Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
«Пятый элемент» Люка Бессона — один из самых популярных фильмов режиссера, которому даже спустя годы удается приковывать внимание зрителей к экрану. Разбираем, из чего состоит яркий боевик французского постановщика.
В мае 1997 года Каннский фестиваль открыл мегаломанский блокбастер Люка Бессона «Пятый элемент» — на тот момент самый дорогой французский фильм в истории. Бюджет картины составил свыше $90 млн, что остается огромной суммой даже по нынешним временам. Фильм едва окупился в прокате, полностью проиграв как в кассовой, так и в наградной гонке «Титанику» — еще одному масштабному блокбастеру 1997 года. Но, несмотря на отсутствие престижных премий и скромные кассовые сборы, боевик Бессона обзавелся верной армией фанатов, которая не уменьшается и по сей день.
Рассказываем, почему «Пятый элемент» — один из немногих сай-фай-блокбастеров прошлого века, которому удалось победить само время.
Сказочный мир подростка
Одной из главных особенностей «Пятого элемента» стала яркая визуальная составляющая. Страх перед технологическим прогрессом нашел свое отражение в научно-фантастических фильмах прошлого столетия. Будущее, которое демонстрировали режиссеры, зачастую было кошмарнее любого настоящего («Метрополис», «Бегущий по лезвию», «Терминатор»). Мрачная атмосфера фатализма и обреченности стала едва ли не основополагающим стилистическим приемом любого научно-фантастического блокбастера. Поэтому цветастый — от одежды героев до футуристической архитектуры — экранный универсум Бессона казался как минимум инородным, пестрой птицей в ряду черных ворон.
Действие картины разворачивается в 2263 году. Однако человечество не постигла ядерная война, а ИИ даже не пытался поработить мир, что в сравнении с упомянутыми «Бегущим по лезвию» и «Терминатором» воспринимается практически сказкой. И это окажется не так далеко от правды. Придумывать вселенную «Пятого элемента» Бессон начал, будучи ребенком. Еще не было ни дебютных коротких метров, ни четкого стремления связать свою жизнь с седьмым искусством. Лишь желание создать яркий и сказочный мир, который станет альтернативой не столь приветливой действительности.
В своем дебютном фильме «Последняя битва» Бессон уже заигрывал с научно-фантастическими тропами, но после переключился на криминальные триллеры («Подземка», «Никита», «Леон»). К излюбленному с детства жанру он обратился вновь, уже будучи одним из главных французских режиссеров своего поколения. Для реализации подростковой мечты потребовались годы. Однако ни до («Последняя битва»), ни после («Валериан и город тысячи планет») ему не удалось даже приблизиться к успеху «Пятого элемента», что делает боевик Бессона не только самым зрительским, но и одним из самых личных фильмов в карьере постановщика.
Красота в деталях
Из эскапизма школьника родилась огромная вселенная, к работе над которой были привлечены выдающиеся французские художники комиксов: Жан-Клод Мезьер и Жан Жиро, более известный как Мёбиус. Последний, к слову, ранее трудился над «Чужим», «Бегущим по лезвию» и «Троном», поэтому работа над крупными блокбастерами была для него не в новинку. Режиссер предоставил полную творческую свободу художникам, которые на протяжении шести месяцев жили вселенной «Пятого элемента», продумывая мироустройство фильма до мельчайших деталей. Летающие такси, оживленные улицы Нью-Йорка будущего, спальные капсулы и даже внешний облик оперной певицы — все это перекочевало на экран прямиком из эскизов живописцев.
«Пятый элемент» удивлял и продолжает удивлять не только масштабом и размахом, но и мельчайшими деталями, которые окончательно определили внешний облик фильма. Сигареты с длинным фильтром, странный головной убор Зорга (Гари Олдман) и даже мультипаспорт Лилу — каждый из этих крохотных элементов был создан специально для съемок. У исполнившей роль Лилу Миллы Йовович остался милый реквизит на память — тот самый мультипаспорт, с которым теперь позирует ее дочь. Все эти незначительные детали во многом и сформировали лор «Пятого элемента».
Помимо Жан-Клода Мезьера и Мёбиуса над картиной работал еще и великий французский модельер Жан-Поль Готье, придумавший не только моду XXIII века, но и без малого тысячу ярких костюмов. Какие-то удивляли своей простотой и минимализмом — отсылающая к «Крепкому орешку» майка героя Брюса Уиллиса или костюм-бандаж Лилу. Другие же, наоборот, поражали своей экстравагантностью. Одни лишь одеяния Руби Рода (Крис Такер) чего стоят.
Идеальный кастинг
Трудно представить, чтобы главные роли в «Пятом элементе» мог исполнить кто-то еще. Брюс Уиллис в очередной раз воплотил на экране образ меланхоличного героя-одиночки под стать Джону МакКлейну. Эксцентричный радиоведущий Руби Род в исполнении Криса Такера вносил в фильм толику необходимого безумия, постоянно сбивая накал серьезности своей очередной причудливой выходкой. А рыжеволосая Лилу в исполнении Миллы Йовович оказалась едва ли не самой узнаваемой киногероиней 90-х.
Но все могло сложиться иначе. После первого прослушивания Бессон лично отказал Йовович из-за слишком яркого макияжа. И только упорство актрисы позволило ей договориться о еще одной встрече с режиссером, а после и переубедить его. На роль Корбена Далласа изначально и вовсе рассматривался Мэл Гибсон, а на партию Руби Рода — певец Принс. Оба ответили отказом. Уиллис же согласился принять участие в фильме спустя два часа после того, как сценарий оказался у него в руках. В итоге сошлись все звезды: хулиган Руби Род веселит публику и по сей день, а Брюс Уиллис вновь утвердился в статусе звезды первой величины.
Это история любви
В первую очередь «Пятый элемент» — это трогательная история чудесной любви меланхоличного водителя такси и ярковолосой инопланетянки. Корбен — суровый романтик, который тяжело переживает разрыв прошлых отношений и выслушивает претензии по телефону от вечно недовольной матери. От одиночества мужчину спасает лишь верная подруга — белоснежная кошка, которая любит тайскую еду. В свою очередь, Лилу — или, точнее, Лилуминай Лекатариба Ламиначай Экбат Дэ Сэбат — ангел без крыльев, буквально упавший с неба в объятия к угрюмому шоферу.
Где-то фоном маячит угроза конца света: на планету движется злобный планетоид (огненный шар, символизирующий абсолютное зло), который и должен остановить дуэт. Однако главным противоядием для зла всегда оставалась любовь. Лишь признавшись друг другу и в первую очередь сами себе в чувствах, герои смогли предотвратить вторжение инопланетного захватчика. Простенькое антимилитаристское размышление, спрятанное за фасадом развлекательного блокбастера, сегодня оказывается еще более актуально, чем 28 лет назад. Измученному пандемией и военными конфликтами обществу порой необходимо напоминание, что любовь все еще может творить чудеса. И даже самым ужасным злодеям не найдется что противопоставить самому теплому и нежному из возможных чувств.
Обзор второго сезона сериала «Фоллаут» — каким получилось возвращение одного из главных телевизионных хитов современности
Сегодня / Текст: Алихан Исрапилов
Рецензия на фильм «Фэкхем-Холл»: пародия на исторические драмы с Томом Фелтоном
Сегодня / Текст: Гульназ Давлетшина
Рецензия на фильм «Вечность» — старомодный ромком о любви до гроба и после
Сегодня / Текст: Оля Смолина
Бадабум! Почему «Пятый элемент» — блокбастер, победивший время?
Сегодня / Текст: Кирилл Артамонов
Памяти Роба Райнера — режиссера «Останься со мной» и «Когда Гарри встретил Салли»
17 декабря / Текст: Настасья Горбачевская
27 лет спустя: что не так с сериалом «Оно: Добро пожаловать в Дерри»?
17 декабря / Текст: Настасья Горбачевская
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).