Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

Бардак целой жизни. О главных ролях Джейн Биркин

«У меня нет советов и правил. Я обычная», — часто говорила Джейн Биркин, когда журналисты снова и снова спрашивали о секретах ее успеха. Она была музой Сержа Генсбура, постоянной героиней скандальной хроники, талантливой свободолюбивой артисткой, женой и матерью. В ее копилке более 90 фильмов, 13 студийных и 6 концертных альбомов. Биркин удостоена французского национального ордена «За заслуги», японского ордена Восходящего Солнца, а также звания офицера ордена Британской империи. В ее честь названа знаменитая сумка Birkin французского бренда Hermès. Каждый выход Джейн в свет был событием, а появление в кино — поводом отбросить дела и отправиться в кинозал.

Добавить в закладки
Бардак целой жизни. О главных ролях Джейн Биркин

Она никогда не была обычной

Джейн Мэллори Биркин родилась в семье морского офицера Дэвида Биркина и театральной актрисы Джуди Кэмбелл. Она появилась на свет 14 декабря 1946 года — через год после рождения старшего брата, будущего кинематографиста и фотографа Эндрю Биркина («Парфюмер: история одного убийцы», «Цементный сад»). В 11 лет Джейн начала вести дневник, который спустя годы превратила в мемуары под названием «Дневник обезьянки». Книга помогает понять, каким было детство одной из самых скандальных знаменитостей 1960-1970-х, как она справлялась с тяготами переезда и что актриса на самом деле думала о будущем партнере Серже Генсбуре, когда впервые увидела его на съемочной площадке.

Джейн Биркин

Джейн Биркин

Свою актерскую карьеру Джейн начала в 16 лет, получив первую роль в одном из лондонских театров в спектакле «Вырезая статую». Затем она появилась в мюзикле «Отель “Цветок страсти„», благодаря которому публика узнала не только об актерских способностях Биркин, но также и о ее хореографических и вокальных талантах. Первой прорывной работой в кино для Джейн стала роль в фильме Микеланджело Антониони «Фотоувеличение» в 1967 году — вместе с ней пришел и первый скандал. Казалось, Биркин ничего не боится и не знает, что такое стеснение. Ей всего 20 лет, она свободно чувствует себя перед камерой и не боится обнаженных сцен. Напротив, актриса тянется к ролям, которые способствуют укреплению статуса бунтарки и у многих вызывают сомнения. В 1968-1969 гг. Джейн Биркин снялась в психоделической драме «Чудо-стена» с саундтреком Джорджа Харрисона, в детективе «Бассейн», где ее коллегами по съемкам были Ален Делон, Роми Шнайдер, Морис Роне, в криминальной драме «Дороги Катманду» и, наконец, переехала в Париж, чтобы сыграть пару героя Сержа Генсбура в «Слогане» — фильме, который стал поворотным не только для карьеры Биркин, но и для ее личного счастья.

Джейн Биркин на кадре из фильма «Фотоувеличение»

Джейн Биркин на кадре из фильма «Фотоувеличение»

Хрупкая английская леди с детским взглядом и большими глазами покорила Францию, даже не зная языка. Она стала «самой французской из всех британских актрис» и больше никогда не возвращалась в Англию. В 1969 году Генсбур и Биркин записали теперь уже культовую композицию Je t’aime… moi non plus («Я тебя люблю… я тебя тоже нет»), а спустя шесть лет сняли одноименный фильм, чем в очередной раз шокировали публику. В режиссерском дебюте Генсбура Джейн сыграла главную роль молодой андрогинной официантки по имени Джонни, работающей в удаленном от больших населенных пунктов баре. Однажды она встречает Красски (Джо Далессандро) и Падована (Хью Кестер) — водителей мусорного грузовика — и влюбляется в одного из них. Джонни оказывается в центре любовного треугольника, выбраться из которого можно, лишь разбив кому-то сердце. Эта роль принесла Джейн Биркин номинацию на «Сезар», однако в родной Англии фильм был запрещен из-за чрезмерной откровенности некоторых сцен.

Джейн Биркин в роли Джонни на кадре из фильма «Я тебя люблю… Я тебя тоже нет»

Джейн Биркин в роли Джонни на кадре из фильма «Я тебя люблю… Я тебя тоже нет»

В 1970-1980-е годы Биркин снималась в фильмах по мотивам романов Агаты Кристи «Смерть на Ниле» (1978) и «Зло под солнцем» (1982), а также продолжала заниматься музыкальной карьерой — выпустила ряд альбомов, включая особо известный Baby Alone in Babylone. Благодаря быстро растущей популярности и неизменной очаровательности Джейн Биркин успела поработать с Аленом Делоном, Патрисом Шеро, Жаком Риветтом, Брижит Бардо, Франсуазой Фабиан, Пьером Ришаром, Жан-Луи Трентиньяном, Жан-Полем Бельмондо, Бэтт Девис, Мишелем Пикколи и не только. Год за годом Джейн Биркин снова и снова отыгрывала роли «маленьких глупышек с очаровательным акцентом» — и пусть роли были похожими, актриса всегда находила что-то уникальное в каждой героине. В 1973 году она взяла роль сексуальной подружки Брижит Бардо в фильме «Если бы Дон Жуан был женщиной», в следующем году стала главной героиней комедий Клода Зиди «Он начинает сердиться» и «Не упускай из виду» и с радостью сыграла в картине Мишеля Одиара «Как преуспеть в жизни, если ты дурак и плакса». Параллельно с увеличением послужного списка Джейн занималась воспитанием второй дочери — в 1971 году у нее и Сержа Генсбура родилась Шарлотта.

Джейн Биркин в роли Клары на кадре из фильма «Если бы Дон Жуан был женщиной»

Джейн Биркин в роли Клары на кадре из фильма «Если бы Дон Жуан был женщиной»

В 1987 году Биркин написала сценарий для игровой картины одной из своих ближайших подруг — Аньес Варда. История получилась такой же провокационной, как и сама Биркин. В центре внимания «Мастера кунг-фу» — романтическая связь 40-летней женщины и 15-летнего юноши. Главные роли исполнили сама Джейн и сын Варда — Матье Деми. Примечательно, что съемки проходили в реальном доме Биркин, а второстепенные роли сыграли дочери Джейн — Лу и Шарлотта. Последняя не раз признавалась, что этот год — далеко не самый приятный период в ее жизни, ведь съемочная группа Варда буквально жила в их доме и тем самым лишала их частной жизни.

Джейн Биркин в роли Мэри-Джейн на кадре из фильма «Мастер кунг-фу»

Джейн Биркин в роли Мэри-Джейн на кадре из фильма «Мастер кунг-фу»

Тогда же параллельно со съемками игровой картины Джейн Биркин стала главной героиней документального фильма Варда под названием «Джейн Б. глазами Аньес В.». Здесь актриса с видимым удовольствием появляется в образе возлюбленной Тарзана, в облике Жанны д’Арк, танцовщицы с кастаньетами и, конечно, в своем любимом виде Джейн Биркин — полностью обнаженная, гордо демонстрирующая красоту своего тела. Ее образ не эротизирован, он романтичен. Умело сочетающая платья мини с обувью на плоской подошве актриса, кажется, прекрасно знала, какую силу таят ее глаза и насколько очарователен ее смех. Она никогда не скрывала ни одну из частей своего тела и обескураживала степенью любви к себе — даже будучи матерью троих детей с семью десятками лет за плечами, Джейн отказывалась от маскировки. Вместо ботокса и корсетов — мужской костюм и шелковая рубашка. Вместо дорогостоящих платьев — поношенные джинсы и кеды.

Джейн Биркин на кадре из фильма «Джейн Б. глазами Аньес В.»

Джейн Биркин на кадре из фильма «Джейн Б. глазами Аньес В.»

«Джейн Б. глазами Аньес В.» — не единственный документальный биографический фильм об актрисе. Совсем недавно, в 2021 году, на Каннском кинофестивале состоялась премьера картины «Джейн глазами Шарлотты» — откровенного любовного письма от дочери к матери. Шарлотта признавалась, что взялась за проект, чтобы наладить отношения. Если для Варда кино — прежде всего стремление остановить мгновение, то для Шарлотты оно стало возможностью погрузиться в прошлое матери, наконец нарушить многолетнее молчание и отправить теплое искреннее послание в ее настоящее, пока еще не стало слишком поздно. «Разве я могу делать вид, что ты будешь рядом всегда? — еле слышно произносит Шарлотта, любуясь развевающимися на ветру волосами матери. — Что жизни без тебя быть не может?»

 Джейн Биркин на кадре из фильма «Джейн глазами Шарлотты»

 Джейн Биркин на кадре из фильма «Джейн глазами Шарлотты»

Джейн Биркин была актрисой и певицей, той самой It-girl и законодательницей моды, скандалисткой и правозащитницей, дочерью и матерью. Она ушла из жизни в 76 лет, оставив после себя десятки фильмов и песен, сотни легендарных историй и тысячи маленьких свидетельств своей жизни. 

«Я не знаю, как это выбросить. Выдвинешь ящик, а там грустная коллекция неработающих батареек, старых фломастеров и детских рисунков. Это бардак целой жизни, — говорила Джейн, осматривая свою квартиру вместе с Шарлоттой во время съемок «Джейн глазами Шарлотты». — Однажды тебе придется привести это все в порядок».

Текст: Яна Телова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?