Наверх
Фильмы 2018 Жажда смерти Гоголь. Вий Рэмпейдж Тихое место Тренер Танки Смешарики. Дежавю
Первое слово дороже второго.
20 самых памятных открывающих фраз
Когда же это кончится.
12 брутальных киносцен, которые выдержит не всякий зритель
Долгая дорога.
13 сиквелов, заплутавших на пути к экрану
Время, вперед!
12 странных способов путешествовать во времени
Ума палата.
12 актрис, получивших ученую степень

Рецензия на фильм

Голова в облаках

Две иностранки и англичанин

Новый фильм средних лет австралийского режиссера Джона Дуигана «Голова в облаках» про старую «любовь втроем» в Европе 30-40-х годов прошлого века весьма профессионален. В нем масса приманок: белокурая бестия Шарлиз Терон, ослепительная брюнетка Пенелопа Крус, осенний Лондон, весенний Париж, богатая жизнь, богемная среда, садомазо и лесбиянки, но все в рамках пристойности. Некоторые кадры – произведения изобразительного искусства. Поезд идет по зеленой солнечной долине, и дым паровоза рассеивается в голубом небе. Французский замковый парк с фонтанами и идеально подстриженными кустарниками. Тем не менее, у фильма есть одна большая проблема, и она видна всякий раз, когда не видна роскошная голая грудь главной героини. Что австралийцу Европа, а?

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Голова в облаках"

В Париже 20-х гадалка предсказала школьнице, что все самое главное с ней произойдет в 1934 году. В 33-м подросшая школьница (Шарлиз Терон), дочь аристократа и миллионерши, учится в Кембридже – в основном сексу. Легко, на бильярдном столе в гостиной своего любовника, устроившего в спальне оргию, соблазняет ботаника-англичанина (Стюарт Таунсенд). Потом они так же легко расстаются, у него – своя жизнь и женщины, у нее – приключения по городам и весям, но через год она вызвала его в Париж. Соскучилась. Правда, в Париже она вся в новой карьере арт-фотографа, в очередных любовниках и нежной дружбе с испанкой, бежавшей от Франко (Пенелопа Крус). Но они снова друг друга соблазняют, ссорятся, разъезжаются, снова съезжаются и целый год живут втроем с подругой верно и преданно. К чему нам все это? Так ведь англичанин с испанкой – оба с тяжелым гражданским долгом и рвутся в Астурию сражаться за демократию, чего третья решительно не приемлет. У нее нет никаких долгов, поскольку она берет от жизни все. Это вот – психологическая основа романтической мелодрамы, которая, в конце концов, и сделает Терон главной героиней. Ведь Дуиган навешал на сюжет гражданскую войну, Вторую мировую, оккупацию Парижа, Сопротивление, британскую разведку, Освобождение, а Терон – единственная из всех, кому тут будет, чего принять.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Голова в облаках"

Англичанин – шпион по сути, а еще Мамардашвили в «Жизни шпиона» доходчиво объяснял, что никому ничего не должен только в случае, если ничего ни от кого не хочет. Это банальность, хотя многие до сих пор все надеются брать обаянием. И если бы Дуиган поместил свою психологическую основу, допустим, в тот же Париж или Копенгаген, или Лондон, но под аккомпанемент гражданской войны в сегодняшней Югославии, в Ираке, в Чечне, тогда была бы реальность и сопереживание. Пусть бы англичанин с испанкой попали на «Норд-Ост», их бы травили газом или, к примеру, бомбили в Багдаде, а франко-американка тем временем устраивала на родине эротические перформансы. Было бы довольно живо. Увы, когда общая психология помещена в конкретное прошлое, а Дуиган в лучшем случае проходил его на уроках, получается ни то и ни другое. Ни прошлого, ни психологии, ни рыба, ни мясо. Роскошь есть, изящество есть, сопереживания нет. Не пережил Дуиган отродясь ничего подобного, материал в лучшем случае знает понаслышке.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Голова в облаках"

В сценарии очевидно совмещены Хэмингуэй с Ремарком, только без того факта, что они лично все это переживали и знали изнутри. Как было на самом деле, кто действительно предавал, а кто был незаметным героем, на самом деле решается лишь из мельчайших подробностей, когда вся «глобалка» как бы общеизвестна. И, между прочим, фильмов, снятых с учетом такой общеизвестности, в истории кино немеряно, даже перечислять нелепо. А «Голова в облаках» большей частью занимается ликбезом и показывает сплошь штампы: перестрелка в снегах, подрыв машины Красного Креста, британский разведчик на парашюте ночью спускается к партизанам, партизаны подрывают немецкий эшелон, гестапо пытает подпольщиков. При существующей кино- и литературной базе по европейским 30-40-м ликбез превращает «глобалку» в чистый декор, бла-бла-бла, ничего своего. Все прошлое вторично. С другой стороны, Терон просто развивает «от обратного» образ оскароносного «Монстра» /Monster/ (2003) – она теперь красивая, очень красивая, но такая же несчастная и совершенно беспринципная. Несчастный Стюарт Таунсенд («24 часа» /Trapped/ (2002), «Лига выдающихся джентльменов» /League of Extraordinary Gentlemen, The/ (2003)) вообще присутствует, как бухгалтер. Не забыть ничего перечислить и галочку поставить. Если бы не бурный секс с героиней, вполне мог остаться за кадром. То есть вся психология – как же все-таки совмещать окружающий мир с личной жизнью, как их уравновешивать, как вести себя правильно в каждый данный момент, состоящий только из мельчайших подробностей и больше ничего – невнятно и вяло пробалтывается. По психологии в фильме – то дикий пафос, то редкий примитив.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Голова в облаках"

В облаках была голова Джона Дуигана. Сейчас модно лезть, куда подальше, с большим бюджетом и минимальным поводом, только чтобы поговорить не о себе и о жизни, а о «третьих лицах» («Шарлотта Грей» /Charlotte Gray/ (2001), «Странные сады» /Strange Gardens/ (2003)). Поговорить-то хочется. Но почему-то здорово напоминает онанизм.

 138



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть