Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

100 лучших фильмов всех времен

Начиная с 1952 года британский журнал о кино Sight & Sound (издаётся под эгидой Британского института кино) завел интересную традицию: каждые 10 лет редакция выпускает список 100 лучших фильмов всех времен. В пуле участвуют как кинокритики из разных стран, так и отборщики кинофестивалей и историки кино. В этом году в голосовании приняли участие 1639 профессионалов, а в список попали аж четыре фильма 2010-х — «Лунный свет» Барри Дженкинса, «Портрет девушки в огне» Селин Сьямма, «Паразиты» По Джун Хо и «Прочь» Джордана Пила.

Добавить в закладки
100 лучших фильмов всех времен

Полный список фильмов можно найти тут, а мы расскажем про десятку финалистов.

10-е место

Джин Келли в роли Дона Локвуда на кадре из фильма «Поющие под дождем»

Джин Келли в роли Дона Локвуда на кадре из фильма «Поющие под дождем»

Звезда немых фильмов Дон Локвуд (Джин Келли) переживает появление звука в фильмах, он боится, что инновация убьет как само кино, так и его карьеру. Чтобы оставаться в тренде, герой решает снять звуковой фильм, но сталкивается с градом препятствий, главным из которых является невыносимый голос ведущей актрисы.

Фильм – любовное послание внутренней кухне Голливуда и кинолюбителям по всему миру, — не мог не запасть в сердца публики, поэтому часто фигурирует в разных списках лучших. О преданности любимому делу говорит не столько сюжет, сколько история о том, как Джин Келли после съемок знаменитого танца под дождем схватил воспаление легких. Сцена же стала настолько часто цитируемой в фильмах и скетчах, что практически любой человек угадает песню Singing In The Rain с трех нот.

Кинематографисты всегда переживали за свое ремесло: то звук убьет кино, то цвет убьет кино, то 3D убьет кино, то стриминги убьют кино. Один только Дэвид Кроненберг пытается успокоить всех и научить адаптироваться к новой реальности. Кино все так же живее всех живых, а стараниями 1639 синефилов в пуле Sight & Sound оно еще и по местам расставлено, так что переживать точно не стоит.

9-е место

Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом»

Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом»

Документальный фильм советского режиссёра Дзиги Вертова не имеет выстроенного сюжета, картина состоит из хаотичных кадров городской жизни Москвы, Киева и Одессы, снятых с помощью разных операторских техник. Этот динамичный поток — гораздо больше, чем просто городская симфония. Это ода кинематографу и его безграничным возможностям, а также ярчайший пример того, что даже та реальность, которую воспроизводят неигровые фильмы, всегда конструируется режиссером. «Человек с киноаппаратом» до сих пор является одним из важнейших маст-си для синефилов и тем более кинематографистов, именно в картине Вертова впервые опробован дистанционный монтаж и множество других интересных художественных приемов.

8-е место

Наоми Уоттс в роли Дианы Селуин на кадре из фильма «Малхолланд драйв»

Наоми Уоттс в роли Дианы Селуин на кадре из фильма «Малхолланд драйв»

Вот уже 20 лет, как люди спорят о различных интерпретациях самого известного фильма Дэвида Линча, сам режиссер никаких комментариев по этому поводу не дает — делайте выводы, у вас есть все улики. Запутанный и сюрреалистический сюжет с трудом можно уместить в пару строк, но мы попробуем: главная героиня (Лаура Хэрринг) попадает в аварию, после которой у нее пропадает память. Она остается жить у новой знакомой — начинающей актрисы по имени Бетти (Наоми Уоттс). Вместе девушки пытаются раскрыть тайны прошлого Риты (наша героиня берет себе имя в честь голливудской звезды Риты Хейворт), но интриги и расследования оборачиваются сном впавшей в депрессию актрисы, тогда сюжет берет новый и явно неожиданный для всех поворот.

За «Малхолланд драйв» Дэвид Линч получил свою первую «Золотую пальмовую ветвь» и даже номинацию на «Оскар», а все уважаемые синефильские издания назвали фильм лучшим за 2001 год.

7-е место

Дени Лаван на кадре из фильма «Красивая работа»

Дени Лаван на кадре из фильма «Красивая работа»

Фильм французской режиссерки Клер Дени частично вдохновлен романом американского писателя Германа Мелвилла «Билли Бадд», а сюжет переносится с военного корабля в африканскую пустыню. Зритель наблюдает за изнурительными тренировками солдат, которые в зависимости от музыкального сопровождения и угла камеры перетекают в современный танец или даже напоминают балет. В этих условиях разворачивается трагическая история любви и одержимости, а Дени размышляет о человеческой потребности в близости и о том, что заставляет героев этому чувству так яростно сопротивляться.

6-е место

Кир Дулли в роли Дэйва Боумана на кадре из фильма «2001 год: Космическая одиссея»

Кир Дулли в роли Дэйва Боумана на кадре из фильма «2001 год: Космическая одиссея»

Попробуйте поговорить с любым синефилом о кино больше 10 минут, и если он не сделает отсылку к фильмам Кубрика (даже при обсуждении франшизы «Форсаж»), у него попросту отвалится голова. Прошло уже больше 50 лет с момента выхода «Космической одиссеи», но любой фильм, действие которого происходит в космосе (теперь в это число входит и «Форсаж»), неизбежно сравнивают именно с творением Кубрика. Что неудивительно: картина настолько опередила свое время, что, выпусти ее в прокат в 2022 году, «Одиссея», несмотря на технический прогресс, все равно стала бы лучшим фильмом столетия.

Космическая экспедиция отправляется на Юпитер, чтобы исследовать новый загадочный монолит, до этого появлявшийся на Луне и на Земле. Добровольцами выступили двое пилотов NASA, а компанию им составил компьютер HAL 9000, оснащенный искусственным интеллектом. К сожалению, и компьютер чересчур много думал, и монолит был слишком мощный, поэтому миссия была обречена на трагедию, но путь длинной в 142 минуты прекрасен.

5-е место

Мэгги Чун в роли Су Ли Чжэнь на кадре из фильма «Любовное настроение»

Мэгги Чун в роли Су Ли Чжэнь на кадре из фильма «Любовное настроение»

Мы дошли до того момента в истории, когда классик Вонг Кар Вай и его главный фанат режиссер Барри ДженкинсЛунный свет») оказываются в одном списке 100 главных фильмов в истории. Кар Вай вдохновил своими работами не одно поколение режиссеров, кинематографиста часто цитируют, стараются повторить необыкновенную атмосферу с выразительным неоновым светом.

«Любовное настроение» пропитано очарованием 60-х в Гонконге. Утопая в ностальгии, режиссер не только оглядывается назад, но и смотрит вперед: скучая по пышным узорам кинематографического романтизма, Кар Вай в то же время использует современные, даже авангардные формы, свойственные его чувственному и насыщенному почерку. Фильм заставляет синефилов с важностью произносить избитую фразу: «Сейчас не делают такие хорошие фильмы, как раньше», — хотя никто не делает таких фильмов, как Вонг Кар Вай, кроме Вонга Кар Вая.

4-е место

Тисю Рю на кадре из фильма «Токийская повесть»

Тисю Рю на кадре из фильма «Токийская повесть»

Японец Ясудзиро Одзу вплоть до своей смерти (в 1963 году) не был признан мировым киносообществом и считался скорее национальным достоянием. Фильмы классика не попадали на международные кинофестивали, зато сейчас они есть в списке любимых у каждого серьезного синефила. Самый знаменитый фильм Одзу «Токийская повесть» рассказывает о пожилой паре (Тисю Рю и Тиэко Хгасияма), которая отправляется в Токио навестить своих взрослых детей, но те оказываются слишком заняты повседневной рутиной, чтобы уделить родителям хоть сколько-нибудь времени. Единственный человек, который проявляет в отношении пожилой пары заботу, — вдова их сына (Сэцуко Хара), погибшего на войне. Разочарование, горечь и утраты показаны как неизбежные спутники старения, но финальные кадры возвращают зрителя в момент: что бы ни случилось, жизнь будет идти своим чередом.

3-е место

Орсон Уэллс в роли Чарльза Фостера Кейна на кадре из фильма «Гражданин Кейн»

Орсон Уэллс в роли Чарльза Фостера Кейна на кадре из фильма «Гражданин Кейн»

Если однажды в списке лучших фильмов, составленном профессионалами киноиндустрии, не обнаружат «Гражданина Кейна», то мир рискует перевернуться. Кинокритики, как и режиссеры, ставят бессмертный шедевр Орсона Уэллса во главу стола за технические инновации и новые горизонты, которые он открыл в начале 40-х для кинематографа. Сюжет в то же время довольно прост и строится вокруг смерти Чарльза Фостера Кейна (Орсон Уэллс) — богатейшего газетного магната, чьим последним словом было Rosebud. Кончина миллионера вызывает много вопросов у общества, а журналисты расследуют удивительную и полную загадок жизнь Кейна, а также пытаются понять, есть ли какое-то скрытое послание за тем самым словом Rosebud.

2-е место

Ким Новак в роли Мадлен Эльстер на кадре из фильма «Головокружение»

Ким Новак в роли Мадлен Эльстер на кадре из фильма «Головокружение»

«Головокружение» Хичкока в прошлом десятилетии возглавляло список Sight & Sound, всего в списке из 100 фильмов можно найти 6 картин мастера саспенса. Как и многие другие бессмертные шедевры, «Головокружение» не снискало любви критиков во время премьеры в 1958 году, даже Киноакадемия выделила фильму всего две второстепенные номинации. Только ближе к 80-м отношение к картине, считавшейся проходной у Хичкока, было пересмотрено в обществе синефилов: они (под главенством киноведа Робина Вуда) пошептались и решили, что «Головокружение» все-таки заслуживает больше лавров.

Во главе сюжета детектив в отставке Скотти Фергюсон (Джеймс Стюарт) страдающий от депрессии и панического страха высоты. Старый друг просит Скотти об одолжении — присмотреть за его женой (Ким Новак), одержимой суицидальными мыслями. Акрофобия главного героя встает на пути успешного выполнения этого задания, но кейс оказывается куда более запутанным, поэтому зрителя ждет головокружительное количество неожиданных поворотов сюжета, как и во многих фильмах Хичкока.

1-е место

Дельфин Сейриг в роли Жанны Дилман на кадре из фильма «Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080»

Дельфин Сейриг в роли Жанны Дилман на кадре из фильма «Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080»

Нетрудно догадаться, что знаменитый список женщина возглавила впервые за всю его историю. Female gaze сейчас начинает прорываться не только на кинофестивали и премии, но и в сознание смотрящего. «Жанна Дильман» — эталон формализма в кино, повлиявший на режиссерский стиль Апичатпонга Вирасетакула, Гаса ван Сента и многих других. Сюжет строится вокруг матери-одиночки Жанны Дильман (Дельфина Сейриг) и зацикленного круга ее повседневного быта. В какой-то момент привычный ритуал начинает рушиться, сигнализируя зрителю о приближении трагической развязки. Кино вошло в историю благодаря смелому взгляду на женскую субъектность и предметно-социальную среду, во власти которой мы все находимся.

Текст: Катя Карслиди
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?