Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

10 знаковых ЛГБТ-фильмов 2010-х


Материал предназначен для читателей старше 18 лет.

Добавить в закладки
10 знаковых ЛГБТ-фильмов 2010-х


Июнь в мире считается Месяцем гордости (Pride Month). Присоединяемся к празднованию и разбираем главные фильмы квир- тематики прошлой декады. В десятых годах режиссёры зафиксировали основательный уход от гетеронормативности, доказали универсальность каждой истории и попутно установили несколько статистических рекордов.

Треванте Роудс на кадре из фильма «Лунный свет»

Треванте Роудс на кадре из фильма «Лунный свет»

Эпический в своей миниатюрности фильм Дженкинса визуально непревзойдённо проследил за соседствующими детством/отрочеством/юностью и осознанием собственной гомосексуальности в бесперебойно патриархальном мире. Герой растёт в условиях вербального и физического насилия, но находит надежду и продолжает путь, свободный от установок. Большинство зрителей смириться со скандальной победой картины на «Оскаре» в категории «лучший фильм» и перепутанными конвертами так и не смогли, но поинтересоваться их мнением никто, увы, не удосужился. Вне зависимости от организационного фиаско академия сигнализировала редкую для себя тягу к изменениям, приняла и поняла вектор на инклюзивность, важность и слышимость ЛГБТК-историй в мировых пропорциях.

Адель Энель на кадре из фильма «Портрет девушки в огне»

Адель Энель на кадре из фильма «Портрет девушки в огне»

Режиссёрку Сьямма нередко называют евангелисткой female gaze — термина, сокрушающего деспотизм мужской цисгендерной перспективы, дающего возможность зрительницам увидеть себя репрезентированными на экранах. Фундаментальным трудом постановщицы с момента премьеры в Каннах стал «Портрет» — поглощающая, вневременная история взаимоотношений художницы Марианны (Ноэми Мерлан) и аристократки Элоизы (Адель Энель). На острове во Франции XVIII века, где проживают и проникаются друг другом героини, мужчин заменяют эмпатия, прыжки через костёр, ритуальные песнопения, освобождающие надежды, кисти и детали тел. Настолько деликатной демонстрации безграничной любви, наделяющей женщину правом самой говорить о своём опыте, придумать кто-то другой пока не решился.


Тимоти Шаламе в роли  Элио Перлмана на кадре из фильма «Зови меня своим именем»

Тимоти Шаламе в роли  Элио Перлмана на кадре из фильма «Зови меня своим именем»

Олицетворение лета, балансирующий на грани законности кинороман между 17-летним Элио (Тимоти Шаламэ) и 24-летним студентом Оливером (Арми Хаммер). Гуаданьино и один из пионеров ЛГБТ-кино Джеймс Айвори адаптируют роман-первоисточник Андре Асимана с завидной томностью и щемящей иллюзией, свойственной первой любви. Итальянская глубинка, велосипеды, светофорные плавки, потревоженные персики, горы, слёзы и жаркие признания с непременными слезами в финале. Запуск карьеры Шаламэ и моментальная ЛГБТ-классика современности, которую после известий о каннибальских наклонностях Хаммера пересматривать уже не так просто.


Кейт Бланшетт в роли Кэрол Эйрд на кадре из фильма «Кэрол»

Кейт Бланшетт в роли Кэрол Эйрд на кадре из фильма «Кэрол»

В Нью-Йорке 1950-х возникает притяжение между богатой дамой Кэрол (Кейт Бланшетт) и юной работницей универмага с интересом к фотографии Терезой (Руни Мара). Основанный на романе «Цена соли» Патриции Хайсмит фильм Хэйнса обладает уязвимой, обнажённой — и телесно, и эмоционально — красотой, успевающей до момента неизбежной разлуки стереть все границы, дать бой миру, «который приготовился к тому, чтобы стать их врагом». «Кэрол», впрочем, одна из немногих картин, где катастрофы расставания удаётся избежать, как и стигматизации гомосексуальных отношений, по-прежнему часто обречённых на провал (либо смерть, либо сепарация) в современной массовой культуре.

Крис Нью в роли Глена на кадре из фильма «Уик-энд»

Крис Нью в роли Глена на кадре из фильма «Уик-энд»

Громко запустил декаду в экранном ЛГБТ-пространстве тихий и неприветливо серый Ноттингем наших дней, где встретились и провели вместе 48 часов герои «Уик-энда», дебютной работы Эндрю Хэя. Расселл (Том Каллен) и Глен (Крис Нью) познакомились в баре и в ходе беседы ощутили сильнейшую связь. Оба прекрасно осведомлены о неизбежном расставании и во время общения не подают виду, иронизируя на полном ходу и незаметно мечтая о совместном будущем. Но ненавистный вагон всё равно тронется, перрон опустеет, тоска испаряться не надумает — угрюмо посмотрит вслед объятиям двух мужчин местная шпана, и выходные останутся только в памяти. Хэй мастерски обводит детали и без грамма пафоса проводит пару от пункта А до пункта Б, утешая и разводя безжалостно в разные стороны, — ту же стратегию, но с ещё большей разочарованностью в голосе режиссёр повторит у пожилых гетеросупругов из «45 лет».



Джош О’Коннор в роли Джонни Саксби на кадре из фильма «Божья земля»

Джош О’Коннор в роли Джонни Саксби на кадре из фильма «Божья земля»

Ещё одна британская и не менее суровая драма о смотрителе за овцами (Джош О’Коннор) и помогающем ему мигранте из Румынии (Алек Секаряну) на фоне несентиментальных каменных пейзажей. «Землю» легко сравнить с «Горбатой горой» Энга Ли или обвинить в плагиате (а ещё в одинаковых фамилиях режиссёров). На деле фильм совсем не трагичен, в отличие от предшественника, а в грубой телесности находит разрешённое счастье — редкая вещь в квир-кинематографе. Любить — совсем не значит страдать, и фильм Ли это доказывает, обеспечивая героев шансом на продолжение. «Земля» запустила карьеру О’Коннора (принц Чарльз в «Короне»), а Ли отправился в ту же реку дважды с откровенно неудачным «Аммонитом», разменяв малоизвестных актёров на Кейт Уинслет и Сиршу Ронан (над результатом потешались в SNL).


Адель Экзаркопулос в роли Адель на кадре из фильма «Жизнь Адель»

Адель Экзаркопулос в роли Адель на кадре из фильма «Жизнь Адель»

Один из наиболее узнаваемых ЛГБТ-проектов десятилетия, получивший «Золотую пальмовую ветвь» Канн-2013 от главы жюри, законопослушного семьянина Стивена Спилберга. Кешиш ничего не стесняется — ни трёхчасового хронометража, ни будоражащих секс-сцен, разлетевшихся по Сети, увлекаясь объективацией героинь (Адель Экзаркопулос и Леа Сейду). В то же время «Адель» реалистична в расхождении ожиданий и реальности, коварстве иллюзорной юности, которая наобещает и исчезнет навсегда, виновато перекрасив волосы из магического синего в обычный каштановый.

Ким Тхэ Ри в роли Сук‑Хе на кадре из фильма «Служанка»

Ким Тхэ Ри в роли Сук‑Хе на кадре из фильма «Служанка»

Многофигурный эротический триллер режиссёра «Олдбоя» о расчётливой лесбийской связи чередует саспенс с эскапизмом, погружает в паутину лжи, интриг и ускользания от репрессивной алчности патриархальной Кореи 1930-х. Взяв за основу роман Сары Уотерс «Тонкая работа», постановщик не отказывает себе в удовольствии подорвать пару-тройку конструкций викторианской эпохи, обвалять их в постмодернизме и наделить героинь доверием и страстью, лишив при этом соизмеримости с другими, традиционно «хорошими» ЛГБТ-протагонистами.


Оливия Колман в роли королевы Анны на кадре из фильма «Фаворитка»

Оливия Колман в роли королевы Анны на кадре из фильма «Фаворитка»

Титулованная трагикомедия исследует соотношения женской квир-репрезентации и влияния на неё власти, погрузив зрителя в любовно-политический треугольник в Англии начала XVIII века. Болезненно несчастная королева Анна (получившая за роль «Оскар» Оливия Колман) отвергает внимание старой компаньонки и любовницы Сары (Рэйчел Вайс) и впадает в зависимость от расчётливой Эбигейл (Эмма Стоун). Радикальная веха, достигнутая греком Лантимосом, доказала возможность выстраивания женских персонажей не вокруг мужчин или страданий по ним, а вокруг собственных амбиций и неизбежного краха на своих условиях.

Кадр из фильма «Незнакомец у озера»

Кадр из фильма «Незнакомец у озера»

Дебютировавший в Каннах триллер шокировал натурализмом неподдельных секс-сцен и разговором с бездной. Главный герой Фрэнк регулярно посещает нудистский гей-пляж, где знакомится с загадочным Мишелем с буквально убийственным флёром. Притяжение перерастает в манию с обеих сторон, берёт в тиски клаустрофобии, воспринимаемой протагонистом одновременно со страхом и звериным любопытством, добровольным принятием приглашения на казнь. Что могло остаться рядовым триллером, превратилось в неподдельный гей-культ, до сих пор обсуждаемый и закономерно отвергаемый.


Текст: Егор Козкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?