Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Цветы с кровавых полей: рецензия на фильм «Тихий садовник»

Завершение брутальной трилогии Пола Шредера с примесью оптимизма.

Добавить в закладки

Нарвел Рот (Джоэл Эджертон) работает главным садовником в богатом поместье Нормы Хэверхилл (Сигурни Уивер). Размеренную жизнь нарушает приезд внучатой племянницы Нормы, Майи (Куинтесса Суинделл). Нарвел вступает в любовный треугольник с двумя женщинами и параллельно возвращается к мрачному прошлому.

Джоэл Эдгертон в роли Нарвела Рота на кадре из фильма «Тихий садовник»

Джоэл Эдгертон в роли Нарвела Рота на кадре из фильма «Тихий садовник»

После «Таксиста», «Американского жиголо» и десятков других памятников шаткой маскулинности режиссёр в позднем периоде творчества дошёл до формирования негласной трилогии «мучимых мужчин» (tortured men). Начав с экологически направленного «Дневника пастыря» с Итаном Хоуком и продолжив менее напряжённым «Холодным расчётом» с Оскаром Айзеком, Шредер остановился на «Тихом садовнике» — по-прежнему библейской истории личного возмездия и трансформации с неожиданным хеппи-эндом.

Сигурни Уивер в роли Нормы Хаверхилл на кадре из фильма «Тихий садовник»

Сигурни Уивер в роли Нормы Хаверхилл на кадре из фильма «Тихий садовник»

Из биографии Шредера известно, что тот рос кальвинистом. Это рационалистическое, часто суровое и аскетичное течение протестантизма предполагает, что спасение наравне с человеческими делами есть лишь часть веры, но не её итог. Нарвел Рот не обращается к Богу напрямую, но своим отточенным, скрупулёзным искусством садоводства наверняка заслужил если не прощения, то хотя бы рассмотрения Господнего. Герой когда-то входил в банду неонацистов, убил множество людей, набил на себе свастики и другие символы, которые не торопится сводить в качестве напоминания о стыде. 

Проходя по программе защиты свидетелей, Нарвел поклялся оставить преступный мир, сменить идентичность, заняться облагораживанием души и разума посредством цветов. На фигуральных плечах у героя расположились два условных духа: демон в лице властной Нормы, ежегодно проводящей выставку своих достижений чужими руками, и ангел, воплощаемый Майей. Девушка недавно потеряла мать, поэтому Норма, до этого намеренно отдалившаяся, решает помочь родственнице с работой и нанимает к себе. Майя страдает от наркозависимости и абьюза со стороны партнёра. В лице Нарвела она находит друга по несчастью, однако вскоре отношения из наставнических перетекают в романтические.

Джоэл Эдгертон в роли Нарвела Рота на кадре из фильма «Тихий садовник»

Джоэл Эдгертон в роли Нарвела Рота на кадре из фильма «Тихий садовник»

Эджертон повторно доказывает, что общественность его недооценивает или предпочитает не замечать, когда дело доходит до размашистых драматических ролей, — австралиец безупречно демонстрирует ментальное схождение в ад, расширяя и без того внушительное резюме. Уивер впервые за много лет появляется в восхитительной злодейской роли, задаёт Нарвелу резонные и не очень вопросы («Это ты или твой член говорит?»). Роль Суинделл изначально предлагалась Зендее, но из-за звёздного статуса от кандидатуры пришлось отказаться — выпускница всё той же «Эйфории» Суинделл справляется с работой не менее достойно.

Шредер чуть ли не впервые касается темы расизма в современной Америке (Майя предстаёт героиней смешанной расы) и по иронии судьбы сталкивает её с внутренне конфликтующим Нарвелом. Его увлечения фашизмом, может, и остались в прошлом, но сами демоны погребены глубоко внутри, норовя выскочить в самый неподходящий момент, как только герой найдет успокоение. Подобно протагонистам «Дневника» и «Расчёта», Нарвел часто одиноко пребывает в комнате, ведёт записи в форме самотерапии, ближе к финалу полностью обнажается, чтобы спастись. Ему это на удивление удаётся, поскольку в Шредере просыпаются неподдельная сентиментальность к своим экранным чадам и жизнелюбие. Примеряя функции божественного начала, постановщик прокладывает для героев тропу в виде галлюциногенных цветов, а после разрушения буквальных и вымышленных садов обещает вечную жизнь, полную робких танцев и непрерывных дублей. «Тихий садовник» путает двусмысленность с прямотой, нередко спотыкается в амбициях, но всегда расцветает за счёт веры в хрупкость и трудолюбие, поддерживает на границе царства живых и мёртвых. Мастер Шредер дал все подсказки — какие ваши оправдания?

Текст: Егор Козкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?