Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

5 российских фильмов о 90-х и их наследии, которые должен увидеть каждый

Сегодня в прокат выходит «Батя» с Владимиром Вдовиченковым — трагикомедия о парне, который спустя долгие годы едет встречаться с папой и по пути вспоминает все противоречивые семейные истории. Это кино не только о воспитании и отцовской фигуре в России, но и о травмирующем опыте 90-х. Рассказываем о других фильмах, которые рассуждают на тему лихих времён в нашей стране с помощью самых разных жанров и идей. А также — с важной временной дистанции, когда на ушедшую эпоху уже можно смотреть с новой оптикой.

Добавить в закладки
5 российских фильмов о 90-х и их наследии, которые должен увидеть каждый

Алексей Панин в роли Сергея на кадре из фильма «Жмурки»

Алексей Панин в роли Сергея на кадре из фильма «Жмурки»

90-е закончились, но Балабанов с этим временем не простился. «Жмурки» — то ли (учитывая рафинированность образов) кинокомикс, то ли эпитафия эпохе, которая, как покажет опыт, ещё не скоро надоест российским кинематографистам. Панин и Дюжев в ролях двух бандитов выполняют указания придурковатого босса Сергея Михайловича (Никита Михалков), пересекаются с сомнительными персонажами вроде Доктора или Баклажана и в один момент встречают знакомого, который говорит, что в Москве уже давно не стреляют, мол, времена меняются и надо бы уже под них грамотно подстроиться. Так эталонный фильм о 90-х в финале близится уже к совершенно другой истории. Преступная сага закончена, задания Михалыча выполнены, и зрителей отправляют прямиком в 2005 год. Два раздолбая, Саймон и Сергей, видимо, прислушались к совету товарища и стали депутатами Госдумы, сделали старого босса вахтёром, а его сына — мальчиком на побегушках. Наступила новая, «светлая» Россия будущего. Кожанки и кастеты сменены на пиджаки и печати, а насилие теперь только узаконенное. Идеальное лаконичное высказывание на тему не только 90-х, но уже и 00-х (и, судя по происходящему, также 10-х и 20-х).

Юрий Борисов в роли Антона на кадре из фильма «Бык»

Юрий Борисов в роли Антона на кадре из фильма «Бык»

Полнометражный режиссёрский дебют Бориса Акопова неожиданно стал триумфатором «Кинотавра» (опустим спорные высказывания автора о «женском» и «мужском» кино — сейчас мы рассуждаем исключительно о картине) и до сих пор остаётся одним из самых любопытных фильмов о 90-х. Местный авторитет вытаскивает Антона Быкова по кличке Бык (Юрий Борисов) из отделения милиции и предлагает классический расклад: услуга за услугу. В общем-то, описывать сюжет более подробно нет смысла. Фильм Акопова — прежде всего эффектная зарисовка времени с яркими деталями вроде кассет VHS или декорациями обедневших дворов и рынков. Никакой спекуляции на тему времени — скорее попытка проанализировать собственное детство (Акопов, очевидно, рос в такой обстановке и теперь хочет посмотреть на неё с дистанции) и время, которое сформировало большинство из нас.

Анна Чиповская на кадре из фильма «Маша»

Анна Чиповская на кадре из фильма «Маша»

Ещё один триумфатор «Кинотавра» (приз за лучший дебют), который переосмысляет 90-е. На этот раз — из двух временных точек: собственно лихой эпохи, совпавшей с детством главной героини Маши (Полина Гухман), и безмятежного настоящего, где выросшая девушка (Аня Чиповская) вроде бы осуществила мечту и работает певицей. Последний таймлайн, правда, занимает в фильме лишь несколько минут и служит скорее мастерским драматургическим подведением итогов, поэтому в большей степени режиссёрка Анастасия Пальчикова фокусируется на юной Маше — той, которая живёт рядом с криминальным авторитетом Крестным (Максим Суханов) и смотрит на все ужасы 90-х глазами ребёнка. Режиссёр «Быка» Борис Акопов изначально хотел сделать героем своего фильма мальчика, но в итоге концепт (к сожалению) пришлось переработать. А вот «Маша» в какой-то степени реализует эту затею и, как и «Батя», но, разумеется, более тонко, размышляет о связи детства и травмы времени, а также о том, как будущее по эффекту домино может разрушиться от вроде бы маленьких, но на самом деле крайне важных историй из юности. Пока фильм не вышел в прокат, но взять его на заметку нашим читателям-киноманам точно стоит.

Алина Насибуллина в роли Вели на кадре из фильма «Хрусталь»

Алина Насибуллина в роли Вели на кадре из фильма «Хрусталь»

Противоречивый эстетский фильм белоруски Дарьи Жук, повествующий о диджейке Веле, которая уезжает из Минска в провинциальный городок, чтобы с помощью нехитрых махинаций получить визу в Америку. Для своего плана она, правда, выбирает не лучший момент: люди, которые могут дать ей необходимую справку, готовятся к свадьбе, поэтому девушке предстоит провести несколько дней с местными жителями. «Продвинутая» причудливая столица в этом фильме резко конфликтует с заскорузлым захолустьем: Веля, не знакомая с порядками жизни, постепенно превращается в лёгкую жертву и невольно вынуждает провинциалов продемонстрировать свой звериный оскал. Вопрос, разумеется, не в том, что Дарья Жук не любит обитателей маленьких городов — напротив, их быт в некоторых моментах показан с особой теплотой. Дело скорее в ужасающей силе времени, в эпохе, которая делает любого «инакового» врагом, обесчеловечивает, превращает в хищника, сбившегося в стаю с такими же голодными до людских страданий монстрами.

Алексей Серебряков в роли Лёхи Штыря на кадре из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

Алексей Серебряков в роли Лёхи Штыря на кадре из фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

Пронзительный роад-муви об отце и сыне в контексте травмы 90-х. Витька Чеснок до жути хочет сдать своего отца-инвалида в специальное учреждение, чтобы получить уютную квартирку. По пути, правда, всё равно придётся забивать неловкое молчание такими же неловкими разговорами — пускай скорее обвинительными, враждебными по своей сути, нежели примирительными. Все равно из ненависти родится любовь, а из разочарования — прощение. Герои Ханта не нуждаются в душевных разговорах — им достаточно оказаться рядом, вместе, посмотреть друг другу в глаза, полные взаимной злобы, и уже тем самым за пару дней проникнуться близким больше, чем за последние несколько лет. Но 90-е не отпускают даже сейчас: на пути Чеснока и Штыря то и дело будут появляться отголоски отцовской лихой молодости — бандиты, озлобленные на бывшего компаньона. Их дорога становится ещё и бегством от эпохи, крепко вцепившейся зубами в современную Россию. И победить её можно только вместе — полюбив обидчика, пожалев нерадивого сына.


Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?