Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

5 причин, почему «Баффи — истребительница вампиров» — один из лучших подростковых сериалов своего времени

20 мая исполнится 18 лет с премьеры финального эпизода сериала «Баффи — истребительница вампиров». Сложно поверить, что шоу, стартовавшее ещё в конце 90-х, остаётся актуальным и злободневным и сегодня. Каким-то невообразимым образом создателю «Баффи» Джоссу Уидону, имя которого долгое время связывали с киновселенными Marvel и Pixar, а после — с обвинениями в абьюзе, удалось предугадать тенденции развития современной поп-культуры. Сериал о школьнице, волею судьбы призванной защищать мир от вампиров, в разное время поднимал темы феминизма и репрезентации ЛГБТ, иронизировал над токсичной маскулинностью и критиковал романтизацию нездоровых отношений на экране.

Добавить в закладки
5 причин, почему «Баффи — истребительница вампиров» — один из лучших подростковых сериалов своего времени

Конечно, «Баффи» всё же страдает от явного недостатка инклюзивности — какое-никакое расовое разнообразие в шоу появилось только в последних сезонах, а некоторые персонажи и вовсе не прошли проверку временем (привет, абьюзивный друг Ксандер). Но, даже несмотря на все это, сериал продолжает оставаться по-настоящему революционным для своих лет, рассказываем почему.

«Баффи» разрушила множество гендерных и жанровых стереотипов

Сара Мишель Геллар в роли Баффи на кадре из сериала «Баффи —  истребительница вампиров»

Сара Мишель Геллар в роли Баффи на кадре из сериала «Баффи —  истребительница вампиров»

Взяв один из самых избитых женских образов — хрупкую девушку-блондинку, которая, как правило, погибает в первые минуты фильма, — Уидон создал сильную героиню, можно сказать, поп-икону феминизма, обладающую силой демона и навыками настоящей воительницы. Баффи — не только истребительница вампиров, но и талантливый стратег, способный предугадать действия врага на несколько шагов вперед. И всё это без ущерба для личности — ведь при свете дня она остаётся наивной школьницей с типичными подростковыми проблемами, полностью соответствующими возрасту. Как и все мы, главная героиня испытывает страх перед будущим, влюбляется в парней, выясняет отношения с друзьями и бунтует против родителей. Человечной делает Баффи именно её несовершенство. Она может оставаться эгоистичной и при этом (дважды) жертвовать собой ради спасения всего мира. У неё периодически просыпается комплекс бога и, конечно, есть определённые проблемы в выстраивании коммуникации с другими людьми. Баффи совершает множество ошибок, на которых учится и впоследствии растёт. Несмотря на наличие сверхъестественных способностей, она продолжает оставаться обычным человеком, с которым каждый может себя идентифицировать.

 

Создатели сериала говорили со зрителями на «своём» языке

Сара Мишель Геллар в роли Баффи на кадре из сериала «Баффи —  истребительница вампиров»

Сара Мишель Геллар в роли Баффи на кадре из сериала «Баффи —  истребительница вампиров»

На протяжении семи сезонов «Баффи» у персонажей шоу формировался собственный слэнг, который впоследствии успешно перенимался и преданными фанатами, и обычными зрителями. Со временем у лексикона сериала даже появился свой термин — «баффизм» или «баффи-спик». Герои придумывали новые слова с помощью добавочных суффиксов, активно использовали контекстуальные замены и различные поп-культурные отсылки — к комиксам, классическим фильмам ужасов, другим популярным сериалам и даже «Гарри Поттеру». Например, вампиров в шоу часто называли «вампами», а склонных к насилию и разрушению людей — «апокалиптиками». В одном из эпизодов Уиллоу, почувствовав, что уже второй раз делает одно и то же, говорит: «Мне кажется, мы уже де’жали это вю». Своеобразный язык «Баффи» не только сформировал целое поколение подростков, но и послужил основой для нескольких научных статей и даже книги под названием Slayer Slang: A Buffy The Vampire Slayer Lexicon (пер. «Убийственный сленг: лексикон Баффи — истребительницы вампиров»).

 

«Баффи» показывала реальные проблемы взросления

Элисон Хэннигэн в роли Уиллоу на кадре из сериала «Баффи —  истребительница вампиров»

Элисон Хэннигэн в роли Уиллоу на кадре из сериала «Баффи —  истребительница вампиров»

Невероятно, но факт: шоу о вампирах, демонах и прочей нечисти всегда было ареной для решения реальных человеческих проблем. Мы знакомимся с Баффи, когда она поступает в старшую школу Саннидейла: после неприятного инцидента, произошедшего в прошлом учебном заведении, девушка чувствует себя неуверенно, переживая, как бы дурная слава не ударила по её репутации на новом месте. Баффи хочет вписаться, но её «сверхъестественные странности» отпугивают большинство людей. В конце концов она принимает свой путь Избранной, заводит новых друзей и даже влюбляется. По мере того как главная героиня становится старше, меняются и её проблемы: в эпизоде The Body мы видим, как Баффи впервые переживает потерю близкого человека, постепенно она сталкивается с новыми «взрослыми» трудностями в виде оплаты счетов, поиска работы и воспитания младшей сестры-подростка. Мы также наблюдаем за тем, как Баффи борется с депрессией после того, как восстает из мёртвых, попадает в абьюзивные отношения и даже становится лидером армии потенциальных истребительниц.

 

Персонажи шоу имели двойственную природу

Элисон Хэннигэн в роли Уиллоу на кадре из сериала «Баффи —  истребительница вампиров»

Элисон Хэннигэн в роли Уиллоу на кадре из сериала «Баффи —  истребительница вампиров»

Вопреки канонам жанрового кино, и главные, и второстепенные персонажи «Баффи — истребительницы вампиров» были поделены на «героев» и «злодеев» лишь условно (за исключением, возможно, антагониста первого сезона). По ходу развития сюжета они неизменно меняли свой моральный облик, эволюционировали или даже деградировали. Так, например, вампир Спайк, выступающий изначально как шаблонный харизматичный злодей, к финальному сезону шоу превратился в трагичного шекспировского героя. В шестом сезоне создатели также показали так называемую тёмную версию Уиллоу, когда она не смогла преодолеть свою зависимость от чёрной магии и решила устроить конец света. Отдельного упоминания заслуживает истребительница-ренегат по имени Фейт, воплощающая в себе полную противоположность всегда сдержанной и правильной Баффи, — на протяжении всего сериала они неоднократно бьются на смерть и даже меняются телами, но в конце концов приходят к определенному взаимопониманию. Так или иначе, во всех персонажах «Баффи» прослеживался чёткий дуализм — совершенно новаторский приём для подростковых сериалов того времени.

 

Создатели «Баффи» не боялись экспериментов

Сара Мишель Геллар в роли Баффи на кадре из сериала «Баффи —  истребительница вампиров»

Сара Мишель Геллар в роли Баффи на кадре из сериала «Баффи —  истребительница вампиров»

Сейчас в это сложно поверить, но авторы «Баффи — истребительницы вампиров» обладали гигантской творческой свободой — несмотря на немалое количество конфликтов с руководством Warner Bros., Джосс Уидон и компания продолжали активно экспериментировать с концепцией и формой сериала, и в большинстве случаев этот риск был вполне оправдан. Поначалу это были филлерные, но совершенно безобидные эпизоды, снятые в жанре зомби-апокалипсиса или научной фантастики. В четвёртом сезоне благодаря творческому челленджу Уидона зрители увидели серию под названием Hush, где большую часть хронометража ни один из героев не произносит ни слова. Затем появился знаменитый эпизод под названием Once more, with feeling — мюзикл, стилизованный под хорроры 60-х годов, который стал настоящей проверкой на прочность не только для Уидона, но и для актёров — многие из них никогда не пели на публике. Совершенно душераздирающая серия The Body была основана на личном опыте Уидона, тяжело переживающего внезапную смерть матери. Даже спустя двадцать лет некоторые решения создателей «Баффи» продолжают вызывать жаркие дискуссии в Интернете — например, скандальная сцена в ванной, в которой показана попытка изнасилования, выглядит совершенно немыслимой в контексте современного телевидения. Тем не менее именно благодаря смелым, а иногда и вовсе безбашенным решениям шоураннеров серии «Баффи» всё еще остаются эталоном сценарного мастерства и памятником поп-культуре рубежа тысячелетий.

Текст: Оля Смолина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?