Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

Что такое неоэкспрессионизм в кино? 6 фильмов, признанных образцами направления

Понятие «неоэкспрессионизм» редко встретишь в текстах о кино, однако некоторые исследователи уверенно предлагают выделить для направления отдельную нишу. Согласно их теории, начиная с конца 1970-х и до середины 2000-х годов в англоязычном пространстве (преимущественно в Голливуде) среди хорроров, триллеров и эротических драм стали появляться картины, постепенно выстраивающиеся в отдельную линию аналогового антинатурализма. Отличительными чертами таких фильмов стали нарочитая искусственность (многослойные декорации), «мокрая» эстетика (пасмурные улицы после дождя, отражение в каплях, монохром), детективная составляющая (с наличием тайны, которую необходимо раскрыть), а также огромное количество спецэффектов (начиная от вручную созданных костюмов/декораций и заканчивая компьютерной графикой) и упор на визуальную часть фильма (его сюжет зачастую может быть слабым и недоработанным, а некоторые линии и вовсе демонстративно тупиковыми).

Добавить в закладки
Что такое неоэкспрессионизм в кино? 6 фильмов, признанных образцами направления

Собрали для вас 6 представителей направления, которые помогут понять, что такое неоэкспрессионизм и был ли он вообще.

Питер Уэллер в роли Билла Ли на кадре из фильма «Обед нагишом»

Питер Уэллер в роли Билла Ли на кадре из фильма «Обед нагишом»

Сюрреалистичный триллер Дэвида Кроненберга, снятый по мотивам одноименной полуавтобиографической книги Уильяма С. Берроуза, с первых минут погружает зрителя в гипнотический транс, причудливую смесь из реальности и галлюцинаций, порожденных больным сознанием главного героя. Пока вчерашний писатель по имени Билл промышляет уничтожением тараканов с помощью волшебного порошка, его жена предпочитает вкалывать это же чудодейственное средство себе прямо в грудь, чтобы достичь состояния эйфории и забыться. Когда Билл наконец ловит любимую с поличным, он решает и сам попробовать порошок на вкус, ведь жук-детектив в интерзоне сообщает, что возлюбленная Билла не та, за кого себя выдает. И вообще, может, она не человек?

Фильм Кроненберга стал крайне вольной интерпретацией скандального романа Берроуза, разрешенного к печати в США только после двух громких судебных процессов. В основе сценария оказалось не только одноименное произведение, но и другие работы писателя, а также некоторые реальные факты из его жизни. «Голый завтрак» входит в число неоэкспрессионистских фильмов из-за предельной абсурдности сюжета, сложных и громоздких декораций, которые преобладают над натурой, а также благодаря легендарным кроненберговским спецэффектам, превращающим любой фильм в настоящее шоу.

Майкл Китон в роли Битлджуса на кадре из фильма «Битлджус»

Майкл Китон в роли Битлджуса на кадре из фильма «Битлджус»

Барбара и Адам — счастливые обладатели огромного особняка на окраине. Однажды супруги отправляются в рядовую поездку за продуктами в город, но на обратном пути сталкиваются с рядом нелепостей, которые приводят к аварии — маленький автомобиль Адама и Барбары оказывается на дне озера. Промокшие до нитки герои спешат вернуться домой, где обнаруживают страшное — у них больше нет отражения. Пытаясь не поддаваться панике, Адам и Барбара разводят камин, но и там их ждет невероятное открытие — руки больше не чувствуют тепла от огня. Вскоре они находят в доме оставленную кем-то книгу — «Пособие для недавно почивших». А еще спустя несколько мгновений становится ясно, что наши герои не смогли пережить аварию и теперь они не более чем бесплотная призрачная масса. Адаму и Барбаре предстоит не только выяснить, как научиться существовать в новых условиях, но и понять, как быть с жильцами, которые вот-вот купят их особняк!

«Битлджус» до краев наполнен спецэффектами и забористым черным юмором, который способен рассмешить зрителя любого возраста. Мистическая составляющая оправдывает количество дополнительных декораций, а взаимодействие главных героев с обманщиком Битлджусом и вовсе превращает полнометражный фильм в набор ярких представлений. Рамки ограниченного бюджета (один миллион долларов) заставили Бертона использовать всю возможную фантазию для создания декораций и грима героев, что, впрочем, сыграло на руку фильму — нигде больше Майкл Китон, Вайнона Райдер, Джина Дэвис и Алек Болдуин не используют такое количество мимики и гротескных движений, позволяя назвать картину идеальным представителем неоэкспрессионизма.

Кадр из фильма «В компании волков»

Кадр из фильма «В компании волков»

Пусть сказочный триллер не обманывает вас поверхностной отсылкой к истории о Красной шапочке — он далеко не так безобиден, как может показаться на первый взгляд. Фильм «В компании волков» ирландского режиссера Нила Джордана имеет в основе одноименный рассказ о волках-оборотнях писательницы Анджелы Картер, а также некоторые моменты из радиопостановки «Компания волков», созданной ранее. Истории, то и дело возникающие по принципу «сюжета в сюжете» или «сна во сне», накладываются друг на друга, стремительно увеличивая возможность для интерпретаций. Вскоре, словно следуя основным заветам неоэкспрессионизма, «В компании волков» превращается в неописуемое зрелище, а граница между реальностью, страхами и вымыслом полностью исчезает.

Это не детская сказка, не фильм ужасов и не фантастическая притча — и в этом главное преимущество картины. В каждой новой сцене Джордан переворачивает само представление о фильме, словно утверждая, что зрителю никогда не удастся разгадать его замысел. Будьте осторожны! После просмотра вы уже никогда не сможете развидеть процесс превращения человека в волка, который, скажем прямо, далек от современных интерпретаций, как правило, скрывающих наиболее нелицеприятные моменты за рамкой кадра.

Харрисон Форд в роли Рика Декарда на кадре из фильма «Бегущий по лезвию»

Харрисон Форд в роли Рика Декарда на кадре из фильма «Бегущий по лезвию»

В 1982 году режиссер Ридли Скотт предполагал, что к 2019 году весь мир будет жить рука об руку с репликантами — неотличимыми от человека роботами, которые созданы, чтобы выполнять функции слуг. Главный герой «Бегущего по лезвию» работает охотником за теми репликантами, которые превысили свои полномочия и стали мечтать о степени свободы, доступной лишь человеку. Единственная возможность узнать андроида — провести тест на эмпатию, задав несколько вопросов. Чем больше наш герой общается с репликантами, тем сложнее ему становится убедить себя в том, что роботы не способны на настоящие чувства и эмоции.

В год выхода «Бегущий по лезвию» с треском провалился в прокате и был осужден за примитивный сценарий. Культовым он станет лишь много лет спустя, после многочисленных попыток перемонтировать оригинальное произведение в нечто отвечающее запросам зрителя. Окончательный вариант был готов лишь к 2007 году, и, что удивительно, его премьера даже прошла на Венецианском кинофестивале. Впрочем, история «блэйд-раннера» так и осталась спрятанной под футуристичными пейзажами, неоновыми вывесками и красивыми героями. «Бегущий по лезвию» словно создан по методичке неоэкспрессионизма: декорации здесь будто заимствованы сразу из нескольких направлений (американский нуар встречается с гонконгским футуризмом, забирая немного светотеней у немецкого экспрессионизма), дождь и туман никогда не покидают город, а костюмы и грим героев способны запутать каждого. Кто же здесь человек, а кто робот?

Дэвид Боуи в роли Джона на кадре из фильма «Голод»

Дэвид Боуи в роли Джона на кадре из фильма «Голод»

Джон Блейлок — вампир. Он был обращен своей возлюбленной Мириам еще в далеком XVII веке. Именно тогда они и пообещали друг другу, что будут вместе не меньше чем вечность. Но спустя несколько сотен лет Джон внезапно обнаружил, что начал стремительно стареть. Он потерял способность спать, его руки и лицо покрылись морщинами, а тело одряхлело. Блейлоки отправляются за помощью к специалистке по геронтологии Саре Робертс (Сьюзан Сарандон), но она не верит Джону и отказывается от содействия. И пока старый вампир теряет последние силы, его жена обращает пристальное внимание на Сару, которая по необъяснимым причинам начинает чувствовать, что ее тянет к семье Блейлоков. Или только к Мириам?

Фильм Тони Скотта, снятый по одноименному роману Уитли Стрибера, был номинирован на премию «Сатурн», но получил лишь большое количество сомнений со стороны как критиков, так и зрителей. После выхода в прокат «Голод» подтвердил свое звание «странного фильма», более подчиненного многочисленным изобразительным решениям и музыкальной составляющей, нежели сюжету.

Кэтлин Тёрнер в роли Джоанны на кадре из фильма «Преступления на почве страсти»

Кэтлин Тёрнер в роли Джоанны на кадре из фильма «Преступления на почве страсти»

Эротический триллер режиссера Кена Рассела снят по сценарию Барри Сэндлера. Главная героиня — Голубая Китаянка — ведет двойную жизнь. Днем она преуспевающая сотрудница модной фабрики по производству одежды, а вечером — элитная любительница жесткого секса, зарабатывающая на собственной раскованности. Сюжет фильма крутится вокруг таинственной связи Китаянки с частным детективом Грейди. Встретившись однажды, они так и не смогли расстаться — страсть и желание, пробудившиеся в телах обоих, толкают героев на поступки, которые могут стоить им жизни. Главные роли исполнили Кэтлин Тернер, звезда «Психо» Энтони Перкинс и Джон Лофлин.

«Преступления на почве страсти» тоже вписывают в череду неоэкспрессионистских фильмов, несмотря на то что триллер лишен наиболее привычных направлению характеристик: декораций, указывающих на фантастическую реальность, и огромного количества спецэффектов. Здесь Кен Рассел делает упор на эротической составляющей картины, заставляющей зрителя жадно всматриваться в экран, забывая как о сюжете, так и об отдельных его линиях. 

Текст: Яна Телова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?