Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Десять лет успеха

В 2008 году студия Marvel выпустила «Железного Человека» и запустила свою кинокомиксную вселенную. Десять лет спустя эта вселенная все еще с нами

Добавить в закладки
Десять лет успеха

На свете много успешных медиафраншиз, но лишь немногие из них могут похвастаться такими же успехами, какие демонстрирует киновселенная Marvel. Ей понадобилось всего десять лет, чтобы заработать более 14 миллиардов долларов, в то время как, например, «бондиана» более полувека шла к своей нынешней отметке в 20 миллиардов долларов. При этом киновселенная Marvel – это еще и самый размашистый киноцикл с обилием персонажей и звезд, а также с действием на Земле, по всей Галактике и за ее пределами. В чем же секрет киновселенной Marvel?

Кевин Файги и Сэн Ли

Начать стоит с того, что у этой киновселенной компетентное руководство и четкое видение цикла. Глава Marvel Studios Кевин Файги оказался отличным лидером, который, судя по свидетельствам очевидцев, оценивает картины глазами не творца и не финансиста, а преданного поклонника марвеловских комиксных историй и персонажей. Фактически Файги служит камертоном, по которому настраивается цикл. Это задает ясно очерченное пространство для художественного маневра съемочных групп, работающих над отдельными картинами. И это позволяет искать творцов под конкретные задачи, а не нанимать заслуженных людей и говорить: «Ну, вы там придумайте и снимите что-нибудь хорошее. Авось получится».

Что касается видения киновселенной Marvel, то оно приятно традиционно, хотя и не замшело. В то время как в некоторых современных комиксах студии безумный разгул политкорректности, который отвращает давних фанатов и не привлекает новых поклонников, в фильмах Marvel доминируют проверенные временем персонажи в их «обычной» интерпретации. Скажем, Железный Человек – это белый миллиардер в самом расцвете сил, а не чернокожая девчонка, как в недавних комиксах. Правда, чернокожая девчонка в киновселенной Marvel все же есть, но это принцесса Шури из «Черной Пантеры», и она занимает свое, а не чужое сюжетное место. Чувствуется, что создатели цикла любят и уважают классические комиксы и что они меняют их для того, чтобы подлатать износившиеся истории, а не для того, чтобы все сломать и сделать поперек прежнего.

Когда Marvel Studios готовится представить публике новых персонажей, она находит актеров, которые притягивают внимание и быстро влюбляют в себя зрителей. Иногда это уже проверенные звезды, иногда – новички, но принцип подбора не меняется. Герои должны выглядеть и вести себя так, чтобы публика с удовольствием и интересом шла на каждую новую встречу с ними. В сущности, это телесериальный, а не кинематографический подход к кастингу, и он совершенно оправдан для многолетнего цикла, который похож на телесериал на большом экране.

Премьера фильма «Мстители: Война бесконечности»

Конечно, даже от самых харизматичных звезд можно устать. Поэтому киновселенная Marvel не показывает из года в год и от фильма к фильму одних и тех же персонажей. Скажем, «Железный Человек 3» вышел в 2013 году, а «Железного Человека 4» нет до сих пор даже в планах студии. Хотя Роберт Дауни-младший – ведущий и самый уважаемый актер марвеловского цикла, студия не перекармливает им зрителей. Вместо этого она в последние годы дозированно использует Дауни в «сборных солянках» вроде «Первого Мстителя: Противостояние» и в фильмах о других персонажах вроде «Человек-паук: Возвращение домой».

Студия Marvel последовательна и терпелива, но при этом моторна. В начале истории своей киновселенной она в течение трех лет выпустила пять «сольных» блокбастеров и затем взялась за «групповую» картину «Мстители». При этом с самого начала было известно, что «Мстители» у студии в планах. Так что ко времени выхода фильма зрители знали его персонажей и предвкушали их знакомство и совместные приключения. Что важно, публике не пришлось ждать много лет. Четыре года между «Железным Человеком» и «Мстителями» – вполне приемлемый срок. В свою очередь, десять лет истории цикла привели к появлению поистине грандиозных «Мстителей: Война бесконечности» с двумя десятками ведущих персонажей.

Выбранный Файги и его коллегами постановочный рецепт киновселенной Marvel оказался гибким и универсальным. Суть этого рецепта в сочетании приключений, пафоса и юмора. В зависимости от материала пафоса или юмора может быть больше или меньше. Скажем, «Первый Мститель: Противостояние» – довольно серьезная лента, а « Тор: Рагнарёк» – скорее комедия, чем драма. Но так как у них в основе один рецепт, они могут сосуществовать в кинопространстве, не вступая в противоречие. От того, что вы по-разному жарите стейк и подаете его с разными гарнирами и приправами, он не перестает быть стейком.

Крис Пратт

Наконец, когда Marvel рискует, она верит в свой риск и умело превращает его в хайп. Вспомним, что «Стражи Галактики» рекламировались как феерия с говорящим енотом, а «Черная Пантера» продвигалась как последовательно «черная» лента, воплотившая мечту африканцев и афроамериканцев о высокотехнологичной африканской стране с уникальной цивилизацией. И то и другое было очевидным художественным риском, который в обоих случаях полностью окупился.

Да, не все у Marvel получается, и не все ее фильмы заслуживают высших баллов. Но средний уровень эпопеи по блокбастерным меркам достаточно высок, и картины Marvel приносят куда больше положительных, чем отрицательных эмоций. Так что успех цикла вполне закономерен. Хотя, конечно, вопрос, как долго он продлится. Ведь в поп-культуре нет ничего вечного, а киновселенная Marvel не сможет выжить в укромном уголке для фанатов. Она так дорого стоит, что должна быть мировым феноменом или закрыться. Но, судя по впечатляющим сборам «Мстителей: Война бесконечности», до этого еще далеко…

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?