Если абстрагироваться от традиционно слабой работы Франко, то детективный ретросериал получился одной из лучших экранизаций Кинга последних лет
Получивший возможность изменить прошлое Джейк Эппинг отправляется в 1960 год и начинает слежку за Ли Харви Освальдом, ведь именно в предотвращении убийства Кеннеди гость из будущего видит шанс изменить мир к лучшему. Однако изменить прошлое не так-то просто – время старательно выдавливает непрошеного визитера, подкладывая ему самые разные испытания, тестируя его уверенность в благостности цели, экзаменуя его чувства. Накануне далласской трагедии Джейк и вовсе остается у разбитого корыта, и только взаимная его любовь с очаровательной девушкой по имени Сэйди позволяет ему довести задумку до конца. Но во что превратился мир после спасения президента? И стоило ли оно того?..
Полагаем, что существенная часть читателей романа Стивена Кинга «11/22/63» испытали к финалу небольшое разочарование – ведь главным крючком, затягивающим обывателя в литературный мир «короля ужасов», было описание того, что вышло из операции «Спасти президента Кеннеди». Однако Кинг, в отличие от расплодившихся сегодня фантастов, штампующих книжки про «попаданцев» или альтернативную историю со скоростью взбесившегося принтера, собственно «новой Америке» уделил скудные пару страниц, сделав ударение на простой мысли: история неизменна, а любые попытки ее «оптимизировать» губительны для будущего. Несколько упаднический взгляд на жизнь, но автор имеет на него право.
Как же с литературной основой обошлись авторы сериала? Будем к ним справедливы – сценаристам и режиссерам удалось удержать собственную фантазию в жестких рамках и не испортить и без того не самую сильную книгу Кинга. Даже наоборот, на телеэкране измененное будущее получилось не таким уж и ужасным, каким его нарисовал писатель. Ну да оставим претензии, в конце концов это было не самым главным в книге и фильме.
Главное, и это великолепно реализовано и в романе, и на экране, – это события утра 22 ноября 1963 года. Голливуд предоставляет зрителю множество возможностей посмотреть на сцену покушения на Кеннеди с самых разных точек зрения: хотите – верьте в версию Оливера Стоуна, а не желаете относиться к вопросу серьезно – уверуйте в «Хранителей» Снайдера. И все же любой новый фильм на эту тему не становится лишним, тем более что авторы «11/22/63» подошли к кульминации с большой ответственностью – далласские события разыграны динамично, красочно, впечатляюще. Хотите попереживать за Джей Эф Кея – вам сюда, в финальный эпизод сериала.
Но кульминация сериала, как и положено, случилась лишь в самом финале, а стоит ли смотреть предыдущие семь эпизодов? Ответ на этот вопрос вы дадите сами себе, когда осознаете, что целью написания Стивеном Кингом книги о начале 60-х был не Кеннеди, не альтернативная история и не прыжки во времени, а эпоха как таковая. Только слепой не заметит ностальгии писателя по временам широкополых шляп, длинных плащей с большими плечами, двубортных пиджаков, элегантных автомобилей, расцвета литературы и кино. Кинг, которому в 1963-м было всего пятнадцать, строит особую временную капсулу – частично из воспоминаний, частично из хроники, частично из своих представлений и чужих мифов. 1963 год в сериале, конечно, отличается от реальности, здесь вы либо соглашаетесь идти рука об руку с авторами, либо не принимаете их допущения, их представление о людях, характерах, отношениях. Кинг в книге выстроил особый мир, режиссеры дополнили его своими деталями – зритель лишь соглашается или не соглашается с предложенным.
Нельзя, говоря о столь вычурном сериале, не упомянуть актеров. Предсказуемо самые серьезные претензии можно предъявить к Джеймсу Франко, которому часто не хватает эмоционального запаса прочности, чтобы продемонстрировать глубокие эмоции. Не стоит ждать от Джейка подлинной грусти, взрывной влюбленности или искреннего восхищения удивительной эпохой – Франко пересушивает образ, превратив героя в схему действий. Чуть живее на его фоне смотрятся Сара Гадон и Джордж МакКей, но лишь потому, что их персонажи требуют большей страсти. А вот Ли Харви Освальд из Дэниела Уэббера получился отменный – нервный, взрывной, нашпигованный идеологией по самое «не балуйся». От такого злодея ждешь самых ярких шагов, и Уэббер в образе главного подозреваемого в убийстве Кеннеди зрителей не подводит.
В целом же сериал не назовешь ровным – есть откровенно провисающие эпизоды, есть невзрачно играющий Франко, есть предсказуемый в общих чертах сюжет. Но многие из этих минусов перевешиваются яркой картинкой эпохи, атмосферой ожидания большого события, крепкими второстепенными актерскими работами и драматической линией отношений Джейка и Сары. Финал сериала получился очень красивым, ради него стоило и Кеннеди спасать, и восемь серий у экрана сидеть.