Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Пусть «Али» совершенно заслуженно не получил ни одной из двух своих «оскаровских» номинаций, посмотреть его все-таки можно. Во-первых, живой бокс, снятый почти что в реальном времени со всех точек сразу, как бы изнутри мордобоя, захватывает однозначно. Во-вторых, познавательно: даже кролик разберется в этом виде спорта за два с половиной часа экранного времени и станет подкованным болельщиком.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Али"

Монтируя непосредственно три судьбоносные драки Мохаммеда Али (Уилл Смит) – с Сонни Листоном, Джо Фрэзером и Джорджем Форманом – режиссер Майкл Манн подтверждает свою хорошую репутацию, полученную за «Схватку» с Пачино и Де Ниро. Знаменитые «порхающие» ноги Али в белых тапочках – лишь начало разборок. Постепенно въезжаешь, что в самом деле боксируют не перчатками, а мозгами: чтобы было небольно, когда бьют тебя, а самому попасть в незащищенное место. Кстати, в фильме не сказано, но Мохаммед Али – один из немногих боксеров, которому так и не попортили лицо. Замечаний по этой части только два. Во-первых, каких бы 35 фунтов ни набрал Уилл Смит для съемок, все равно видно, что он хлипкий. Сравнявшись с прототипом в весе, не учел, что ростом на 5 см выше прототипа. Лишние фунты так и не прибавили ему в талии, в кадре Смит смотрится с каждым партнером как бы в разных весовых категориях, что особенно заметно в драке с Форманом. Того сыграл настоящий боксер-тяжеловес Чарлз Шаффорд, который к тому же на 15 фунтов тяжелее реального Мохаммеда Али, и впечатление, что дунь он посильнее – Смит рассыпется. Во-вторых, как бы финальный мордобой ни захватывал, минут пять или семь с разных уст вокруг ринга несется одна и та же фраза: «Отойди от канатов, отойди от канатов, отойди от канатов, отойди от канатов»: Даже глухой при двадцать пятом повторе схватился бы за пистолет, не говоря о тех, кто слышит, видит и соображает.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Али"

Соображать между тем над фильмом не приходится. Как кино это дело швах. За такие сценарии вообще бьют линейкой по рукам. Дело в том, что первоначально по идее Грегори Ховарда некий Стивен Райвел заделал огромный опус с раннего детства легенды бокса до настоящих времен. 200 страниц – это, наверно, много, но то, как их порезали Майкл Манн за компанию с неким Эриком Ротом, описанию не поддается. Взят период чуть больше десяти лет и явно из соображений политэкономии. Товар-деньги-товар штрих, то есть победа над Листоном, проигрыш Фрэзеру и мировая победа над Форманом. Выпали как Олимпийские игры «до того», так и гораздо более важный реванш у Фрезера в Маниле «после того». Выпало вообще очень много, что, впрочем, могло бы быть даже неплохо при определенных условиях – например, если бы оставшееся имело жесткую композицию и самостоятельный смысл, который важней фактов чьей-то биографии. Увы, смысла между боями не ночевало.

Белый Манн к вящей политкорректности дал широкую картину негритянского движения. Тут и Мартин Лютер Кинг, и Малкольм Икс, и куча исламистов, и все это без объяснений. Пока разбираешься, бокс как-то отходит на второй план. Зачем тогда полиэкономическая схема? Ну, ладно, допустим, в Али главное – пламенная борьба за свободу афроамекриканцев, и фильм посвящен нашим черным братьям. Но ведь и «широкую картину» дробят посторонние обстоятельства – история с армией и судом, которая тоже тянется довольно долго. Зачем фильму о черных братьях борьба за мир? К тому же Али – вообще не пацифист и больше всего настрадался в жизни за то, что в фильме отсутствует – за жуткое упрямство в отношениях с Американской боксерской ассоциацией.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Али"

Наконец, легкими вкраплениями проходит «личная жизнь», причем больше всего – начало семейного быта с первой женой, умницей и красавицей, и немножечко супружеской измены с бухты-барахты, без особого повода. Только финальный титр сообщает, что вскоре Али развелся уже со второй женой (в фильме он ее только встретил, и она решительно ничем не отличается от первой), а сейчас, больной Паркинсоном, живет в третьем счастливом браке. На самом деле, конечно, все было совсем не так. Хронический бабник, Али еще и нарожал восьмерых детей (в фильме мелькает одна дочка), а вторая жена подцепила его случайно, будучи патентованной стервой. Но проблема опять же в том, что в фильме за женщинами не стоит никакого особого «мужского» смысла. Одни мелкие перебивки.

И вот в результате выходит дикий негритянско-политический перекос с периодическим воспоминанием про какого-то главного героя и перебивками в виде судов и амуров, обстриженный с двух сторон до размера десяти лет. Характер героя – пусть даже выдуманный, не говоря о реальном – из этих отдельных кубиков не складывается решительно. До сути легенды бокса не допер ни один из многочисленных авторов. Не вписывается легенда ни в какую политкорректность. Да лучше бы в таком случае остались лишь драки и титры между ними. В финале же титры как хорошо пошли: Человека забыли.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  73


Ссылки по теме


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть