Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Выбирать худшие фильмы — задача не просто антигуманистическая, а даже неспортивная: скачок «отрицательного роста» сложно измерить по кинокритической линейке. Поэтому в материале скорее делимся личными разочарованиями от релизов, которые не оправдали ожиданий или задели профессиональные (и человеческие!) чувства по другим параметрам.
Называть «Бегущего человека» худшим фильмом года совершенно точно несправедливо и более чем неоправданно, но для меня лента оказалась самым внезапным и потому сильным разочарованием 2025-го — вероятно, из-за возложенных надежд. Экранизация динамичного, злого и довольно жестокого одноименного романа Стивена Кинга оказалась в руках весельчака-хулигана Эдгара Райта («Зомби по имени Шон»), который смело жонглирует монтажом и саундтреком, а главная роль того самого беглеца досталась неотразимому Глену Пауэллу. Казалось бы, что могло пойти не так? Все критически важные компоненты подобраны правильно! Ведь да?
На выходе «Бегущий» должен был стать антиутопической игрой на выживание с едкой критикой капитализма и повышенной чувствительностью к нуждам рабочего класса, пострадавшего от корпораций. Но Райт промахнулся — в ленте нет ни мальчишеского задора, ни нахальной грубости и бескомпромиссности первоисточника, ни юмора, присущего режиссеру. Вышла довольно беззубая студийная подделка, которая едва ли может кого-то по-настоящему вывести из себя или заразить анархическими настроениями, — как следствие, кассовый провал. Да и просто обидно за упущенный потенциал.
Настасья Горбачевская
Когонада прежде никогда не разочаровывал. И «Колумбус», и «После Янга» — поэтические медитативные полотна, оставляющие после себя светлую грусть. Ожидания от следующего проекта мастера были закономерно высокими: у фильма блестящий каст — Марго Робби и Колин Фаррелл — и, что важнее, весьма интересная завязка — герои отправляются в путешествие по разным периодам прошлого, чтобы лучше узнать друг друга. В итоге единственным, что меня зацепило, оказалась визуальная составляющая. Когонада обращает особое внимание на цвет, свет, архитектуру, маленькие детали. «Большое смелое красивое путешествие» — дивное и живописное, но лишенное магии предыдущих работ режиссера кино.
Разумеется, хочется отыскать ответ на вопрос: почему так вышло? Возможно, дело в том, что это первый проект, сценарий к которому Когонада писал не сам. А может быть, не сработала химия между Робби и Фарреллом. Или же все куда прозаичнее — режиссер, как и многие постановщики до него, просто столкнулся с первой серьезной неудачей в карьере. С кем не бывает?
Гульназ Давлетшина
Автобайопик певца The Weeknd (настоящее имя — Эйбел Тесфайе) поражает монструозной бесцельностью. Его замысел безнадёжно клиширован и вдобавок тщеславен. «Последнее завтра» приурочено к релизу альбома The Weeknd “Hurry Up Tomorrow” и выступает неким фильмом-компаньоном, выпущенным в широкий прокат. В центре сюжета оказывается измученный музыкант Эйбел, тезка и альтер эго артиста. Фанаты надоели, песни не радуют, менеджер (Барри Кеоган) требует выходить на сцену через боль. Внезапно после концерта Эйбел встречает загадочную незнакомку Ани (Дженна Ортега). Девушка вовсе не такая, как остальные поклонницы, с ней хорошо, пока не случается страшное: Ани берёт Эйбела в заложники до тех пор, пока тот заново не полюбит себя и свою музыку.
Кому скандального сериала «Кумир» HBO показалось мало, есть возможность продлить этот опыт и ещё глубже исследовать экранное резюме Тесфайе. «Последнее завтра» — сеанс одержимого самоудовлетворения поп-звезды и ассистирующего ему режиссёра Трея Эдварда Шульца («Волны»). Тот случай, когда арт-терапия с примешенным к ней юнгианством (Ани — сокращённо от Анимы, женского начала мужской психики) делает хуже всем, в неё вовлечённым.
Егор Козкин
Для студии А24 2025-й выдался неровным: далеко не все фильмы выстрелили, собрали кассу или хотя бы понравились критикам. Более того, складывается впечатление, что зачастую под брендом компании в прокат выходят работы молодых постановщиков, которые мимикрируют под достойные картины предыдущих лет. «Опус» — яркий пример амбициозного фильма, который по сюжету и касту намного интереснее конечного результата. Молодая журналистка Ариэль (Айо Эдебири) получает приглашение послушать новый долгожданный альбом возвращающегося после 30 лет таинственного молчания короля 1990-х Альфреда Моретти (Джон Малкович). На уединённое ранчо певца зовут только избранных. С первых минут вдали от дома Ариэль подозревает, что Моретти собрал вокруг себя культ, но никто больше не готов раскрыть глаза и признать очевидное.
Дебютант Марк Энтони Грин точно хотел громко заявить о себе и даже смог заманить в фильм отличных актёров, но дальше любопытной концепции и стильного визуального ряда автору продвинуться не удалось. «Опус» содержит все клише картин о культах и гениальных безумцах и не предлагает ничего оригинального. Зритель сразу отгадывает все режиссёрские ходы и откровенно тоскует, даже эффектные убийства не спасают положения вещей. «Опус» попросту утомляет, уже через полчаса с сеанса хочется сбежать, а дальше единственным развлечением становятся попытки угадать, откуда тот или иной троп или художественный приём своровал Грин. Я не ждал многого от фильма, хотя слежу за всеми релизами А24, но Адебири, Малкович и остальные достойные актёры попали в самопародийный капустник.
Максим Ершов
Эми Шумер не раз обвиняли в краже шуток у коллег по стендап-сцене — после этого её карьера и публичный образ заметно пошатнулись. Тем не менее скандалы не помешали комедиантке закрепиться в Голливуде. Под чутким руководством продюсера Джадда Аппатоу ей удавалось выпускать вполне достойные фильмы вроде «Девушки без комплексов», но с каждым новым проектом критики становились всё холоднее к её творчеству. Зрители упрекали Шумер в том, что она просто не смешная. И в этом году, вернувшись с комедией «Типа беременна», актриса решила доказать… что они были правы.
Лейни — учительница младших классов, которая всегда мечтала стать матерью, но личная жизнь складывалась неудачно. Её лучшая подруга Кейт, замужняя и беременная, постепенно отдаляется, погружаясь в семейные хлопоты. Однажды, примерив накладной живот для имитации беременности, Лейни попадается на глаза знакомым — и решает продолжить «шутку». Невинный обман неожиданно помогает ей завести новых друзей и почувствовать поддержку. Но, как назло, именно в этот момент она встречает Джоша, и маленькая большая ложь превращается в угрозу для зарождающегося романа.
Если в сотрудничестве с Аппатоу можно было отвлечься от личной антипатии к Шумер — благодаря живому сценарию и убойному юмору, — то в случае с «Типа беременна» остаётся лишь развести руками. Почти каждая шутка в фильме даёт осечку, между героиней и её партнёром Уиллом Форте — нулевая химия, а сцены следуют одна за другой без малейшего направления. На Netflix это кино должно мигрировать из раздела «комедии» в «трагедии», учитывая количество отзывов с одной звездой на Letterboxed. Шумер сняла фильм буквально ни для кого: беременным и матерям он может показаться оскорбительным, а остальным просто неинтересно наблюдать за героиней, отчаянно добивающейся внимания друзей и случайного возлюбленного.
Катя Карслиди
Неудача может постичь даже титулованного Дэниела Дэй-Льюиса, который решил вернуться в кино после восьми лет молчания. Камбэка, возможно, вовсе бы не случилось бы, не загорись 27-летний Ронан Дэй-Льюис желанием дебютировать в режиссуре — отец решил помочь сыну с запуском карьеры. «Анемона» — немногословная история о воссоединении братьев, Рэя (Дэниел Дэй-Льюис) и Джема (Шон Бин). Первый живет около 20 лет в лесной глуши отшельнической жизнью, второй наведывается к нему в гости, чтобы перебрать события далекого прошлого, в том числе времена службы в британской армии.
Герой Дэй-Льюиса держит на себе основное внимание – ему достаточно пить, хмуриться и участвовать в ночных пьянках. Все это, в общем-то, мы уже видели в лучших фильмах с оскароносным актером. «Анемона» состоит из многозначительных пауз и метафор, но птичий язык картины наводит много тумана и мало что объясняет, включая изоляцию героя и проблему семейных поколенческих травм. Еще хуже – «Анемона» почти никуда не движется, подменяя сюжет вылизанной арт-съемкой и холодными красотами севера Англии. Где-то фильм включает режим Кена Лоуча и пытается включиться в реализм кухонной драмы, где-то портретирует семейное зло, а под занавес и вовсе уходит в перегруженный сюрреализм – молодой дебютант, очевидно, не справился с грузом собственных амбиций.
Константин Мышкин
Режиссер Эдвард Бергер сделал слишком высокую ставку и пообещал зрителю захватывающее наблюдение за падением лудомана Лорда Дойла в блестящем мире казино Макао, где прошлые ошибки тягостной тенью виднеются за каждым игровым столом. От автора, за плечами которого «Конклав» и «На Западном фронте без перемен» (обе картины — номинанты на «Оскар»), невольно ждешь взятия новых высот и уверенного движения вперед. Однако «Баллада о маленьком игроке» опирается на визуальную привлекательность и звездное присутствие Колина Фаррелла, но этого оказывается недостаточно — история развивается без ясного направления и редко удерживает зрительское внимание.
Главная проблема «Баллады о маленьком игроке» именно в поверхностности, где форма превалирует над содержанием, — Бергер уверенно чувствует себя в технической части, но почему-то абсолютно растерян в смысловой. Баланса между драмой и психологическим триллером так и не находится, а ключевые повороты сюжета кажутся непродуманными и неубедительными — возможно, сказывается и специфика литературного первоисточника Лоуренса Осборна. Каким бы ярким ни был персонаж Фарелла, его герой зажат между избыточной стилизацией и нехваткой психологизма, отчего сопереживать внутреннему кризису Дойла так и не получается. В результате внешняя роскошь Макао никак не компенсирует дефицит драматического импульса, на котором подобный рассказ должен держаться. Трейлер «Баллады о маленьком игроке» обещал яркие конфликты, внутренние переживания и несдержанные крики за игровыми столами, но, к сожалению, обманул со всеми тремя пунктами — прямо как сами казино.
Ная Гусева
В начале 2025 года все киносообщество настигла страшная новость. В возрасте 78 лет скончался Дэвид Линч. Сгорел Лос-Анджелес — любимый город Линча, — а вместе с ним и сам режиссер. Сразу после дебютного «Головы-ластика» постановщика возвели в разряд гениев. Он, в свою очередь, от всяких ярлыков смущенно отмахивался, но связь с космосом не скрывал никогда. Еще при жизни про ярого курильщика и любителя кофе было написано несколько книг и журналов, а также снято документальных фильмов: от экспериментального «Синий бархат: пересмотренный» до почти гиковского «Линч/Оз» и терапевтического «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве». Каждая из упомянутых картин подкупала уникально подобранной оптикой. Кажется, сами документалисты понимали, что сложный и витиеватый универсум Линча не уместить в скромный полуторачасовой хронометраж.
Чего не скажешь о создателях ленты «Добро пожаловать в Линчлэнд», которые попытались осмыслить вселенную режиссера за 63 минуты. Собранная наспех, аккурат после смерти, картина проносится галопом по всей биографии Линча. Авторы не только игнорируют другие грани постановщика — музыканта, фотографа, живописца и даже проектировщика мебели, — но и забывают упомянуть некоторые из его фильмов. Умалчивают в «Линчлэнде» и о том, что Линч был не только последователем сюрреалистической традиции и исследователем онейрической природы кино, но и выдающимся гуманистом, чьи симпатии всегда оставались на стороне чудиков и аутсайдеров. Вот и получается, что вместо детальной экскурсии по мирам режиссера нам вручили путеводный буклет с вырванными страницами. «Добро пожаловать в Линчлэнд» точно далеко не самый худший фильм года, но для меня отделаться от разочарования после просмотра оказалось не так просто. Остается лишь следовать совету самого Линча и «смотреть на пончик, а не на дыру».
Кирилл Артамонов
Энтони и Джо Руссо в 2025 году провернули трюк, изощренности которого могут позавидовать лучшие мошенники мира. На производство фантастического кинокомикса «Электрический штат» хитрые братья совершенно легально выудили у Netflix 320 миллионов долларов, по факту устроив масштабный тест-драйв технологий, которые позже будут использованы во время съемок «Мстители: Судный день» и «Мстители: Секретные войны». Выиграли почти все: братья получили карт-бланш на любые эксперименты, а стриминг — очередной хайп. Зрителям же буквально скормили дурнопахнущую мешанину из сюжетной пустоты и двумерных персонажей под соусом из ретрофутуризма.
«Электрический штат» Руссо, маскируясь под постапокалипсис с милыми роботами, пресс-компактором превращает одноименный графический роман шведского художника Симона Сталенхага в блестящий кубический монумент творческой импотенции. Все здесь кричит о бюджете, но шепчет о полном отсутствии идей: исполнившие главные роли Милли Бобби Браун и Крис Пратт с мертвыми глазами тонут в нарративном болоте, а каждая сцена похожа на заставку в видеоигре, что вгоняет в тоску уже в главном меню. И печальнее всего то, что «Электрический штат» фильм вовсе не ужасный, но оглушительно пустой. Настолько, что после просмотра хочется проверить пульс кинематографа.
Владимир Ростовский
25 лучших фильмов 2025 года: выбор редакции FILM.ru
Сегодня / Текст: Film.ru
Что это было? Авторы FILM.ru о худших фильмах и главных разочарованиях 2025 года
Сегодня / Текст: Film.ru
Что посмотреть? Алихан Исрапилов советует «Наше Рождество» — праздничный антитриллер со звездами «Сопрано»
Сегодня / Текст: Алихан Исрапилов
15 лучших хорроров и триллеров 2025 года
19 декабря / Текст: Владислав Шуравин, Яна Телова
Новые фильмы, которые уже можно посмотреть онлайн
19 декабря / Текст: Владимир Ростовский
Рецензия на анимационный фильм «Маленькая Амели» — красочное путешествие по миру трехлетнего ребенка
19 декабря / Текст: Яна Телова
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
на ней прямотки висит бейджик "Главное разочарование года", ИМХО
P.S. Не совсем понимаю, зачем в тексте, где критикуется сын Дэй-Льюиса за "птичий язык" в сценарии, сам автор использует слова вроде "онейрический" (вмест...о "сновидческий"). Тоже несколько непоследовательно вышло.