Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Человек, который убил Дон Кихота»

Праздник чистого творчества и очевидный показатель того, что Терри Гиллиам — все ещё тот же великий художник, каким он был всегда

Добавить в закладки
А жизнь — весёлый карнавал

Трейлер

Режиссёр по имени Тоби снимает рекламу где-то в испанской глуши. На одной из вечеринок с продюсерами местный торговец DVD-дисками даёт Тоби один фильм, о котором тот не слышал уже очень давно. Это «Человек, который убил Дон Кихота» — студенческая работа молодого режиссёра, напоминание о тех временах, когда деньги для него ещё не затмили творчество. Тоби понимает, что деревня, в которой он снимал тот фильм, совсем недалеко, и отправляется туда. В деревне он находит старого сапожника, сыгравшего в его ленте центральную фигуру, рыцаря печального образа. Вот только сапожник настолько вошёл в роль, что до сих пор считает себя Дон Кихотом, и Тоби он воспринимает как нового Санчо Пансу. Безумный старик и заскучавший модный режиссёр отправляются в долгое приключение с обязательными прыжками на мельницы, битвами с полицейскими и, куда уж без этого, спасением прекрасной невесты.

Фильм «Человек, который убил Дон Кихота» невозможно воспринимать вне контекста его сложного производства. 25 лет безуспешных попыток снять кино мечты, смерти актёров, разрушенные декорации, миллион раз переписанный сценарий — всё это ещё до просмотра строит вокруг картины ауру произведения монументального, обязанного быть великим. Но Гиллиама, как отлично знают все его продюсеры, мало когда интересовали обязательства, тем более такие абстрактные. Всё, что он хочет, — снимать кино, которое ему нравится.

Кадр из фильма «Человек, который убил Дон Кихота»

Понятно, почему фильм многие так прохладно приняли в Каннах. Терри Гиллиам совсем не пытается снять magnum opus, которого от него ждут, не хочет выделять «Человека» из остальной фильмографии. Наоборот, картина выглядит как логичное продолжение творческих поисков режиссёра и в каком-то роде их промежуточный итог. Учитывая, сколько элементов из «Дон Кихота» он позже перенёс в другие работы, картина превращается в этакого дистиллированного Гиллиама, архи-Гиллиама, если хотите. Все основные мотивы творчества режиссёра — истории о человеческих фантазиях, вымышленных мирах, снах, деструктивных свойствах искусства и поиске индивидуальности — здесь доведены до значений абсолютных, соединены в одно целое с фигурой самого режиссёра.

Кадр из фильма «Человек, который убил Дон Кихота»

«Человек, который убил Дон Кихота» — бесспорно, самый личный фильм Гиллиама. Он прямо проводит параллели с собственным опытом съёмок, осмысляет его и, как любой талантливый комедиант, не боится смеяться над собой. Проблемы с продюсерами, застои на съёмках и творческие ступоры становятся частью одного большого путешествия за грань реальности — туда, где рождаются все великие произведения.

Кадр из фильма «Человек, который убил Дон Кихота»

Режиссёр Тоби здесь как отражение прагматичной части Гиллиама, части холодной и потерявшей интерес к нерадивому проекту. Но и Дон Кихот — тоже Гиллиам. Безумный энергичный старик, живущий в обособленном мире, не готовый смириться с серой действительностью и, несмотря на всё неприятие и критику, раз за разом бросающийся на одни и те же ветряные мельницы. Прямо перед нами великий режиссёр сталкивает себя с собой, рефлексирует сквозь образы и действия. Чем дальше идёт фильм, чем сильнее размывается грань между Гиллиамом и рыцарем печального образа, тем ярче становится и фильм: если в начале изображение тут довольно аскетично и невыразительно, в конце начинается настоящий карнавал — и не только буквальный, но и карнавал гиллиамовской выразительности. Будто все его фирменные визуальные решения вырываются наружу из заточения и напоследок устраивают пиршество красок и света.

Но как бы любопытно ни было смотреть на «Человека, который убил Дон Кихота» через призму фильмографии режиссёра, это в конце концов прекрасное кино само по себе. Яркое, увлекательное, до одури смешное, настоящая современная сказка, которой не страшно показаться архаичной или недостаточно актуальной. Впрочем, история Дон Кихота не может быть не актуальной — именно об этом в финале нам говорит Гиллиам. Через долгие мытарства и внутренние конфликты он выводит очевидную мораль, которая тем не менее никогда не отзывалась столь убедительно. Теперь это не просто слова в воздух и не крикливые диснеевские лозунги «Мечты — это важно!». Это целый манифест, подписанный живым примером того, что фантазия жива и никогда не умрёт.

С 27 сентября в кино.

Текст: Ефим Гугнин
1 комментарий
А
Рецензия-интрига обязывает еще раз просмотреть этот фильм. Слышу и вижу всех авторов "... Дон Кихота" впервые. Но как будто знаю эту тему давно. Она играет с подсознанием((( или вносит туда новые штрихи. Хочется вернуться к фильму. Это благодаря рецензии. Точно.
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?