Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRJUcvi6xu Okko Okko
Обзоры

«Челюстям» — 50 лет: 8 фактов о культовой картине Спилберга, которые остались за кадром

Полвека назад Стивен Спилберг снял фильм, который стал первым летним блокбастером. За кадром «Челюстей» рождались легенды, конфликтовали актеры и тонули лодки вместе с дорогим оборудованием. На деле же именно провалы и поломки сделали триллер культовым: ощущение страха создавалось благодаря саспенсу, а не спецэффектам. В этом материале — восемь историй о том, как зубастая акула и молодой режиссер навсегда изменили Голливуд.

Сегодня Текст: Ная Гусева Обсудить
Добавить в закладки
«Челюстям» — 50 лет: 8 фактов о культовой картине Спилберга, которые остались за кадром

Актерский конфликт: Шоу против Дрейфусса 

На съемочной площадке Ричард Дрейфусс и Роберт Шоу, сыгравшие Мэтта Хупера и Квинта, постоянно цеплялись друг к другу: по словам самого Шоу, он думал, что «Дрейфуссу нужен жесткий урок». Шоу был уже известной звездой с классическим театральным прошлым, а Дрейфусс — молодым «панком» с парой ролей за плечами, как позже высказывался о нем Рой Шайдер. Соавтор сценария Карл Готтлиб вспоминал, что Шоу любил подначивать всех вокруг — и Дрейфусс оказался идеальной мишенью. В документалке «Челюсти: за кулисами» сам Дрейфусс рассказывает, что Шоу буквально превращался в «злого тролля» и мучил его любым способом: то кричал «Следи за манерами!», то за сотню долларов подначивал лезть на мачту и прыгать в воду. Он даже отпускал колкости про внешний вид Дрейфусса, называя коллегу «толстым» и «неаккуратным». 

Ричард Дрейфусс и Роберт Шоу на съемках фильма «Челюсти»

Ричард Дрейфусс и Роберт Шоу на съемках фильма «Челюсти»

Конфликт довел до курьезного эпизода: однажды Дрейфусс выбросил бутылку виски Шоу за борт, после чего тот в ответ облил актера из шланга. Позже Ричард признавался, что вражда быстро сошла на нет, и добавил, что это был единственный день, когда он «потерял самообладание». Режиссер не пытался помирить артистов — наоборот, напряжение пригодилось для достоверности противостояния героев. Благодаря этому сцены на лодке получились особенно правдоподобными. 

Никаких красных флагов!

Стивен Спилберг, которому на момент съемок было всего 26 лет, отказался от использования красного цвета в костюмах и декорациях: режиссер картины хотел, чтобы кровь жертв выделялась максимально ярко и сразу пугала зрителя. В традициях формалистской теории цвета, где визуальные и технические элементы — ключ к эмоциональному воздействию, красный как раз символизирует опасность. На фоне спокойных природных оттенков алая вспышка становилась главным визуальным акцентом сцены — такое решение усиливало эффект неожиданности от атаки хищника. Несмотря на искусственную акулу, кадры все равно смотрелись реалистично — решение Спилберга изолировать красный цвет до сих пор считают одним из лучших приемов визуального саспенса в кино.

Рой Шнайдер в роли Броди на кадре из фильма «Челюсти»

Рой Шнайдер в роли Броди на кадре из фильма «Челюсти»

Акулы по имени Брюс

Спилберг заказал три механических акулы по цене примерно $250 000–500 000 за каждую, и в общей сложности на хищников было потрачено около $1–1,5 млн при бюджете $9 млн. Все модели носили имя Брюс в честь адвоката режиссера. «Челюсти» стали первым фильмом, часть которого сняли прямо в Атлантическом океане у острова Марта’с-Винъярд. Съемки проходили на расстоянии 10-12 метров от берега, где волны постоянно сбивали камеры и срывали лодки с якорей. Техникам приходилось по несколько часов перенастраивать оборудование, из-за чего запланированные 55 смен растянулись до 159. Закрепить механическую акулу на морском дне оказалось отдельным испытанием: соленая вода и сильные волны постоянно сносили конструкцию, а одна из моделей и вовсе чуть не утонула.

Стивен Спилберг и Брюс на съемках фильма «Челюсти»

Стивен Спилберг и Брюс на съемках фильма «Челюсти»

В результате Спилберг практически отказался от визуальных эффектов с акулой в кадре, сосредоточившись на саспенсе. Сам режиссер позже сказал, что неполадки с Брюсом помогли создать напряжение, сблизившее фильм с работами Хичкока. После завершения съемок все три оригинальных механизма были уничтожены, а одна из форм акулы позже использовалась для аттракциона Universal, но в 2016 году попала в Академический музей кино в Лос-Анджелесе. Незапланированные выходные Брюса не только спасли фильм от визуального китча — все-таки искусственная акула выглядит слегка нелепо, — но и заложили стандарты жанра: психологический ужас стал визитной карточкой не только «Челюстей», но и множества последующих триллеров.

Брюс на съемках фильма «Челюсти»

Брюс на съемках фильма «Челюсти»

Как корабль назовешь

На съемках тонули не только акулы: знаменитая лодка «Орка» не раз становилась героиней закулисных катастроф. Однажды буксирный катер потянул «Орку» с такой скоростью, что вырвал доски из обшивки корпуса — и вся съемочная команда вместе с техникой ушла под воду за две минуты. Знаменитый звукорежиссер Джон Картер, не растерявшись, поднял дорогой рекордер над головой и крикнул: «К черту актеров, спасайте звукорежиссеров!» — этот момент Спилберг вспоминал много лет спустя с улыбкой. Вместе с лодкой утонули и драгоценные пленки с отснятым материалом, но команда сумела сохранить их — катушки экстренно доставили в лабораторию для спасения. Забавно, что именно Картер потом держал свой «Оскар» за лучший звук теми же самыми руками, которыми спасал тонущую технику.

Роберт Шоу в роли Квинта на кадре из фильма «Челюсти»

Роберт Шоу в роли Квинта на кадре из фильма «Челюсти»

Опасный трюк жертвы

Сьюзен Бэклайн, сыгравшая первую жертву акулы Крисси, рассказала, что съемки сцены с атакой хищника заняли три дня и проходили в студийном бассейне с холодной водой. Актрису прикрепили к специальным тросам под водой и без предупреждения дергали в разные стороны — так создавался эффект хаотичного движения, будто жертву утаскивает акула. Съемки были физически изматывающими, а реакция артистки в кадре — настоящая: Бэклайн действительно испытывала боль и страх. Потом Ричард Дрейфусс признавался — крики Сьюзен были настолько жуткими, что спокойно смотреть сцену он не мог. При этом сами акулы ее не пугали: Бэклайн рассказывала, как однажды встретила акулу в Индийском океане и спокойно подплыла к ней. А вот сам первый день съемок обернулся для актрисы неожиданным ритуалом: после первого дубля медсестра на площадке выдала ей рюмку ликера, и в тот же вечер после смены Сьюзен оказалась дома в ванне, весело распевая песни. На следующий день она вежливо отказалась повторять этот запрещенный прием.

Сьюзен Бэклайн в роли Крисси на кадре из фильма «Челюсти»

Сьюзен Бэклайн в роли Крисси на кадре из фильма «Челюсти»

Две ноты ужаса

Изначально Стивен Спилберг посчитал, что Джон Уильямс решил над ним посмеяться — режиссер не воспринял культовую тему «Челюстей» как серьезную работу. Композитор смог создать звуковой саспенс всего из двух нот E–F (или F–F♯ по другим источникам) и попросил Томми Джонсона записать мелодию на трубе. Уильямс объяснил, что музыка должна быть «естественной и безмозглой, как акула» — а в низком регистре басов звук становился еще более угрожающим. Позже режиссер признал: «Без этой музыки фильм был бы наполовину другим и, вероятно, не настолько успешным». С тех пор Спилберг и Уильямс стали одним из самых легендарных дуэтов Голливуда: благодаря их сотрудничеству родились саундтреки к «Инопланетянину», «Индиане Джонсу», «Списку Шиндлера», «Парку Юрского периода» и «Спасти рядового Райана».

Стивен Спилберг и Джон Уильмся

Стивен Спилберг и Джон Уильмся

Основано на реальных событиях? 

Идея «Челюстей» родилась еще за десять лет до премьеры, когда писатель Питер Бенчли услышал историю про легендарного рыбака с Лонг-Айленда Фрэнка Мундуса — именно он в 1964 году выловил акулу длиной почти пять метров и весом более двух тонн. Этот реальный «охотник на чудовищ» вдохновил Бенчли на создание капитана Квинта — беспощадного и одержимого героя его романа. Книга «Челюсти», вышедшая в 1974 году, сразу стала хитом — она оставалась в списках бестселлеров месяцами. Голливудские продюсеры Ричард Занук и Дэвид Браун получили черновик рукописи еще до публикации и не раздумывая выкупили права за 150 тысяч долларов — сегодня это более миллиона. Риск с лихвой окупился: роман превратился в блокбастер, который не только изменил отношение зрителей к акулам, но и задал индустрии правила летнего проката.

Рой Шнайдер в роли Броди на кадре из фильма «Челюсти»

Рой Шнайдер в роли Броди на кадре из фильма «Челюсти»

Тошнотворное кино 

Во время одного из первых закрытых показов «Челюстей» Спилберг на секунду подумал, что фильм провалился: один из зрителей вскочил и побежал к выходу. Режиссер уже приготовился к худшему, но мужчина не успел дойти до туалета — его стошнило прямо в проходе. «Я только подумал: господи, что я снял? — смеялся потом Спилберг. — Но он вытерся и вернулся досматривать». Случай лишь подогрел слухи о том, насколько страшна лента. Реклама шла по телевизору нон-стоп, а футболки с акулой раскупались на улицах Нью-Йорка. В итоге фильм собрал рекордные 260 миллионов долларов и стал первой летней сенсацией в кино. Спустя годы «Челюсти» официально вошли в Национальный реестр фильмов — теперь никто не сомневается, что даже тошнота случайного зрителя сыграла свою роль в мировом успехе.

Текст: Ная Гусева
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?