Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

9 позорных страниц, о которых Киноакадемия хотела бы забыть

«Оскар» сияет в ожидании очередного шоу. Мы, с присущим нам трезвым подходом к навязанным стереотипам, перед очередной оскаровской церемонией хотели не только напомнить о радостных минутах, но и припомнить темные страницы

Добавить в закладки
Черное на золотом

Хичкок и Кубрик не получили «Оскар» за режиссуру

Альфред Хичкок на съемочной площадке фильма  "Головокружение"

Необъяснимо, но факт: ни Стэнли Кубрик, ни Альфред Хичкок ни разу не были отмечены Американской киноакадемией призом за лучшую режиссуру. И это поразительно, ведь едва ли не каждый из постановщиков, выходивших на сцену за золотой статуэткой, называл их в числе своих учителей и вдохновителей. Хичкок пять раз претендовал на награду, но все пять раз был проигнорирован академиками, а «Головокружение», фильм, многими называемый лучшим в истории кино, и вовсе был номинирован лишь за звук и декорации. А Кубрик вообще 13 раз претендовал на награду, но лишь однажды его картина была удостоена приза киноакадемии – «2001: Космическая одиссея» получила «Оскар» за визуальные эффекты. Собственно, одного этого пункта достаточно, чтобы оценить объективность премии.

Доверенность на получение приза от Марлона Брандо

Кадр из фильма "Крестный отец"

Забавный казус произошел на церемонии награждения в 1972 году, когда за свою роль в «Крестном отце» приз Американской киноакадемии достался Марлону Брандо. Знаменитый актер в этот момент находился в состоянии конфронтации с мировым сообществом (как, впрочем, и почти всегда на протяжении своей жизни) и не нашел лучшего способа общения с миром, чем отправить вместо себя на сцену индейскую девушку по имени Сачин Литлфизер, которая не преминула воспользоваться возможностью и выступила с высокой сцены в защиту коренных народов Америки. Реакция публики была сдержанной – несколько жидких хлопков и неловкое молчание, после которого Роджер Мур, объявлявший победителя, ушел вместе со статуэткой за кулисы. С тех пор Академия строго запретила любые получения наград через третьих лиц, кроме посмертных призов.

Приз Марисы Томей

Кадр из фильма "Мой кузен Винни"

Все теории заговоров держатся на небольших нестыковках и сомнительных утечках – не исключение и конспирологическая теория о том, что победителей «Оскара» назначают чьей-то таинственной железной волей. Как подтверждение предвзятости приводится случай 1992 года, когда приз за лучшую роль второго плана получила Мариса Томей, сыгравшая в картине «Мой кузен Винни». Тогда Томей была единственной американкой в списке номинанток, соседствуя с Ванессой Редгрейв, Мирандой Ричардсон и Джуди Дэвис. По слухам, Джек Пэланс, зачитывавший имя победительницы, неудачно пошутил и вызвал Томей на сцену по недоразумению, а затем киноакадемия просто не смогла дать задний ход. Как бы то ни было, сейчас любые нападки в свой адрес академики отвергают, а о случае с «Оскаром»-92 стараются не вспоминать.

Споры вокруг ленты «Баскетбольные мечты»

Кадр из фильма "Баскетбольные мечты"

Документальная картина Стива Джеймса «Баскетбольные мечты» стала той последней каплей, которая заставила киноакадемиков не просто с особенным уважением относиться к документалистике, но и изменить процедуру голосования за номинантов. «Баскетбольные мечты» до оскаровской церемонии уже были отмечены рядом наград, но от Киноакадемии получили номинацию лишь в категории «монтаж». Как оказалось, произошло это из-за того, что академики просто поленились смотреть 165-минутный фильм о баскетболе, демонстрация фильма для академиков завершилась через 15 минут после начала – неблагодарные зрители просто потребовали выключить проектор. Обнародование этой информации вынудило руководство изменить процедуру ознакомления с претендентами на награду. Теперь, чтобы дать свою оценку, все фильмы, сколько бы они ни длились, жюри нужно посмотреть целиком.

Лучший фильм 2006 – «Столкновение»

Кадр из фильма "Столкновение"

Лицо Джека Николсона, доставшего из конверта карточку с названием «Столкновение» на церемонии 2006 года, – лучшая иллюстрация к тому, что и оскаровские академики могут серьезно ошибаться в выборе лучшего фильма. Картина Пола Хаггиса «Столкновение» обошла очень серьезных конкурентов, уступив им во всех предстоящих главной церемонии состязаниях. Вышедшие в тот же год «Горбатая гора» и «Мюнхен» были отмечены «Золотым глобусом» и призом BAFTA, но «Оскар» достался куда более скромному «Столкновению». Поклонники кино до сих спорят, кто был лучше, «Форрест Гамп» или «Криминальное чтиво» в 1995-м, «Танцующий с волками» или «Славные парни» в 1991-м, но по поводу «Горбатой горы» и «Столкновения» двух мнений нет – это очевидный промах.

Кэтрин Бигелоу – единственная женщина, ставшая лучшим режиссером…

Кэтрин Бигелоу на съемках фильма "Повелитель бури"

Кинематографический мир взорвался из-за чересчур «белого» «Оскара»? А куда смотрят борцы с сексизмом? Ведь за более чем 90-летнюю истории лишь одна женщина стала обладателем приза в категории «лучший режиссер», и ждать этого события пришлось до 2009 года. Неужели до появления «Повелителя бури» не было ни одной достойной постановщицы? Или Киноакадемия просто игнорирует всех, кто носит юбки и не способен отрастить внушительные усы с бородой? Впрочем, никаких особенных споров этот консерватизм по большому счету не вызывает, видимо, с текущим положением вещей согласны не только академики, но и сами кинематографисты и даже зрители.

…А после Бигелоу женщин-режиссеров больше даже не номинировали

Ава ДюВерней на съемочной площадке фильма "Сельма"

Многим награда Кэтрин Бигелоу показалась фундаментом для дальнейшего роста роли женщины в Голливуде, но на деле «Оскар» «Повелителю бури» оказался аномалией, случайностью, выбившейся из ровного течения вещей. После Бигелоу за 6 лет ни одна женщина-режиссер больше не была отмечена даже номинацией, и четыре претендентки, замахивавшиеся на награду до Кэтрин, уже не выглядят одинокими лузершами – кажется, теперь ситуация в Академии стала еще хуже. Наибольшие шансы были у Авы ДюВерней, постановщицы «Сельмы», год назад, но и ее не допустили к истинно мужскому призу. Женщинам отданы на откуп костюмы и мэйкап, нечего им претендовать на главные статуэтки. И даже не начинайте с академиками разговор на этот счет.

Джеймс Франко и Энн Хэтэуэй – ведущие церемонии

Джеймс Франко и Энн Хэтэуэй

Требование омолодиться Американская киноакадемия восприняла несколько неадекватно и в 2011 году призвала вести церемонию награждения самых молодых в истории премии ведущих – пару Джеймс Франко и Энн Хэтэуэй. И это оказалось катастрофой – их перформанс стал худшим в обозримой истории церемоний. Мы даже не станем говорить об уровне шуток, между актерами просто отсутствовала не то чтобы химия, а банальное взаимопонимание. Ну а то, что даже из вступительного шоу, на подготовку которого ведущие обычно тратят львиную долю своего времени, у Франко и Хэтэуэй ничего не получилось, говорит о том, что отсутствие понимания возникло у тандема далеко не в день церемонии. Ужасающе деревянный Джеймс и отчаянно переигрывающая Энн навсегда закрыли двери в комнату ведущих для молодежи. Такое Академия не прощает.

Расистский скандал – 2016

Ведущий церемонии "Оскар 2016" Крис Рок

Наконец, еще до начала церемонии этого года «Оскар» уже превратился в скандальное шоу, от которого многие предпочитают отмахнуться. Сразу после объявления номинантов мировая цифровая паутина запестрела хэштегом #OscarsSoWhite, обращающим внимание киноманов на то, что среди актеров и режиссеров на этот раз подавляюще преобладают белые американцы. Лишь режиссер мексиканского происхождения Алехандро Гонсалес Иньярриту представляет в длинном списке латиноамериканца, и это моментально вызвало протесты, вылившиеся в публичные скандальные заявления. При этом наличие чернокожих продюсера и ведущего церемонии и расовая принадлежность главы Киноакадемии обывателей ничуть не задевают – кризис уже разросся до вселенских масштабов. Сейчас режиссеры трансляции делают все возможное, чтобы исключить расовые эксцессы в трансляции, намеченной на ближайшее воскресенье, но Академия уже совершенно точно мечтает забыть 2016 год как страшный «слишком белый» сон.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?