
Разваливающаяся на части фантасмагоричная мелодрама по мотивам «Евгения Онегина».
1980-е годы. Любитель рок-музыки, но без определённого рода деятельности, Евгений Телегин (Евгений Ткачук) после смерти дяди (Сергей Мигицко) отправляется из Ленинграда в деревенский дом. В соседях у горожанина на каникулах художник Владимир Ленин (Иван Сотников-мл.), а также сёстры Татьяна (Серафима Крамер) и Ольга (Ангелина Шалагина). Если Ленина больше привлекает эффектная и раскованная Ольга, то Телегин присматривается к скромной и вдумчивой Татьяне. Смогут ли две пары построить любовь, большой вопрос.
Премьера «Евгения Телегина» состоялась на прошлогоднем ММКФ. В основе фильма лежит «поэма в прозе» «Евгений Телегин и другие» — ретеллинг пушкинского «Онегина». Книга была опубликована в 2017 году. Действие одного из главных произведений классической русской литературы автор Виктор Тихомиров перенёс из 1820-1830-х в 1980-е, так что эпоха застоя при правлении Николая I рифмуется с временами, когда у власти в стране были Брежнев, Андропов и Черненко. На экран книгу Тихомиров перенёс собственноручно.
Режиссёр «Евгения Телегина» — в первую очередь художник, но также писатель, актёр, журналист и постановщик. Тихомиров — один из основателей неформального объединения «Митьки», видный представитель ленинградского андеграунда и, например, друг Сергея Курёхина. Если «Евгений Онегин» был энциклопедией русской жизни, то «Евгений Телегин» точно передаёт быт и реалии позднего Советского Союза. Наверняка режиссёр считает главного героя собственным альтер эго. Персонаж Ткачука не только кружит голову сельским девушкам и впечатляет молодого художника Ленина, но также и является частым гостем квартирников, слушает The Rolling Stones, лично знаком с Виктором Цоем и даже своими глазами видит все ужасы войны в Афганистане. Времена сильно изменились, но мятежная и энергичная молодёжь так и не знает, куда направить силы, где реализоваться. За пару веков люди остались прежними.
«Евгений Телегин» в пересказе может показаться увлекательным постмодернистским фильмом, который в концентрированном виде передаёт дух Ленинграда 1980-х. Однако если ещё в начале повествования не обратить внимания на прямую связь картины с «Евгением Онегиным», то разобраться в сюжете невозможно. Фильм Тихомирова предстаёт бессвязным набором сцен без вразумительного направления развития. Высокопарные и занудные диалоги сочетаются с чудовищными переигрываниями. И отдельные эпизоды, и брошенные фразы часто оказываются на грани пошлости. Псевдоумные речи о положении молодых женщин сменяются кадрами заката и колосящейся нивы. Кажется, Тихомирову одинаково интересно и наслаждаться видами природы, и пытаться философствовать.
Видно, что бюджет у картины скромный, потому и многие сцены кажутся сделанными наспех, чуть ли не с одного дубля. Не спасает положение даже Евгений Ткачук, звезда криминальной комедии «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» и обитатель киновселенной Романа Михайлова, которому не привыкать играть эксцентричных персонажей. Фильм никак не склеивается в единое целое, а визуальные выкрутасы режиссёра вызывают раздражение. Не брезгует автор и бесконечным неймдроппингом. Упоминания Обломова, Короленко, Вертинского и Островского должны были бы вести к высокой цели, но постановщик то ли хвастается знаниями, то ли слишком просто понимает постмодернизм. Одними пустыми отсылками не наполнить расползающееся в разные стороны действие.
Нет никаких сомнений, что Тихомиров прекрасно знает Ленинград 1980-х и с благими намерениями пытается отыскать подходящую форму для изображения лихого и переменчивого времени, когда в условиях тотальной несвободы молодые люди искали высшую искренность как в творчестве, так и в личной жизни. Только у неопытного режиссёра ничего не получается. Тихомирову дорога своя молодость и юные годы знакомых и друзей, однако почему-то деревенский быт даётся много лучше квартирников и городских тусовок. Вся последняя треть картины кажется искусственно прилепленной к приключениям Телегина на селе.
Картина Виктора Тихомирова — кино совершенно неуёмное. Невооружённым глазом заметно, что никто автора не останавливал и не решался сказать, что отдельные сюжетные линии лучше выбросить, а от некоторых диалогов хочется лезть на стену. Однако «Евгений Телегин» при всех многочисленных недостатках, которые перевешивают достоинства, сделан неумело, но с душой. Зрелище это в своём роде уникальное, любителям диковинок лучше не пропускать. Есть в фильме Тихомирова даже задел на культовый статус. То ли со знаком минус, то ли со знаком плюс.