Наверх
Шазам! Кладбище домашних животных Потерянное звено Хеллбой Домовой После Миллиард Проклятие плачущей Варавва Синонимы Мстители: Финал

Рецензия на мультфильм «Песнь моря»

Душевная и красивая сказочно-мультипликационная семейная драма, которая слишком трагична для самых маленьких зрителей.

8
оценка

Когда ирландский мальчик Бен был маленьким, его мать исчезла после родов дочери. С тех пор прошло шесть лет, но семья Бена – сам парнишка, его отец Конор и сестренка Сирша – так и не оправилась от этой трагедии. Конор часто пропадает в пивной, Бен беспрестанно злится на Сиршу, а девочка так и не научилась говорить – словами или на языке жестов. Однажды ночью Сирша находит в родительских вещах белую шкуру и, надев ее и прыгнув в море, превращается в тюленя. Оказывается, что, как и ее мать, девочка – «селки», ирландская русалка, которая может принимать тюлений или человеческий облик. Когда Конор узнает о случившемся, он выбрасывает шкуру Сирши в море и отсылает детей к бабушке, подальше от «большой воды». Но волшебную связь девочки с морем так просто не разорвать…

Кадр из мультфильма "Песнь моря"

Кадр из мультфильма "Песнь моря"

Имя пса Ку переводится с гэльского языка как «собака». «Сирша» значит «свобода», а «Брона» (мать главных героев) – «грустная»

Сколько режиссеров могут сказать, что из двух их картин обе номинировались на «Оскар» и считались серьезными претендентами на статуэтку? Ирландский аниматор Томм Мур принадлежит к этому весьма эксклюзивному клубу. Его первая лента «Тайна Келлс» в 2010 году проиграла битву за «Оскар» в категории «лучший полнометражный анимационный фильм» пиксаровскому хиту «Вверх», а его вторую ленту «Песнь моря» в этом году в борьбе за «Оскар» обошел диснеевский «Город героев», и некоторые критики полагали, что победа «Города» была незаслуженной.

Кадр из мультфильма "Песнь моря"

Кадр из мультфильма "Песнь моря"

Картина отчасти основана на детстве ее режиссера и соавтора сценария Томма Мура

Действительно, если от «Города», при всей его увлекательности и развлекательности, за версту разит неприкрытой коммерческостью, то «Песнь моря» – это настоящее, мощное произведение искусства, которое нарисовано, чтобы вызывать эмоции и провоцировать размышления, а не для того, чтобы нажиться на детской любви к супергероям и роботам. «Плоская» графика фильма Мура куда проще, чем в голливудских анимационных блокбастерах, и она также проигрывает многим японским полнометражным лентам, но ее стильность и обаяние напоминают о лучших советских мультфильмах и с лихвой компенсируют скромность бюджета. Это, бесспорно, элегантнейшее графическое произведение, которое не стоит списывать со счетов, потому что оно выглядит не так, как более популярные мультфильмы.

Кадр из мультфильма "Песнь моря"

Кадр из мультфильма "Песнь моря"

Другое дело – его содержание. Как правило, детские сказки о столкновении современных людей с волшебными существами рассказывают либо о приключениях персонажей в «ином мире», либо о том, как герои спасают волшебных существ от наступления цивилизации и продляют их существование. «Песнь моря» намного печальнее, и, возможно, она слишком трагична для маленьких зрителей, для которых вроде бы предназначена. Когда Бен и Сирша сталкиваются с миром «фейри», ирландских мистических существ, они не спасают этот мир, а помогают фейри сбежать из Ирландии и переправиться в языческий рай. В сущности, герои фильма проводят эвтаназию – безболезненно убивают героев сказок, чтобы те перестали мучиться в более не уважающей их стране (некоторые из них вынуждены прятаться в канализации!) и переселились в потусторонние края, откуда они вряд ли когда-нибудь вернутся.

Кадр из мультфильма "Песнь моря"

Кадр из мультфильма "Песнь моря"

Какой разительный контраст с фильмами Хаяо Миядзаки, которые уверяют зрителей, что никакая цивилизация не лишит Японию ее богов и призраков! Представьте себе российский мультфильм, в котором хоронят умершего Деда Мороза, а потом говорят с экрана: «Все, малыши, подарков больше не будет!» – и вы оцените, насколько мрачно полотно Мура в контексте ирландской народной культуры. Хотя оно и пытается подать финал как «оптимистическую трагедию». Мол, жаль, что волшебные существа больше не будут жить среди нас, но по крайней мере теперь они там, где хотят быть, а не там, где им нужно прятаться среди отходов.

Кадр из мультфильма "Песнь моря"

Кадр из мультфильма "Песнь моря"

Зачем Муру такая жестокость по отношению к персонажам и зрителям? Затем, что среди переправляемых фейри оказывается мать главных героев. В картине есть традиционное для сказок противостояние героев со злодейкой, могущественной ведьмой-совой, которая «спасает» страдающих фейри, обращая их в камень. Но суть ленты – не в победе над колдуньей, а в прощании с любимой женщиной, которую герои наконец-то готовы «отпустить», чтобы жить дальше как дружная семья, а не как собрание злящихся друг на друга индивидов.

Кадр из мультфильма "Песнь моря"

Кадр из мультфильма "Песнь моря"

«Песнь моря» – отчасти буквальный, отчасти метафорический рассказ о том, как семьи переживают страшное горе, и по ходу событий героям приходится пройти через это испытание дважды, в начале и в конце ленты (старшая селки возвращается, чтобы уйти навсегда). Не заплакать в финале «Песни» невозможно, но подходящее ли это переживание для маленьких зрителей? Особенно для тех, кому еще не доводилось задуматься о том, что они тоже могут потерять своих родных? И не переборщил ли Мур, когда вместе с матерью героев «убил» мир сказок, которые она так любила рассказывать Бену?

Кадр из мультфильма "Песнь моря"

Кадр из мультфильма "Песнь моря"

Символизм этого «убийства» очевиден, но разве сказки умирают вместе с рассказчиком? Вся прелесть сказок в том, что они передаются из поколения в поколение, и фейри не должны покидать Ирландию лишь из-за того, что умерла рассказчица их историй. Ее дети могут подхватить эстафету, и в «Песни» прямо об этом говорится. Но вернутся ли фейри в Ирландию, если Бен и Сирша будут рассказывать сказки о них своим детям? Похоже, что нет. И нам кажется, что это перебор.

Также картину можно поругать за «недобор» в изображении фейри. Бен и Сирша проводят почти две трети картины среди обычных людей, и когда они все же начинают регулярно сталкиваться с фейри, они успевают пообщаться менее чем с десятком волшебных существ, считая бессловесных персонажей. Вероятно, у Мура не было денег на разработку большего числа фейри. Но даже в этом случае ему стоило больше времени провести в их колоритном и причудливом мире. Раз уж картина этот мир убивает, нужно было подробнее показать, чего Ирландия лишается, когда фейри ее покидают.

С 27 августа в кино.

Еще одно мнение
Борис Хохлов
Одно из самых сильных впечатлений последнего киногода, «Песнь моря» сочетает в себе все лучшее, что только можно найти в анимации - невероятный полет фантазии в рисунке, грустный и одновременно увлекательный сюжет и атмосферу старой-старой сказки. Выдающееся произведение, напоминающее лучшие мультфильмы Хаяо Миядзаки и нашу «Алису в Зазеркалье».
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


 288



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть