Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Алла Мещерякова: "Как правило, дальше разговоров дело не идет"

Добавить в закладки

Эта женщина с глазами, полными искренности и теплоты, запомнилась зрителям по картинам «Ксения – любимая жена Федора», «Хозяин тайги», «А зори здесь тихие…», «Странные взрослые», «Дневной поезд», «Успех», «Зонтик для новобрачных», «Дымъ». А последняя по времени работа замечательной актрисы Аллы Мещеряковой – Люсьена Павловна в телесериале Константина Худякова «Самозванцы». Мастер точного психологического рисунка, Мещерякова из тех актрис, для которых внутренний мир ее героини чрезвычайно важен.
-- Ваши киногероини сплошь положительные, за исключением, пожалуй, девицы из воров-ской «малины» в «Калине красной» Шукшина…
-- Я обожала Василия Макаровича. Но на его «Калине красной» оказалась совершенно случайно. Съемки картины, в которой я тогда снималась, и шук-шинского фильма шли одновременно, в соседних мосфильмовских павильонах. Шукшину срочно понадобилась актриса, и Лида Федосеева попросила выручить группу. От меня требовалось лишь войти в кадр. Я даже и не знала о том, что там собралась «малина». Это была единственная роль без моего привычного вживания в судьбу героини.
И далеко не все мои роли «сплошь положительные». Очевидно, «отрицательные» не очень известны, поскольку сыграны в картинах, не имевших шумной экранной судьбы. Был фильм Петра Тодоровского «В день праздника», где главную роль играл Николай Исаакович Пастухов. Его герой, ветеран войны, решает жениться на молодой женщине, а у него большая семья. И я была его невесткой Лидией, такой, я вам скажу, женщиной – ох-хо-хо!.. Весьма не простая дамочка и Калерия Федоровна из телефильма Сергея Линкова «В связи с переходом на другую работу». Но, по правде сказать, не очень стремилась играть отрицательные роли. Что за радость анатомировать зло? Поэтому в любой недоброй героине старалась выявить какой-нибудь добрый «бочок». Но ведь не до конца же она злая!..
-- Вы играли в основном заботливых мам, учительниц, детских врачей, секретарей. Вас эти образы, написанные, увы, не слишком оригинально, не приводили в отчаяние?
-- К счастью, они были не так однообразны, как те многочисленные шахтеры, которых пришлось играть Петру Мартыновичу Алейникову. Сам актер от этих ролей невероятно страдал. В нашей профессии все время стоишь перед выбором: либо отказываешься от того, что делать не хочется, и стало быть, остаешься без работы, либо все-таки пытаешься вытянуть роль, найти в ней хоть мало мальски интересную зацепку. Нередко поддаешься уговорам режиссера, обещающего придумать что-нибудь интересное. Как правило, дальше разговоров дело не доходит. Ведь из ничего ничего и не получится.
-- И все-таки, есть в вашем актер-ском багаже роль, которая созвучна вам без всяких оговорок?
-- Это Капитолина Марковна Шестова в картине «Дымъ», совместной работе «Ленфильма» и немецкого телевидения. На роль этой, по словам Тургенева, добродушной и честнейшей чудачки, свободной души, горящей огнем самопожертвования и самоотвержения, меня утвердили за год до съемок – искали деньги. И все это время я посвятила Тургеневу. Перечитывала в который раз его удивительную могучую прозу. Письма, дневники, литературу о нем самом.
-- Где проходили съемки?
-- В Баден-Бадене. Здесь и по сей день у подошвы горы Зауэрберг на улице Тиргарденштрассе стоит вилла Тургенева – двухэтажный, в стиле Людовика ХIII, дом с парком, раскинувшимся по склонам холма. Крутая крыша, высокие трубы, балконы, затейливая решетка забора. Здесь, в Бадене, был написан этот роман. И именно здесь, в уютном курортном городке происходили те далекие события. Волнистые голубые горы, мирная природа, чудный воздух, благожелательная атмосфера съемочной группы.Сказка!..
-- Чем еще дорога вам эта роль?
-- «Дымъ» – о простоте и искренности чувств, незыблемости и ценности таких, казалось бы, затертых понятий, как доброта, терпимость, благородст-во, великодушие, милосердие. В образе своей Капитолины Марковны хотелось донести эти понятия до сердца зрителя. И меня услышали. После выхода картины было много благодарных, растроганных звонков. Однако, говорить об этой работе, ставшей для меня счастьем и радостью, приходится с большой болью. Недавно скоропостижно скончалась Аян Шахмалиева, живая, энергичная, полная творческих сил. Она, как и многие сейчас из нас, кинематографистов, была отлучена от профессии. Пережить отстранение от дела, которому посвятил всю жизнь, не каждому по силам. Я скорблю, поминаю и благодарю Аян за роли, которые она мне подарила.
-- Вам хотелось играть так страстно любимую вами классику чаще?
-- Да, «Дымъ», «Похождения Чичикова» по Гоголю – вот, пожалуй, и все из моих работ, что можно отнести к классике. Еще во ВГИКе, в одном из студенческих спектаклей, я играла Аркадину из «Чайки». Каким наслаждением была для меня эта роль! Но кто об этом знал вне вгиковских стен? Мои фотографии в роли Аркадиной были превосходными. Возможно, кто-нибудь из режиссеров и призадумался бы, увидев их. Как-то во ВГИКе ассистенты режиссера Ивана Лукинского («Чук и Гек», «Солдат Иван Бровкин», «Деревенский детектив») пригласили нас, студентов, на студию Горького для участия в его картине «Товарищ Арсений» о молодости Фрунзе, о событиях революции 1905-1907 годов. Входим стайкой к нему в кабинет. Он посмотрел на нас, улыбнулся и отправил домой: «У меня фильм про тех, кто делал революцию, а вы, ребята, такие зеленые, неискушенные, что я буду с вами делать?» Помню, меня очень изумило, что он даже не попытался нас, соответствующе загримировать, одеть в костюмы. Многие режиссеры, в чем я не раз убеждалась, так и поступают, предпочитая не открывать в актере новые грани, а эксплуатировать уже открытые. Мол, этот человек уже подобное где-то сыграл, пусть и в моей картине сыграет. Увы. Однажды спросила одного режиссера, почему именно меня он пригласил в свою картину. «Потому что на »Мосфильме« ваша фамилия в списке снимающихся актеров». Каково услышать актеру, что в нем, по сути, как в личности никто не заинтересован. Впрочем, такое положение вещей объяснимо: актеров пруд пруди – нечего с каждым заниматься.
-- Но ведь используя одни и те же краски, актер волей-неволей обрастает штампами.
-- Все время пыталась выскочить из того рва, в который меня настойчиво сбрасывали режиссеры. Вообще, по призванию я комедийная актриса. Но смогла реализовать себя в этом качестве, лишь сыграв соседку Катю в картине Сергея Линкова «Когда мне будет 54 года». На телевидении фильм получил приз как лучший фильм года. Когда это было! Еще в той, доперестроечной жизни.
А вот например, режиссер Александр Серый, приглашая в комедию «Ты – мне, я – тебе», сразу предупредил: «Прошу вас запомнить: роль Веры, которую мы поручаем вам – единственная некомедийная, никаких фокусов!» Везло мне, не правда ли? Но что пенять мне на свою судьбу? Уж как она сложилась, так и сложилась. Я в этом смысле далеко не исключение. Прекрасный актер Сергей Бехтерев, с которым мы встретились в «Дыме», рассказывал, что в годы учебы все в один голос прочили ему карьеру комедийного актера – все, что бы он ни играл, было уморительно смешно. А сейчас, по его словам, он каждый день льет слезы в театре у Льва Додина и так от этого устал.
-- Тем не менее, судьба сводила вас с замечательными режиссерами – Ростоцким, Титовым, Мельниковым, Худяковым и замечательными актерами – Калягиным, Дуровым, Любшиным, Филатовым. Не вспомните какую-нибудь занимательную историю со съемочной площадки?
-- Без сомнения, какие-то истории случались. Но, очевидно, чтобы они осели в памяти, их надо постоянно рассказывать. А я ни анекдоты не умею рассказывать, ни всякие актерские байки. Но могу поделиться своими впечатлениями о Борисе Федоровиче Анд-рееве. В 1976 году Аян Шахмалиева пригласила меня в фильм «Первый рейс», в котором Андреев играл капитана катера. Встреча с этим актером – подарок судьбы. Поначалу робела – кто я такая рядом с ним? Смотрела на него с восхищением и благодарностью. О его преданности работе можно только мечтать. С абсолютным чувством юмора. Свою роль, естественно, знал наизусть. Но на всякий случай переписывал ее на листке очень крупным шрифтом, чтобы не прибегать к очкам. Представьте, на съемочной площадке он уже видел своего зрителя, знал, для кого играл.
-- Что у вас сейчас с работой, кого хотели бы сыграть?
-- От многих предложений отказываюсь с легким сердцем. Все это невероятно плоско, пресно, неинтересно. Когда слышу, какие слова приходится говорить актерам в нынешних постановках, какой несуразицей забиты головы героев, какие поднимаются и решаются проблемы, мне становится жаль своих кол-лег. Но почему-то все утверждают, что именно такое кино востребовано зрителем. Никак не могу понять, кто же, собст-венно, эти зрители. Может быть, я сумасшедшая, но и мое окружение – а у меня довольно широкий диапазон общения – те, кто лет на 30 младше и старше меня, такого кино вовсе не требуют. Они смотрят хорошие фильмы, читают добротную литературу.
-- А в рекламе себя не пробовали?
-- Приглашения были, и не однажды. Но я тоже отказывалась. Зачем обманывать зрителей, пусть даже неправда касается какого-то стирального порошка? Казалось бы, мелочь. Но, по большому счету, нет. Такой поток лжи, агрессии, насилия, обрушивающийся на нас с телеэкрана! Такое непонимание всего того, на чем зиждется человеческая жизнь! С одной моей школьной подругой, необычайно оптимистичной, уравновешенной, добрейшим человеком вот что случилось: после просмотра современной интерпретации классической пьесы в одном из ее любимых театров она призналась, что выйдя на улицу, хотела оттолкнуть «путающихся под ногами» прохожих, наступить кому-либо на ногу, ударить. Она поссорилась с дочерью, ссор с которой никогда не было. Она не узнавала саму себя. Ей было просто нехорошо!
-- Каково ваше кредр в искусстве?
-- Я за искусство, которое возвышает человека, вселяет в него надежду, что он может быть хорошим, любимым, милосердным, прощающим и добросердечным. И еще я уверена, что искусство – это радость!

Текст: Елена Константинова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?