Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Сюрреалистический сон в декорациях скандинавского триллера.
Забастовка Гильдии сценаристов США спровоцировала состояние ощутимого хиатуса не только в мировом прокате, но и в сериальной индустрии. Осень, которая традиционно считается главным сезоном сериалов, в этом году не особо радует премьерами — часть проектов была поставлена на вынужденную паузу, релиз других переехал на более удобную дату. В это сложно поверить, но кризис на американском рынке, можно сказать, расчистил дорогу отечественным шоу. В любой другой ситуации новый проект стриминга Okko «Черное облако» легко бы затерялся среди более дорогих и популярных западных новинок, но не сейчас. Сценаристкой сериала выступила Дарья Грацевич, знакомая зрителям по комедийной дилогии «Холоп» и многосерийной мелодраме «Измены», где работала вместе с Вадимом Перельманом («Уроки фарси»). В режиссерском кресле Карен Оганесян, выпустивший три года назад относительно успешную «Игру на выживание», собравшую целое попурри субжанров хоррора. «Черное облако» в этом смысле идет по пути «Игры на выживание»: шоу разворачивается на территории сразу нескольких жанров, лихо играет со зрительскими ожиданиями и то и дело вбрасывает рисковые сюжетные твисты.
Главная героиня — двадцатилетняя студентка Оля (Мария Мацель) — испытывает много злости и даже ненависти по отношению к самым близким людям: матери (Виктория Толстоганова) и отцу (Юрий Колокольников), подруге (Ангелина Пахомова) и даже бойфренду (Павел Чернышев). В порыве ярости Оля искренне желает им смерти, и, что самое удивительное, со временем ее проклятия начинают сбываться. Впрочем, начинается все с малого: при загадочных обстоятельствах погибает преподавательница девушки, способствовавшая ее исключению из университета. Психолог Оли (Филипп Янковский) относится к смертям ее близких скорее скептически, а вот сотрудникам полиции (Марьяна Спивак и Алексей Розин) все происходящее кажется крайне подозрительным.
Неудивительно, что действие сериала разворачивается в Санкт-Петербурге, который издавна считается не только самым культурным, но и самым мистическим городом России. Мистики в «Черном облаке» и правда хоть отбавляй, однако сверхъестественное здесь имеет под собой вполне понятные психологические метафоры: все персонажи сериала, будь то равнодушная мать Оли, изменивший ей бойфренд или бросивший в детстве отец, связаны одной большой паутиной нелюбви — по отношению друг к другу и к самим себе. Злость копится внутри и порождает чудовищ — больших и маленьких, превращающих любые человеческие отношения в бесконечный круг насилия, каждый участник которого жертва и агрессор в одном лице.
Понять, кто есть кто в этом сериале, действительно непросто: каждый подозреваемый в деле об убийстве рано или поздно сам играет роль трупа, оставляя после себя историю скрытой боли и самоистязания. Создатели «Черного облака» не особо церемонятся с чувствами зрителя, равнодушно отправляя на гильотину даже самых на первый взгляд приятных и адекватных персонажей. В какой-то момент и вовсе проворачивается трюк в духе «Старикам тут не место» братьев Коэн, риск которого, впрочем, нивелируется многочисленными флешбэками. К середине шоу становится понятно, что «Черное облако» черпает сюжетную динамику в твитах, что само по себе неплохо, но имеет некоторые риски. Традиционно плот-твисты поддерживают аудиторию в напряжении и волей-неволей заставляют ждать выхода новой серии. Тем не менее в профессиональных кругах интрига, взращенная на внезапных поворотах, считается как минимум старомодным, как максимум довольно дешевым способом привлечения внимания. Однако внутренняя самоироничность «Черного облака», его абсолютно циничное отношение к смерти, которое ощущается как через черные шутки патологоанатома (приятное камео Евгения Гришковца), так и через аморфность, эмоциональную инвалидность психолога Андрея, позволяют сериалу вполне легально играть на этом сюжетном поле, поскольку ни один из плот-твистов фактически не имеет власти над зрителем.
В конце концов наблюдать за всем происходящим хочется не для того, чтобы узнать, что убийца — садовник. Наибольшая привлекательность «Черного облака» кроется, как ни странно, в ладно скроенном визуальном повествовании, стилизованном под современные скандинавские триллеры: только в данном случае минималистичные композиции и холодные тона скорее вторят внутренней скупости главных героев, нежели подчеркивают реализм происходящих событий. Реализм в «Черном облаке» как раз исключительно формальный, с каждой новой серией шоу все больше напоминает страшный сюрреалистичный сон, который упорно хочет казаться правдой, но будет ею лишь до момента окончательного пробуждения.
Пеннивайз, выходи! Все экранизации прозы Стивена Кинга 2025 года — от худшей к лучшей
Сегодня / Текст: Настасья Горбачевская
Путешествие по опасной, но красивой Барселоне: рецензия на сериал «Город теней»
Сегодня / Текст: Максим Ершов
О чем спорил Интернет? Самые обсуждаемые фильмы 2025 года, из-за которых можно поссориться с друзьями и коллегами
15 декабря / Текст: Ная Гусева, Максим Ершов
Обзор новых эпизодов сериала «Киберслав»: возвращение техно-богатыря на земли русские и стриминги отечественные
15 декабря / Текст: Владимир Ростовский
7 фильмов 2025 года, которые так и не вышли в российский прокат (хотя должны были)
14 декабря / Текст: Оля Смолина
Разочарование на последних минутах: 6 финалов, которые испортили впечатление о фильме
14 декабря / Текст: Гульназ Давлетшина
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).