель свободен выбрать, кто, по его мнению, «дорогой», а кто «милый», с учетом того, чем обернулись «невероятные приключения немцев в России».
С 10 марта в кино.
Рецензия на боевик «Ловчий смерти»: как снять фэнтези эпохи VHS?
13 ноября / Текст: Владимир Ростовский
Рецензия на фильм «Иллюзия обмана 3» — магия вне Хогвартса в легаси-сиквеле о фокусниках-разбойниках
13 ноября / Текст: Настасья Горбачевская
Шик и блеф: рецензия на сериал «Нам покер» — авантюрную комедию о нелегальном игровом бизнесе
13 ноября / Текст: Константин Мышкин
Милые кости: рецензия на фэнтезийный фильм «Яга на нашу голову»
13 ноября / Текст: Егор Козкин
Что смотреть в кино на этой неделе: «Иллюзия обмана 3», «Ран» и «Соленая тропа»
12 ноября / Текст: Алихан Исрапилов
Рецензия на мини-сериал «Смерть от молнии» — исторический байопик с Мэттью МакФэдиеном
12 ноября / Текст: Гульназ Давлетшина
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).