Доверяй, но проверяй

Шведский детективный триллер о расследовании самого громкого дела о серийном убийце в истории Швеции — от режиссёра «1408» и «Зла».

Рецензии

После успешного документального фильма о массовых поджогах, в которых, как оказалось, обвинили совсем не тех людей, уважаемый журналист Ханнес Растам (Йонас Карлссон) вместе с помощницей берётся за новое дело — он разглядывает в прогремевшем на всю Швецию судебном процессе предполагаемого серийного маньяка Стуре Бергвалла (Давид Денсик) некоторые нестыковки. По мнению Ханнеса, так легко осуждённый Стуре, будучи душевнобольным, вполне мог оклеветать себя, и всё дело — одна огромная ошибка, из-за которой куча настоящих преступников так и не были осуждены. Он добивается аудиенции у Стуре и начинает разбираться: сидит перед ним хитрый маньяк или всего лишь жертва человеческих предубеждений?

Кадр из фильма «Идеальный пациент»

Кадр из фильма «Идеальный пациент»

Затесавшийся между громких премьер шведский «Идеальный пациент» — фильм не настолько скромный и непритязательный, как может показаться на первый взгляд. За его режиссёрским штурвалом Микаэль Хофстрём, чьё имя, может, ничего вам и не говорит, зато заслуги вполне впечатляют. Уже со вторым своим фильмом, драмой «Зло», он ездил на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке», а позже, перебравшись в Голливуд, снял одну из удачнейших экранизаций Стивена Кинга, хоррор «1408». Позже, правда, былых успехов не повторил и после ностальгического боевика «План побега» вернулся в родную Швецию, где взялся за очень амбициозный проект — фильм-расследование «Идеальный пациент», посвящённый самому громкому судебному делу в истории страны. Делу Стуре Бергвалла, душевнобольного мужчины, которого осудили за 8 зверских убийств (признался он ещё в нескольких десятках), толком и не разобравшись, совершал ли он их на самом деле.

Кадр из фильма «Идеальный пациент»

Кадр из фильма «Идеальный пациент»

«Идеальный пациент» похож сразу на все популярные «маньячные» триллеры с тем лишь нюансом, что знакомые тропы он как бы переворачивает на 180 градусов. Это и анти-«Молчание ягнят» — с той же занимательной динамикой отношений маньяк-детектив (только здесь роль детектива отошла журналисту), но где первый — не эффектный психопат, а обычный тихий мужичок, из тех, что обычно, к огромному удивлению соседей и родных, и становятся убийцами в настоящей жизни. Но также это и анти-«Зодиак» — с той лишь разницей, что тут преступник заранее известен, и все в его преступности абсолютно уверены, а задача журналистов как раз в том, чтобы эту уверенность пошатнуть. Единственное, на что фильм абсолютно не похож, — на типичные скандинавские детективы, холодные и угрюмые: видимо, сказывается долгий опыт Хофстрёма именно как голливудского постановщика.

Кадр из фильма «Идеальный пациент»

Кадр из фильма «Идеальный пациент»

У Хофстрёма нет свойственной, допустим, Томасу Альфредсону морозной созерцательности — его фильм очень динамично меняет тональности и темы, порой даже слишком торопясь уместить все мелкие драмы и большие открытия в свой двухчасовой хронометраж. Совсем невесёлую историю о смерти (кроме, очевидно, жертв маньяка старуха с косой тут поджидает и главного героя — реального журналиста Ханнеса Растама, у которого прямо посреди расследования обнаружили рак мозга) и, в перспективе, ужасающей судебной ошибке он рассказывает необычайно бодро, в иные моменты напоминая задорные драмеди Адама МакКея с их клиповым монтажом и риторическими отступлениями.

Правда, в отличие от последнего, «Идеальному пациенту» жутко не хватает повествовательной целостности — сюжетная и настроенческая чехарда легко может утомить ближе ко второй половине. Иногда из-за всех этих резких перескоков, не дающих фильму шанса сфокусироваться на чём-то одном, местное расследование идёт будто бы самотёком, в нём не чувствуется той радости открытия, что всегда преследует подобные истории. Спасает только сам герой Стуре Бергвалла и его расслабленные, но в то же время жутко накалённые диалоги с Ханнесом Растамом — в них и череде флешбэков рождается очень важная история, с мрачной иронией высмеивающая полицейскую систему (не так мастерски, как «Воспоминания об убийстве» Пон Джун-хо, но всё же) и увязшую в устаревших фрейдистских трактовках психологию.

19.11.2019 Текст: Ефим Гугнин
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00