Наверх
Фильмы 2018 Жажда смерти Гоголь. Вий Рэмпейдж Тихое место Тренер Танки Смешарики. Дежавю
Прекрасные и опасные.
15 самых очаровательных киношных женщин-копов
Бог их всех ненавидит.
10 фильмов со звездами панк- и метал-сцены
Самые ожидаемые фильмы сентября 2014 года.
Горячая десятка. Ожидаемые фильмы сентября 2014 года
Голливудские скромницы.
10 голливудских красавиц, не желающих раздеваться на экране
Неожиданный финал.
15 сиквелов, которые мы потеряли

Жанровое кино – это спорткар

Интервью с Павлом Санаевым

В прокат выходит фильм «На игре», история о молодых геймерах, которые научились прыгать, драться и стрелять, как герои компьютерных игр, но не смогли этим даром разумно распорядиться. Режиссер Павел Санаев рассказывает о кустарщине, экономии и выражает оптимизм: русское жанровое кино должно возродиться.

Павел Санаев

Павел Санаев

Геймеры-чемпионы Нижнего Новгорода по каунтерстрайку во главе с раздолбаем по кличке Вампир и мажором Доктором случайно обретают свои игровые навыки в реальности. Теперь они могут обращаться с реальным оружием так же ловко, как с виртуальным, но отличать игру от реальности получается у них с трудом. В результате, злые силы используют их втемную, да и некоторые из них, не будем показывать пальцем на татуированного мажора, и сами рады использовать вновь открытые сверхспособности для денег, сладкой жизни и запредельного драйва.

-- В русском кино было два примера, когда фильмы поделили пополам: «Обитаемый остров» и «Параграф 78».

-- Как я люблю этот вопрос. Можно я отвечу вопросом на вопрос: вы только что посмотрели первый фильм, вам интересно будет посмотреть второй?

-- Да. Но неужели нельзя было загнать это в 2 часа 20 минут?

-- Я вам отвечаю, как человек, который честно пытался это сделать, но история не позволила. Обычно боевик строится по принципу: у крутого хорошего парня злодеи похитили (убили) дочь (жену, друга, напарника). Он их всех нашел, отомстил, дочь (жену, друга, напарника) спас. То есть в фильме сразу есть добро и зло, протагонист и антагонист. У нас история строится по-другому. Есть компания славных ребят, часть из которых под влиянием зла превращается в еще большее зло. И тогда другая часть, во главе с главным героем, пытается остановить их. На это требуется экранное время.

Вы сами видите, что первая картина очень плотная. Там есть минуты три, которые можно при желании сократить, но эти три минуты важны для развития линий во второй части. Первый фильм рассказывает, как ребята из обычных геймеров превратились в безжалостных убийц, после чего в команде произошел раскол. Вторая часть будет раскрывать это противостояние. Два фильма – это проблема, я согласен. Но давайте ориентироваться на удачные примеры. «Убить Билла» /Kill Bill: Vol. 1/ (2003). А про неудачные примеры я могу сказать так: «Параграф 78» (2007) – это один фильм, который насильно разделили на два, влив в него пару ведер воды. Он растянут в длину за счет огромного количества лишних кадров, пусть даже красивых. Вот Гоша Куценко идет. И шагнула нога. И шагнула другая. И взялась рука за ручку. И ручка повернулась.

-- Хичкоковский саспенс.

-- В том то и дело, что никакого саспенса. С «Обитаемым островом» (2008) другая история. Я думаю, второй фильм мог бы выстрелить гораздо успешнее, если бы не было возможности открыть после первого фильма книгу и узнать, что будет дальше – Белая Субмарина, Странник-землянин и пр. А у нас «подсмотреть финал» не получится – фильм отличается от книги, которая лежит в основе, очень сильно. Вот вы – зритель, который смотрел много фильмов. Я могу сказать, что вы примерно думаете про вторую часть. Вы думаете, что Вампир попытается исправить ситуацию, разобраться с этими гадами, наверное, кто-то придет к нему на помощь, наверное подтянется хороший парень Максим, они вместе навалятся и злодеи получат по заслугам. Так?

-- Про финальный поединок забыли.

-- Обязательно, между Вампиром и Доком. Так вот – все будет совершенно по-другому!

-- Знаете, я слышал уже несколько глупых претензий к вашему фильму, самая веселая, как мне показалась – история про холостые патроны для автоматов, которые как-то неправильно дымят. У меня есть альтернативная – а зачем вам дирижабль? То есть это очень крутая идея, он распростер над Россией совиные крыла, но это был единственный момент, когда я точно знал, что вижу 3D.

-- Где логово зла? Ребят выдернули из их обычной жизни и куда-то привезли. Куда? В стеклянный небоскреб? В бункер? В загородный особняк? На яхту? Это мы все видели 150 раз, а дирижабля еще не было. Мы консультировались с людьми, которые занимаются разработкой дирижаблей в России, и его нарисовали ровно таким, каким он должен был бы быть, если бы его построили. Но самое главное: развязка фильма будет происходить внутри этого дирижабля, и нигде в другом месте этого не могло произойти. Я не буду продавать эту историю, но по-другому не получилось бы.

-- Слушайте, дирижабль – это отлично. Он медленно плывет над Сити, зловеще плывет из Нижнего в Москву, никто не против диржабля. Просто он нарисован так, словно портирован из какой-то компьютерной игры или 3D презентации.

-- По-моему нарисован он достойно. Если бы мы сняли реальный дирижабль, он бы выглядел так же. Вот в чем парадокс. Вы понимаете, что это 3D, потому что знаете, что дирижаблей не бывает. Когда мы начинали работать, мне для примера показали кадр с летящим в облаках самолетом. Мне понравилось, я сказал, что мне нужно примерно так же, но жаль, что так же не получится, потому что это реальный кадр. Они говорят: «вообще-то это мы полностью нарисовали». Понимаете? Самолет не вызывает подозрений, потому что он мог быть реально снят. А дирижабль – заведомо графика.

-- Довольно сложно говорить об этом, потому что мы не видели второго фильма, но в первом фильме вы явно отказались от любых попыток дать оценку происходящему, от всякой морали.

-- Просто не пришло время для морали, выводы будут во втором фильме. Сейчас мы только рассказали о том, как хорошие парни превратились в нелюдей. Развязка и мораль обязательно будут, но не будет однозначности. Вот такого – все плохие наказаны, добро восторжествовало, компьютерные игры – зло – такого не будет точно.

-- Но главным героям придется изрядно заплатить.

-- Кому-то придется, кому-то нет. Наше кино абсолютно жанровое, но в чем-то оно очень близко к жизни. Ведь в реальности далеко не всегда так: если у человека руки в крови, он получает по заслугам. Сколько раз случается, что человек совершивший зло, потом живет припеваючи. Ну, подумаешь, убил он пять человек, торговал героином, но потом ведь исправился, церковь построил! Акценты расставлены так, что каждый зритель сам спросит: вот этому парню повезло, вроде бы он в шоколаде. Но хотел бы я себе такой ценой такой шоколад? Что лучше: поступить по-геройски и заплатить сполна за ошибки, или обрести свободу и деньги, поступив как подонок? Мой фильм «Нулевой километр», получился в свое время очень черно-белым, без полутонов. В новом фильме я эти ошибки постарался учесть. И вот Доктор, в один момент он подонок, а в другой – уже герой. Вампир – в одну минуту герой, а другую минуту – не поймешь как оценивать…

-- Уже лет семь мы ждем прорыва русского жанрового кино. Чтобы просто можно было говорить, что оно есть.

-- Так вот же оно!

-- А еще?

-- Знаете, снять жанровое кино – примерно как построить спорткар. Должен быть сценарий, режиссер, актеры, постановщик трюков… Чтобы драка была хорошо поставлена, нужно, чтобы актер тренировался с каскадерами 3 месяца по три раза в неделю. А у нас актер месяц тренируется, потом едет с театром на два месяца на гастроли и все забывает. На съемку одной драки нужно несколько смен, чтобы все снять с разных ракурсов. Это дорого. Про реквизит даже не говорю! Посмотрите «Бэтмена» /Batman Begins/ (2005), эти его гаджеты, бэтмобиль, который реально ездит. Это же все стоит огромных денег, для этого нужна мастерская, которая этим живет, а живет она этим потому, что таких фильмов снимается по десять в год, и для каждого что-то нужно. В нашей ситуации… ну вот в «Обитаемом острове» нужны инопланетные машины. А где их делать? Представляю, как Федор ходил с эскизами по мастерским, пытался найти людей… Нашел наверняка лучших, но все, на что они были способны – обвесить обычную земную технику «тюнингом».

-- А какие у вас были сроки? Сколько съемочных дней?

-- Всего сто. А нужно было 120. Наши продюсеры, они же прокатчики, прекрасно понимают, сколько в наших условиях реально отбить. У нас сейчас не стоит вопрос о том, чтобы мы озолотились, стоит вопрос о том, чтобы мы хотя бы не попали. Если посмотрите, все наши жанровые фильмы, кроме комедий, уходят в минус. Генеральные инвесторы посчитали предельный бюджет, который можно вернуть и выдали нам на два фильма семь с небольшим миллионов долларов. Еще два на рекламу. В одном из интервью, я оговорился, сложив рекламный бюджет с производственным, и назвал сумму – девять миллионов. Но это вместе с затратами на выпуск. На подготовку экшн фильма нужно гораздо больше времени и средств, чем у нас было. Такая картина при нормальном производстве стоила бы в России миллионов двенадцать-пятнадцать. Но возврат таких денег – почти утопия. Поэтому снимали за семь, как всегда на энтузиазме и героизме.

Особенно хочу отметить нашего героя площадки второго режиссера Максима Малинина, который сразу сказал «меньше чем за 116 смен, я за производство этой картины не возьмусь». Когда он узнал, что будет только сто, то взялся за голову и простонал «мы будем погибать в таком кипятке». И мы реально погибали. Все вместе, включая продюсера Александра Бондарева, который был на каждой съемке и лично боролся за экономию каждого рубля. Доходило до абсурда: сегодня взяли на три автомата больше и заказали лишний кран – извольте в другой раз отказаться от 20 человек массовки и вычеркнуть тележку. Ассистентка по актерам звонила, плакала в трубку: «Александр Владимирович, наши »трупы« второй день за такие деньги лежать отказываются, что делать?» У нас кино в жарне экшен пока что на уровне кустарного штучного производства. Вот как спорткар «Маруся», который Фоменко сделал. Не могут у нас выпускать ежегодно десяток мерседесов-макларенов или Ферарри, и что теперь даже не пытаться? Фоменко попытался, и я его за эту «Марусю» безмерно уважаю.

-- А что происходит со сценариями?

-- Сценарии нужно писать вменяемые. Чтобы в них были хотя бы завязка, кульминация и развязка. Для этого нужно учиться, для этого человек должен это много раз сделать, много раз переписать. У меня на сайте Рускино в свое время был сценарный конкурс. Были неплохие заявки, и мы пробовали давать советы, как довести их до ума. Но для этого надо было переписать раз пять. Думаете, кто-нибудь стал это делать? Нет, так на уровне заявок и осталось. Но я думаю, жанровое кино будет появляться и становиться лучше и лучше. Вот сейчас выйдет «Черная молния» (2009), я думаю будет в своем жанре удачный фильм. Нужны встречные шаги – кинематографисты должны понимать, что если они не будут работать хорошо, их просто не будет. А зрители не должны распространять негативный опыт от одних фильмов на все остальные разом. Вот мы выкладывали в интернете ролики до выхода фильма. Отзывы были такие: «Ролик хороший, постер ничего, тизер отличный, идея классная, но фильм стопроцентно будет дрянь!» Почему? «А потому что не могут наши снять экшн, не могут снять боевик, я не пойду, даже на видео смотреть не буду, в лучшем случае скачаю». Потом, когда мы устроили первый клубный показ, отзывы были совсем другие. «Не ожидали», «Удивили», «Не мог поверить, что у наших так получится». А вы верьте, ожидайте, и у нас получаться будет!

 85




Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть