Белое солнце пампасов

Невыносимо тоскливое и раздражающе неторопливое кино, разрушающее веру в вестерны, талант Берналя и красоту Браги

Рецензии

В самом сердце аргентинских джунглей, где простые фермеры возделывают свои скромные участки, начинают происходить трагические события. Банда наемников нападает на местных жителей, уничтожая их дома, круша посевы, сжигая поля и заставляя переписать землю на себя. Семья одного из фермеров решает принять бой, но одним им не справиться. Воспользовавшись старинным ритуалом, отец семейства обращается за помощью к духам реки, и уже через пару дней на ранчо появляется немногословный молодой человек, который готов возглавить противостояние с вооруженными наемниками.

Кадр из фильма "Хозяин джунглей"

Кадр из фильма "Хозяин джунглей"

Картина создана в содружестве кинематографистов Мексики, Аргентины, Бразилии, Франции и США. Съемки ленты прошли в аргентинской провинции Мисьонес на границе с Парагваем

Вестерн лишь на первый взгляд кажется простым жанром. Сейчас какие-то картины Серджио Леоне или Джона Стерджеса выглядят смешно и нелепо, но отказать им в характерности, драматизме и серьезности подхода невозможно. И трудиться над сценарием здесь нужно не меньше, чем где-либо, и играть со спущенными рукавами не получится, и режиссуру на самотек пускать чревато. Можно ли сделать из вестерна непотребщину? Да проще простого. Всего-то нужно забыть о нескольких десятилетиях предыдущих работ, запутаться в своем отношении к происходящему в кадре и изнасиловать монтажный стол. Режиссер «Хозяина джунглей» Пабло Фендрик справился со всем этим блистательно. За такое кино по нему плачет мачете. Только использовать его нужно не по назначению, а просто взять плашмя и отшлепать.

Кадр из фильма "Хозяин джунглей"

Кадр из фильма "Хозяин джунглей"

Начнем с того, что автор (а Фендрик выступил и сценаристом фильма) не смог определиться с тем, что за жанр будет у его фильма. С легкостью перескакивает он от мистики к реализму, от романтической истории к социальной драме, от боевика к экзистенциализму. И все хватает по верхам, ни на секунду не задумываясь о том, куда дальше выведет его эта кривая. Фендрик сперва предъявляет зрителям героя мистического, взявшегося буквально из воды, а затем вдруг этот «хозяин джунглей» выдает тираду о том, что на самом деле он простой парень, который не смог жить в городе и теперь шляется по лесам. Попутно на экране развивается незамысловатый кровавый «спор хозяйствующих субъектов», которому насильно хотят привязать искусственный хвост из остросоциальных размышлений о судьбе малого бизнеса, гнущегося под напором международных корпораций.

Кадр из фильма "Хозяин джунглей"

Кадр из фильма "Хозяин джунглей"

Гаэль Гарсиа Берналь и Алиси Брага до этого лишь однажды пересекались на съемочной площадке. Случилось это в фильме Фернанду Мейреллиша «Слепота» в 2008 году

Все это выглядит мучительной натяжкой, медлительной и неповоротливой. Неповоротливость – это вообще главный бич картины. В «Хозяине джунглей» каждый кадр на секунду-две длиннее, чем требуется. Каждая сцена фильма непременно дополняется еще парой необязательных жестов или кивков головой, в то время как действию пора бы двигаться дальше. Когда же в некоторых местах режиссер еще и слоумо включает, хочется просто включить ускоренную перемотку, потому что пытка перестает быть выносимой. Медлительны и персонажи ленты. «Спаситель из джунглей» спокойно дожидается, когда всех положительных героев перережут, прикрываясь отмазкой «я все равно ничего не смог бы сделать». Сутки не идет «хозяин» выручать похищенную девушку – у него дела, а с ней в джунглях с тремя мужиками-убийцами небось ничего не случится. Режиссер словно пытался точно попасть в стоминутный хронометраж – оттого и паузы такие, и пустоты в сюжете, и необязательные вставки кадров ягуара, которого зачем-то все зовут тигром.

Кадр из фильма "Хозяин джунглей"

Кадр из фильма "Хозяин джунглей"

К «Хозяину» можно было бы отнестись проще, не будь он чудовищно, вселенски серьезен. Ну, казалось бы, из воды выныривает Гаэль Гарсиа Берналь с ленточкой-повязкой а-ля Рембо в волосах, в джунглях его герой строит ловушки, каким позавидовал бы мальчик из «Один дома», финальную дуэль со злодеем режиссер выставляет в самом странном свете. Но шутками тут и не пахнет, Фендрику чужда самоирония, он смешон, но сам этого не осознает. Подобно своему герою, уверовавшему в то, что его не берут пули и он неуязвим для чужих ножей, режиссер полагает, что достаточно иметь в кадре Берналя и Брагу, и они станут его амулетом бессмертия.

Толика правды в этом есть – кто же откажется посмотреть на Гаэля Гарсиа Берналя с голым торсом или в модной шляпе с повязкой на лице, не найдется дураков пропустить и сцену бурного любовного столкновения персонажей Браги и Берналя. Но, по-хорошему, хватает этого запала на 10-15 минут просмотра, дальнейшее хаотичное блуждание на экране вызывает лишь апатию и скуку. Вестерн, конечно, переживет недоразумение под названием «Хозяин джунглей», как вычеркнут из своей памяти эту ошибку Брага и Берналь. Останется ли что-то для зрителя? Пожалуй, нет. В картине Фендрика плохо все – нечего играть, не из чего строить драму, нечем напугать или разжечь любопытство. Хороший, плохой и злая в «Хозяине» достойны лишь зевоты и скорейшего забвения. А вестерны пусть снимают другие режиссеры.

С 7 мая в кино.

09.05.2015 Текст: Евгений Ухов
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00