Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFGsy5ha
В 2000-х Аманда Сайфред стала иконой фильмов для подростков, а в 2010-х — спасительницей проходных триллеров и их же мученицей. После долгих лет непрерывной работы в 2025 году она наконец вырвалась на авансцену, показав всю мощь своего бесподобного таланта в «Алой реке», «Горничной» и, разумеется, в терзающей музыкальной драме «Завещание Анны Ли» — за роль в последней актриса удостоилась номинации на «Золотой глобус», выдвижение на «Оскар» казалось неминуемым, но заслуженное признание вновь прошло стороной.
Рассказываем о неимоверных усилиях и принятых компромиссах Аманды на пути в индустрии и объясняем, почему она достойна престижных наград.
Уроки музыки
Аманда Мишель Сайфред вместе со старшей сестрой, Дженнифер (ставшей участницей панк-группы), выросла в пенсильванском городке Аллентаун. Их мама, Энн, работала эрготерапевтом и реабилитировала пациентов после тяжелых болезней. Отец, Джек, занимался фармакологией и коллекционировал старые кинопроекторы и бобины с раритетными фильмами. Увлечение отца передалось и Аманде — с детства девочка отличалась не только бездонно большими глазами, как у Бетт Дэвис, но и нешуточными познаниями в кино.
Будущая актриса была той еще непоседой, ее энергия не знала границ. «Я вечно устраивала семье представления, очень нуждалась во внимании и реализации своего драйва или в терапии», — смеется актриса. Родители не стали замыкать неуемную устремленность девочки и отдали ее в школу искусств, где она посещала уроки балета, музыки, игры на фортепиано, классы вокала и актерского мастерства. Знающие поймут, почему Аманда противилась занятиям, — сольфеджио та еще скука. Однако настойчивость родителей поборола подростковый бунт, что позитивно сказалось на будущей карьере прирожденной артистки.
Подкованная музыкальной теорией и практикой, Аманда блестяще исполнит главную роль в «Мамма Миа!» — редком мюзикле, который нравится без исключения всем, — наделив свою героиню ангельским голосом, неземной лучезарностью и юношеской пылкостью. Напишет композицию для мелодрамы «Дорогой Джон». А когда получит роль в триллере «Семь вуалей», то сразу вспомнит лекции по теории оперы. Повзрослев, Аманда найдет утешение в игре на гитаре и сочинении песен, но мы их едва ли услышим — она слишком стесняется своего пения. Только в процессе работы над «Завещанием Анны Ли» о главе культа шейкеров актриса нашла контакт с собственной интонацией. «Благодаря внутреннему горю Анны, отраженному в ее песнопениях, я по-новому соприкоснулась со своим голосом: оперевшись на чувства героини, я наконец оторвалась от собственного эго. И до чего же это озаряющий опыт — особенно когда ты стоишь на пороге 40 лет», — признается Сайфред.
Из моделей в «Дрянные девчонки»
В 10 лет Аманда неудачно пробовалась в бродвейский мюзикл «Энни»; годом позже начала сниматься для каталогов девчачьей одежды. Работа не была в радость, зато позволяла справляться со «стесненными обстоятельствами» — жили Сайфреды небогато — и «оплачивать билеты на автобус», что доставлял тинейджерку с фотосъемок на подработку в дом престарелых.
В 17 лет Сайфред бросила моделинг и уверенно зашагала навстречу мечте стать актрисой, потратив все накопления на репетитора актерского мастерства с Бродвея. Стараясь обзавестись минимальным опытом и парочкой связей, Аманда снималась в эпизодических ролях в мыльных операх («Как вращается мир», «Все мои дети» и «C.S.I. Место преступления»). Тогда же по совету коллег она отважилась попробоваться на роль популярной старшеклассницы-задиры Реджины Джордж, героини «Дрянных девчонок» — комедии о буллинге, девичьем взрослении и подростковой дружбе. Уступив Рейчел МакАдамс, старлетка воплотила не менее важную по сюжету Карен Смит — сайдкик-подружку, красиво хлопающую глазами и всерьез говорящую всякие глупости. Из-за шутливого сценария и царящего на площадке веселья Аманде игралось просто, как никогда. В итоге легкомысленная проба обернулась первым прорывом — ансамбль актрис получил коллективную награду MTV, а Аманда обрела толику уверенности в своем жизненном выборе.
Сериалы как актерская мастерская
После актриса разрывается между Лос-Анджелесом и Сан-Диего, работая параллельно в двух сериалах. В «Веронике Марс» она появляется лишь во флешбэках героини Кристен Белл в качестве ее убитой лучшей подруги, беззаботной Лили Кейн, но при этом становится эмоциональным ядром истории. В «Большой любви» Аманде достается противоположная по темпераменту роль Сары: ранимая дочь мормонов ищет свой личный духовный путь и тянется к независимости. Площадку драматического сериала о религиозных отщепенцах (на минуточку, с Хлоей Севиньи) актриса сравнивает с актерским колледжем. Она внимала работе старших коллег, училась по мановению доставать репрессированные грани своего характера и правильно существовать в кадре, а также осваивала навыки коммуникации внутри большой съемочной группы.
Так, с парочкой образов в кармане, Аманда становится чуть знаменитой. Но из-за предвзятости продюсеров надолго застревает в образе архетипической тинейджерки и не более чем киногеничной красотки («Солнцестояние», «Письма к Джульетте»). Даже в мини-сериале «Выбывшая» 2022 года о скандальной мошеннице Элизабет Холмс, роль которой принесла актрисе «Эмми», вечно юная Аманда сперва отыгрывает 17-летнюю выскочку, а уже потом — женщину на грани срыва.
Расхитительница жанров
Аманда честно пыталась освоиться в независимом кино, играя то в короткометражках («Цыганки, бродяги и воры»), то в интеллектуальных фильмах — «Американское оружие», «Пока мы молоды» Ноа Баумбаха, «Буги-вуги» со Стелланом Скарсгардом и Джиллиан Андерсон. Роль в «Девяти жизнях» даже принесла актрисе награду кинофестиваля в Локарно. Но тесные отношения с инди у нее так и не сложились. Намного лучше получалось держаться на стыке студийного и авторского кино вроде «Тела Дженнифер» Карин Кусамы и Диабло Коуди.
Феминистский хоррор, неординарно раскрывающий тревоги, особенности жизни и социализации женщин, взрослеющих среди мужчин, — самый интересный эксперимент на заре карьеры Сайфред. Вот только ее игру, умное устройство и посыл ужастика, лихо переосмысляющего ходовые в эксплуатационном жанре тропы, мало кто оценил по достоинству. Пиарщики не уловили его антимизогинную суть и продвигали хоррор, напирая на сексапильность Сайфред и Меган Фокс, что, по мнению первой, сделало «Тело Дженнифер» «дешевкой» в глазах зрителей и критиков. Хотя за проектом и закрепилась спорная репутация, для Аманды образ Ниди так и остался одним из самых любимых. До сих пор актриса грезит о сиквеле — по слухам, распускаемым самой Сайфред, сценарий уже в разработке.
Именно хоррор про демоницу и скромницу помог многогранной Аманде стать звездой жанрового кино. В 2009-м актриса играет одержимую секс-работницу в эротическом триллере «Хлоя» с Лиамом Нисоном и Джулианной Мур. «Я осознанно взялась за эту роль, чтобы пробиться в новую актерскую категорию и заслужить доверие режиссеров», — рассказывает Аманда. Затем она снимается в коммерчески успешной мелодраме «Дорогой Джон»; сай-фай «Время» и фэнтези-хоррор «Красная шапочка» тоже становятся кассовыми хитами. По цепочке одна мелодрама сменяет другую, конспирологический детектив перетекает в напряженный триллер, мюзикл — в комедию. Сайфред знала, что успех в Голливуде — чистая математика, и если не играешь в студийных фильмах, то грош тебе цена. При этом логика не перечила сердцу и не помешала ей отказаться от блокбастера Зака Снайдера «Запрещенный прием». А годы спустя — от роли в «Стражах Галактики»: актриса не понимала, зачем ей играть в кино про говорящего енота, которое никто никогда не посмотрит. «Да, может, сглупила, но я не жалею об этом решении», — признается Сайфред.
Может показаться, что Аманда не отличается избирательностью; что проходные режиссеры сознательно эксплуатируют синдром отличницы и трудолюбие актрисы, чтобы ее стараниями возвысить свои никудышные фильмы (тактика и правда работает). Однако, по признанию Аманды, она лично предпочитает играть именно в пограничном кино. Сайфред не делит фильмы на престижные и второсортные, поэтому в каждой роли выворачивает себя наизнанку, оставаясь перфекционисткой до мозга костей. Так или иначе, наблюдать, как способная на все актриса, достойная монументальных драм, вытягивает хилые постановки, порой в разы интереснее, чем следить за сюжетом большинства лент в ее резюме.
Где сильные героини — там Сайфред
О серьезности Аманды свидетельствуют ее конфликтные героини — зачастую жертвы обстоятельств, дающие миру отпор и отстаивающие право на свободу. Например, в «Семи вуалях» и в «Увиденном и услышанном» она воплощает женщин, которые через мистический опыт вскрывают травмы и ложь, сконструированные мужчинами, и с переменным успехом возвращают себе свою первозданность. А в «Игре на выживание» единолично сражается с маньяком.
Фильмография Аманды — антоним однообразности. Она сыграла и бегущих по лезвию жительниц антиутопий («Анон», «Время»), и прытких психотерапевток («Переполненная комната»), и уставших актрис («Тебе стоило уйти»), и загнанных в угол домохозяек («Горничная»). «Широта моих ролей целенаправленна. Скажем, "Лавлэйс" [байопик о порноактрисе и активистке Линде Лавлэйс] и "Хлоя" помогли изменить предвзятое ко мне отношение у людей в индустрии… Я всегда стремилась показать, на что я способна; сменяла один экстрим на другой, параллельно добивалась ролей, которых искренне желала», — рассказывает Аманда.
Самоедство — двигатель прогресса
В 2016 году Сайфред почти сюрреалистическим образом попадает в третий сезон «Твин Пикса», где играет Бекки — взвинченную дочь Бобби и Шелли. Из огромной любви к Дэвиду Линчу, редкой доброты резиденту Голливуда, Аманда безукоризненно следовала его указаниям. «Я очень хотела ему угодить. И заодно себя осчастливить. В "Твин Пиксе" свершилось и то и другое, поэтому этот опыт настолько исключителен для меня», — рассказывает исполнительница.
Столь же ответственно она подошла к образу Бетт Дэвис в «Манке» Дэвида Финчера — он, кстати, долго мечтал о сотрудничестве с Амандой. Работать на одной площадке с режиссером-идеалистом было волнительно. «Я всегда стараюсь на максимум, но с Дэвидом мой личный максимум умножился на 10», — вспоминает Сайфред. Зато усилия обеспечили актрисе безукоризненность на экране и привели ее к первой номинации на «Оскар» — для нее даже более значимой, чем факт победы.
Но если мастеровитые режиссеры влюбляются в талант Аманды с полувзгляда, то она сама весьма критично оценивает свои перформансы. Считает, что на фоне удивительных Эдди Редмэйна и Саманты Баркс не вписалась в мюзикл «Отверженные» из-за нехватки мастерства и технической подготовки — этот личный провал преследует актрису в ночных кошмарах. Сожалеет Аманда и о своей работе в любимом ею «Дневнике пастыря» Пола Шредера — съемки совпали с первой беременностью, которая перетягивала все внимание актрисы, не давая качественно присутствовать в сцене.
Впрочем, сильнее всего Сайфред корит себя за юношеское неумение отстаивать границы. Она часто соглашалась на обнаженные сцены под страхом увольнения и изгнания из Голливуда: «Ради чужого искусства я притворялась, что мне комфортно, хотя на деле чувствовала себя наоборот».
Аманда открыто говорит о проблемах ментального здоровья
Упорство Аманды, умение найти глубину в самых поверхностных сценариях и поразительный трудоголизм — светлая сторона ее тревоги. С нулевых актриса ходит на терапию и медикаментозно купирует панические атаки, страхи и навязчивые мысли, из-за которых она оставила грезы о театральных подмостках. Парадоксально, но Аманда считает, что тревожное расстройство стало мотором, двигающим ее вперед. И, вероятно, — источником эмпатии как к своим героиням, так и к окружающему миру.
Параллельно работе Аманда занимается благотворительностью, помогая детям, живущим в зонах боевых действий. «Если у меня есть деньги, я могу тратить их на заботу о других», — высказалась Сайфред. Она также заботится о животных — на ее ферме на севере штата Нью-Йорк, купленной на первые гонорары в начале 2010-х, целый зоопарк: козлята, поросята, лошади, птицы и верный 16-летний пес Финн. Единение с природой компенсирует жизнь под внутренним натиском и светом софитов; спасением от ментальных проблем также служит материнство, затмившее эго и тревожность актрисы, — вместе с мужем, Томасом Салоски, Аманда воспитывает двоих детей.
2025 год должен был стать переломным
В 2025-м Сайфред атаковала индустрию аж тремя сильными ролями в феминистских проектах. Сыграла в снятом женщинами сериале «Алая река», воплотив образ отчаянной полицейской, в одиночку воспитывающей сына и ищущей пропавшую без вести сестру. Сыграла в кэмповом триллере «Горничная» Пола Фига, достигнув запредельного для жанра уровня исполнительской выразительности. Но объективно главным прорывом года и всей карьеры Аманды стала роль скорбящей женщины, находящей утешение в вере, в «Завещании Анны Ли» Моны Фастфолд — историческом мюзикле о религиозных общинах, сестринстве и положении женщин в Англии XVIII века. Мощный образ привел Аманду на берега Венецианского кинофестиваля, обеспечил номинацию на «Золотой глобус» и ощутимый шанс оказаться на «Оскаре». Однако Американская киноакадемия пропустила мимо глаз и выдающийся фильм Фастфолд, и работу актрисы — ее в Голливуде по сей день словно не воспринимают всерьез.
Тем не менее в «Завещании Анны Ли» актриса проделала гигантскую работу. Душевные терзания и рвение ее героини к свободе от внутренней боли Аманда воплощает в экстатических танцах шейкеров, завораживающих песнях, в откровении тела. Сайфред вступает с камерой в интимный, почти религиозный контакт; своей безудержной экспрессией преодолевает рамки кадра, становясь близко-близко к сердцу зрителя. Технически точное попадание в объемную роль и психологически безукоризненное проживание образа возводят Аманду в ранг артисток, которым и море по колено, и горы по плечу, и целый мир на экране по силам оживить в одиночку. Пусть индустриальное сообщество этого в упор не видит — мы точно знаем, что Сайфред всем еще покажет.
«Мандалорец», «Игра престолов», «Во все тяжкие»: эпизоды сериалов, достойные показа в кинотеатре
Сегодня / Текст: Оля Смолина
Почему Аманда Сайфред заслуживает «Оскар», а индустрия продолжает игнорировать талант актрисы-перфекционистки?
Сегодня / Текст: Карина Назарова
«Сделал ахинею — отлично, есть что улучшать»: Алексей Попогребский об обучении режиссуре в МШК и победах выпускников программы на фестивалях
Сегодня / Текст: Екатерина Долинина
Готовимся к «Возвращению в Сайлент Хилл»: что надо знать о Silent Hill перед просмотром?
24 января / Текст: Сергей Сергиенко
Ромком, который вы не забудете: почему «Кинопроба» Такаси Миике стала культовой?
24 января / Текст: Яна Телова
Что посмотреть? Ная Гусева рекомендует «Двойника» — необычную экранизацию повести Достоевского
24 января / Текст: Ная Гусева
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).