Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Берлинале-2008: "Роллинги" докатились до Берлина

"Да будет свет" Мартина Скорсезе о нью-йоркском концерте The Rolling Stones ударно открыл Берлинский кинофестиваль. Публика визжала так, будто собиралась на живой концерт, а не на его запись -- так, как встречали Джаггера и Ричардса, здесь не встречали даже Де Ниро.

Добавить в закладки

Первое фестивальное утро началось с не очень-то радостной новости: количество членов жюри сократилось с восьми до шести человек. Датский режиссер Сюзанна Бьер и французская актриса Сандрин Боннэр уведомили руководство Берлинале, что не смогут исполнять возложенные на них почетные обязанности. Первую в срочном порядке вызвали в США, где датчанка, похоже, собирается снимать свой следующий фильм (по тем же причинам в свое время отказался от поста председателя жюри ММКФ Михаэль Ханеке), вторая же сослалась на "семейные обстоятельства". Потери, конечно, серьезные, но тут вот что любопытно: никакого скандала из этого отказа делать не стали. Никаких открытых писем с обвинениями в неуважении к стране, как это сделали в свое время на Московском кинофестивале, никаких публичных щелчков по носу, никаких жалоб на финансовые потери (как же так, мы же ваши портреты уже в каталоге и на постерах напечатали!). Разослали всем пресс-релиз на восемь строчек – и дело с концом. Мало ли, действительно, какие у людей обстоятельства. А фестиваль продолжается.

Кадр из фильма "Да будет свет"

Неудачу с членами жюри, кажется, вполне компенсировал фильм открытия – «Да будет свет» /Shine a Light/ (2008) Мартина Скорсезе. Впервые старт Берлинале давала картина документальная, впервые это был фильм-концерт – и ставка оправдалась на все сто. Начинается все как комедия: группа The Rolling Stones готовится дать концерт в Нью-Йорке, а режиссер Скорсезе, запланировавший съемку концерта, убедительно притворяется Вуди Алленом, изображая невротика, который понимает, что не может контролировать свой рабочий процесс. Ему, например, непременно надо выяснить, какая песня будет первой, а никто этого пока не знает: Мик Джаггер летит в самолете и только-только прикидывает варианты сет-листа. За час до начала концерта в зале появляется Билл Клинтон с родней и, пользуясь особым положением, заставляет группу фотографироваться со своими внучатыми племянниками. Музыканты настраивают инструменты и обмениваются шутками. Потом идет основная часть – музыкальная. Шоу "роллингов" заснято целиком и изредка перебивается фрагментами старых интервью ("А вы представляете себе, как будете делать то же самое лет в 60?", – интересуется очередной интервьюер у молодого Джаггера. – "Да, легко!", – не задумываясь, отвечает тот. Журналист скептически усмехается).

На пресс-конференции Скорсезе рассказывал о том, какой это ужас – когда ничего нельзя остановить и переснять, когда проходит каких-то 2 часа – и все уже кончено, что-то отснято, но что именно? У группы спрашивали, мешали ли им многочисленные камеры. "Мы их не видели", – сказал Джаггер. И это чистая правда. "Да будет свет" – это практически идеальный фильм-концерт, в котором то, что происходило в действительности, выглядит как лучшая из кинофантазий (работа операторов и монтажера тут – вообще отдельный разговор, ребята не зря получали свои "Оскары"). Скорсезе хотел зафиксировать каждый момент, уловить каждое движение, каждый нюанс: так под стекло кладут бабочку, чтобы лучше разглядеть ее крылья. Все это, конечно, останется в истории и будет продаваться хорошими тиражами и через десять, и через двадцать лет. Но кто был этим летом на Дворцовой площади в Питере и прыгал по пластиковым стульям или махал руками вслед движущейся платформе, увозившей "роллингов" сначала к Александрийской колонне, а потом обратно, тот подтвердит: лучше все-таки один раз увидеть и услышать это вживую, чем сто раз пересматривать на DVD.

Кадр из фильма "Да будет свет"

Вечером все подходы к красной дорожке были увешаны британскими флагами, публика визжала так, будто собиралась на живой концерт, а не на его запись. Так, как встречали Джаггера, Ричардса и прочих, здесь не встречали даже Де Ниро в прошлом году. Музыкантам, судя по всему, очень понравилось.

Параллельно с основным конкурсом фильмом Анны Меликян «Русалка» (2007) открылась "Панорама" – вторая по значимости фестивальная программа. Утром рецензия на нашу картину появилась в местном выпуске Variety. "Русалку" сравнивали с «Амели» /Fabuleux destin d'Amelie Poulain, Le/ (2001) и хвалили за визуальное решение, музыку Игоря Вдовина и актерскую игру. Показ провели в двух залах сразу, оба были заполнены, по окончании зрители долго аплодировали. Такой успех явно должен вдохновить руководство Берлинале: глядишь, в следующем году и увидим все-таки наш фильм в конкурсной программе.

Текст: Ксения Реутова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?