Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

10 важных отечественных фильмов о женщинах последних пяти лет

«Женское кино» стало выражением то ли нарицательным, то ли ругательным, то ли снисходительным: будто бы облегченное чтиво под маникюр и чашку чая. Неудивительно, что обманчивость стереотипов – то, о чем кинематографистки с экранов говорят чаще всего. Но не только женщины, но и режиссеры-мужчины, лишившие свои картины шаблонов о гендере. Предлагаем список из десяти фильмов последних пяти лет, которые так или иначе рушат привычные представления – и о женском, и о кинематографическом.

Добавить в закладки
10 важных отечественных фильмов о женщинах последних пяти лет

Фильм Нигины Сайфуллаевой запомнился в отечественном кино если не переломным моментом, то точно важной вехой в становлении женских голосов на больших экранах. Разрываемая между ревностью и верностью Лена (Евгения Громова) мается в браке от неопределенности – чувственная жизнь супругов уступает запросам на близость женщины. Подозрения и недоверие к мужу (Александр Паль) толкают Лену на поиск себя в чужих объятиях.
Сайфуллаева заводит разговор о телесности и сексуальности беззастенчиво, избегая глянцевых штампов и стыдливых отворотов головы. Проводницей от семейной драмы об адюльтере к нежной и бесстрашной трансформации внутреннего «я» становится артистка Евгения Громова. Лена – пример того, как вдумчиво прописанная героиня оживает в выдающемся исполнении. Сценаристкой «Верности» выступила Любовь Мульменко – кинематографистка, к которой мы еще вернемся в подборке.

Кадр из фильма «Верность»

Если говорить о словах, репликах и диалогах в отечественном кино последних лет, невозможно не упомянуть Наталию Мещанинову: с потрясающим чувством такта и чутким слухом она филигранно калибрует интонации множества голосов. Видимо, именно из-за столь живого от природы языка главный на данный момент фильм в карьере кинематографистки как раз о том, что систематически замалчивается, – о сексуализированном домашнем насилии.
«Один маленький ночной секрет» – полуавтобиографичная драма, которая превратилась в летопись одной новогодней ночи. Мещанинова выводит героиню, девочку-подростка Миру Голубь (Таисья Калинина), на праздник, который длится, пока та не вернется домой, где ждут не отеческие объятия отчима. Даже в столь чудовищной ситуации, еще и соприкасающейся с личным опытом, Мещанинова не прибегает к морализаторству, вновь и вновь выбирая человечность.

Кадр из фильма «Один маленький ночной секрет»

Картина Сергея Дворцевого прозвучала на международной арене: «Айка» попала в основной конкурс Каннского кинофестиваля и принесла актрисе Самал Еслямовой «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую женскую роль. Дворцевой выступает сострадающим наблюдателем одиссеи мигрантки в заснеженной Москве. Город – большие каменные джунгли, Айка, словно раненая лань с бездонными глазами, мечется в мороке между работой, долгами и материнством: жизнь в мегаполисе – ежеминутная борьба за выживание. Женщине пришлось оставить ребенка в роддоме, но она не может смириться с вынужденным, пусть и принятым во благо решением.
Дворцевой стирает патину иллюзий больших возможностей и прямо, но без надрыва говорит о женщинах и материнстве, о неоплатном труде и о том, как первозданная жизненная сила, необузданная и стихийная, способна пробить асфальт отчуждения.

Кадр из фильма «Айка»

Режиссерка Василиса Кузьмина и сценаристка Юлия Гулян предлагают не подробное жизнеописание поэтессы Ники Турбиной, а скорее нежную эпитафию – славе, юности, девушке, которой не стало в 27 лет. Выпала с балкона или выбросилась – не ответят ни биографы, ни финал картины. Покорив Союз рифмованными строчками и чтецкими талантами, Ника (Лиза Янковская) в подростковом возрасте осталась неприкаянной, потерянной, размытой тенью прошлых достижений. Нужно придумать новые цели или хотя бы задать направление (театральный вуз!): а пока лето, начало нулевых, и девушка с плеером шатается по набережной Ялты, заливает яд внутри алкоголем и страстно чего-то хочет, но точно не знает чего.
«Ника» – картина непривычная для киноязыка российского кино, она ориентируется на зарубежных фестивальных собратьев (премьера ленты состоялась на смотре SXSW), тихонько улыбаясь пленочными кадрами. И кинематографистки, и артистка страстно влюблены в мятежную героиню – позволяют ей многое и прощаются с поэзией горько.

Кадр из фильма «Ника»

«Пугало» – один из важнейших фильмов последних десяти, а может, и двадцати лет. Победа картины на «Кинотавре» раскрыла публике глаза на самобытную нишу якутского кино, а Дмитрий Давыдов укоренился в статусе уникального автора.
Картина о знахарке (Валентина Романова-Чыскыырай) из якутской деревни женит любование и отчуждение, природное и человеческое, стыдливое и поэтичное. Местные отворачиваются от ведуньи в хороший день, но стоит наступить беде, как мчатся за помощью – больше не к кому. Женщина будто высасывает боль других, используя свое морщинистое тело как сосуд для чужих недугов. Давыдов заставляет мистицизм звучать буднично, а знахарку рисует не только сумасбродной отшельницей с разными валенками на ногах, но и посредницей между людьми и бездонной силой флоры. «Пугало» – лиричная картина и о национальной специфике, и о силе предубеждения, и о человеке перед лицом трагедии, которая почему-то представляется женщиной в лохмотьях.

Кадр из фильма «Пугало»

Анна Меликян после трагичной «Русалки» стала одним из главных рупоров женских судеб на отечественных экранах. Новая картина постановщицы «Чувства Анны» редкая – и для фильмографии кинематографистки, и для этого списка – научная фантастика. Работница шоколадной фабрики (Анна Михалкова) начинает слышать голоса не только мужа (Тимофей Трибунцев) и детей, но и, кажется, других цивилизаций. Заполучив почетный статус контактера, Анна сообщает человечеству о том, что спасение кроется в любви, но впереди ждет не одна катастрофа. Но главное, что Анна наконец чувствует себя особенной и услышанной – не безликой укладчицей, сортировщицей, мамой, женой, коллегой, а женщиной, которой хочется побыть в первую очередь ради себя самой. Меликян и Михалкова кружат вокруг трагедии и сатиры, определяясь со статусом в обществе и в рамках принятого: получается то остроумно, то грустно.

Кадр из фильма «Чувства Анны»

Выпускники мастерской Александра Сокурова из Нальчика задали если не собственное направление в российском кино, то обозначили определенную нишу. Кира Коваленко предлагает тоскливую и холодную историю взросления на Северном Кавказе. Жизнь Ады (Милана Агузарова) будто бы с каждым днем сжимается еще сильнее: география будней точно очерчена – дом, магазин, гости – ни шага влево, ни шага вправо. В любой из сторон поджидает крепкая мужская рука (то кулаки, то объятия), которая не выпускает на свободу.
Кира Коваленко (со сценарной помощью уже упомянутой Любови Мульменко) от личной истории юности в регионе уходит в пространство общей травмы (Ада пережила теракт в Беслане) и в безвоздушный климат патриархального гнета на Кавказе. «Разжимая кулаки» – контуры ежедневной трагедии статуса, начерченные сострадательной рукой.

Кадр из фильма «Разжимая кулаки»

Если Кира Коваленко тщательно раскрывает природу женского положения в конкретном регионе, то другой выпускник мастерской Сокурова Владимир Битоков снимает кино универсальное и женит российскую хтонь со стандартами голливудских оскаровских драм. Тоня (Ксения Раппопорт) получила похоронку: сын отправился в Сирию воевать по контракту, а вернулся пустой гроб. Бюрократическая борьба приводит потерянного ребенка домой, но чей это мальчик, совсем непонятно: вместо сына Жени Тоне присылают незнакомого молодого человека (Юра Борисов).
«Мама, я дома» – одновременно кино и жанровое, и зрительское, и фестивальное. Ксения Раппопорт выжигает кадр искрами из глаз, и не остается сомнений: материнское сердце – природная мощь удивительной силы, для которой нет недоступных величин.

Кадр из фильма «Мама, я дома»

Ясноокая «Ада» Станислава Светлова может показаться случайно залетной птичкой среди других картин в перечне. Робкая и трепетная история взросления не ставит вопрос ребром, не прощается со стереотипами и не разбивает привычный уклад, но все же совершает кое-что особенное.
«Ада» – кино практически бессюжетное, на экране проносятся будни тихой школьницы (волшебная Маша Кожуханцева), которая любит маму Варю (Ольга Озоллапиня) и бестолкового Витьку (Всеволод Ярчевский), а еще топать ногами по опавшей листве и чай с баранками. Неспешное кино пленяет желанием и умением прислушиваться, слушать и слышать, не обгонять или перебивать, а быть в моменте и позволять каждому проживать чувства и внутренние изменения в собственном ритме.

Кадр из фильма «Ада»

Новогодняя сказка Ренаты Литвиновой – русская хтонь в стиле Vogue. Кинематографистка, артистка, иллюзионистка приоткрывает занавес утраченной империи благоденствия, где царил великий матриархат, часы били 13 раз, а в конце декабря весь клан Северных Полей собирался за одним столом. Год от года блеск серебра и сладость поцелуев сменяется гниением родных сцен и привкусом плесени на губах. Рената благодарит в титрах, конечно, Киру Муратову и колдует над кинематографической материей: «Северный ветер» – и сказка, и быль, и магический реализм, и реалистическая фантасмагория, парадокс, узаконенный в кадре, как и место женщины в обществе. Клан Северных Полей – внушительная галерея портретов: дам, барышень, девушек, девочек – всех по-разному несчастных, но все равно верящих, что однажды сказка оживет.
Авторское мастерство Литвиновой доказывает состоятельность ее легенд в разных плоскостях и форматах: «Северный ветер» был и текстом, и спектаклем, стал фильмом, но может стать и живописным полотном, и аудиопьесой, и любимой пластинкой или коробкой с елочными игрушками, которые особенно бережешь. 

Кадр из фильма «Северный ветер»

Это текст из специального печатного издания  Printed, которое можно купить.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?