Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
История студии

История студии Bazelevs

Наш интерес к российским студиям не случайно возник именно накануне новогодних каникул

Добавить в закладки
Елочные игрушки

Если предыдущая наша история была посвящена двум армянам и белорусу, то сегодняшний безусловный герой – Тимур Бекмамбетов, уроженец Казахстана. Впрочем, во второй половине XX века казахская степь вовсе не была далекой заграницей, а потому совсем не удивительно, что учился Тимур в Москве, в Московском энергетическом институте. Вуз был выбран по настоянию отца Тимура, но сам он больше интересовался искусством, в частности театром, так что от карьеры инженера Бекмамбетов отказался, отправился служить в армию, а затем стал работать театральным художником в Ташкенте. К моменту распада СССР Тимур уже снова перебрался в Москву, где занялся рекламой.

Кадры из фильма «Дневной дозор»

Становление рекламного рынка в начале 90-х было бурным и невероятно интересным, с рекламы начинали очень многие известные сейчас режиссеры, операторы и продюсеры. Но даже на фоне множества совершенно невероятных решений того времени работа Тимура Бекмамбетова выделялась необыкновенной смелостью, креативностью и качеством. Многие зрители со стажем вспомнят несколько слоганов из рекламной кампании банка «Империал», ставшей образцом жанра: «С точностью до миллиметра», «До первой звезды нельзя», «И последним шел Тамерлан» и многие другие. Уже тогда проявилась недюжинная изобретательность, страсть к размаху и масштабность Бекмамбетова-постановщика. От рекламы до кино был один шаг.

Шаг этот был сделан Бекмамбетовым еще в 1993 году, его дебютный фильм «Пешаварский вальс» был отмечен Кинотавром и фестивалем в Карловых Варах. После этого случился телевизионный фильм «Наши 90-е», а в 1998 году на Бекмамбетова вышел Роджер Корман, знаменитый американский постановщик и продюсер «бэшек», низкосортных хорроров и незамысловатых боевиков. Корман искал режиссера для ремейка фильма «Арена» 1974 года и был крайне рад поработать с российскими коллегами. Тимур Бекмамбетов с его «историческим опытом» оказался очень кстати, больше того, режиссер смог привлечь в проект нескольких своих знакомых актеров, а для производства фильма подключил команду, ранее работавшую над его рекламными роликами.

Кадр из фильма «Ирония судьбы. Продолжение»

Именно эта команда и стала той самой студией Bazelevs, которую мы знаем сейчас. «Гладиатрикс» стал первым полнометражным фильмом студии, и блин этот оказался не просто комом, это была настоящая пощечина, от которой оправится не каждый, – достаточно сказать, что пользователи портала IMDb поставили фильму оценку 2,5 балла. Кого-то такой дебют подкосил бы, но не Bazelevs. Ведь к тому времени у Бекмамбетова появился в рукаве удивительный козырь. Совместно с писателем Сергеем Лукьяненко, продюсерами Константином Эрнстом и Анатолием Максимовым Тимур разрабатывал амбициозный фантастический блокбастер – «Ночной дозор». Для производства нового фильма Bazelevs пришлось серьезно перестроиться – руководство банка «Империал» в свое время настаивало на том, чтобы в их роликах не было компьютерной графики, здесь же предстояло заняться беспрецедентными для отечественного кино спецэффектами. О том, что получилось из сотрудничества Тимура с Темными и Светлыми, не стоит и напоминать – почти полмиллиарда рублей в российском прокате и переворот в сознании, не меньше!

Успех «Дозора» подстегнул всех игроков на российском рынке, но больше других завелся сам Тимур Бекмамбетов. Компания немедленно приступила к работе над сиквелом, благо все участники были согласны продолжить «дозорничать». Релиз картины долгое время переносился, но в конце концов продюсеры и режиссер решились на ранее невиданную дуэль: «Дневной дозор» должен был противостоять главной русской забаве – новогоднему застолью. Премьера фильма, получившего слоган «Первый фильм года», состоялась в 3 часа ночи 1 января 2006 года, и за первые четыре дня проката лента собрала в России 9 миллионов долларов. Ящик Пандоры был открыт, с 2006 года Новый год перестал быть для кинотеатров неделей релакса и превратился в арену боевых действий.

Кадр из фильма «Особо опасен»

Первый фильм 2006 года оказался и лучшим российским фильмом (с финансовой точки зрения). Превзойти результат в 900 миллионов рублей сборов конкуренты оказались не в состоянии и в следующем году. Тимуру Бекмамбетову снова пришлось бросать вызов самому себе – в качестве спарринг-партнера он выбрал себе Эльдара Рязанова и его «Иронию судьбы, или С легким паром!». Новая картина «Ирония судьбы. Продолжение» стала одновременно и сиквелом, и ремейком, причем режиссировать картину приглашался сам Рязанов, но прославленный советский режиссер от работы отказался, снявшись, впрочем, в небольшом камео. Продолжение самого новогоднего отечественного фильма, естественно, вышло в канун очередного зимнего праздника – 21 декабря 2007 года. Почти девять миллионов зрителей принесли в кассы кинотеатров 50 миллионов долларов только в России – Bazelevs снова стала самой новогодней студией.

Фокусы Bazelevs на российском рынке не могли остаться незамеченными Голливудом. Студия Universal, восхищенная «Дозорами», пригласила Тимура ставить экранизацию комикса «Особо опасен», а Бекмамбетов, в свою очередь, «прихватил» Bazelevs для шлифовки спецэффектов и постпродакшена. Картина с Анджелиной Джоли, Джеймсом МакЭвоем и Морганом Фриманом стала одним из открытий 2008 года, заработав в мировом прокате почти 350 миллионов долларов. Тут бы и продолжить экспансию на Запад, но Тимура вновь влек Новый год – к 2010 году в России должен был появиться первый российский супергерой. 31 декабря 2009 года в прокат вышла «Черная молния», приключенческая фантастика от Александра Войтинского, которая уступила в первые недели только «Аватару» Джеймса Кэмерона.

Кадр из фильма «Елки»

Встречать новый 2011 год Bazelevs решила «вооруженной» до зубов – в ход пошел альманах «Елки», связывающий несколько новелл в единую праздничную историю. Комедия, собравшая фантастический актерский ансамбль, вышла в прокат 16 декабря 2010 года, однако назвать это «фальстартом» нельзя – да, в «новогодней битве 2011» победили очередные «Три богатыря» «Мельницы», но у «Елок» к тому времени было уже полмиллиарда рублей в кармане, и на конкурентов Тимур Бекмамбетов вместе с Bazelevs могли смотреть свысока. Вообще 2011 год стал для студии годом экспериментов – в феврале вышла комедийная мелодрама «Выкрутасы», осенью свет увидел триллер «Аполлон 18» со спецэффектами студии, а к Новому году Bazelevs пришла сразу с тремя проектами: детям – «Смешарики. Начало», подросткам – фантастический хоррор «Фантом» (совместный продукт с Summit и Regency), а для аудитории постарше – «Елки 2». Результат – для российского проката картина небывалая: три верхние строчки отечественного бокс-офиса в последнюю неделю 2011 года занимают три фильма Bazelevs!

После такого взлета неизбежно следует если не падение, то существенное снижение. Так и получилось – в 2012 году Бекмамбетов вместе с Bazelevs сделал еще один заход в Голливуд, но «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» американской публике показался слишком радикальным. Два же новогодних проекта – ремейк «Джентльменов удачи» и прокатываемый Bazelevs анимационный фильм «Снежная королева» – зрителями оценены не были, в праздники народ смотрел «Хоббита». Что ж, это не повод расстраиваться, это просто еще один вызов, который студией был принят с честью.

Кадр из фильма «Президент Линкольн: Охотник на вампиров»

В 2013 году Bazelevs снова решилась на эксперимент, выпустив три комедии, рассчитанные на самую разную аудиторию – интеллигентная мягкая публика получила выдержанную во французском стиле «Игру в правду» Виктора Шамирова, привыкший к безудержному веселью средний класс валом валил в кинотеатры на «Горько!» Жоры Крыжовникова, а в новый 2014 год нам предстоит войти с традиционными семейными «Елками 3». И если «Игра» не стала кассовым хитом (этого никто и не ожидал), то «Горько!» с 25 миллионами долларов сборов в этом году среди российских картин уступает только «Сталинграду» и «Легенде № 17».

До того как новогодние куранты пробьют двенадцать ударов, еще есть время, но Bazelevs и Тимур Бекмамбетов уже заглядывают на год вперед. Объявлены сиквел к «Горько!» и спин-оффы к «Елкам», в планах студии хорроры «Вуглы» и «Белки», не утихают слухи о новом «Дозоре» и продолжении «Особо опасен». Скучать зрителям точно не придется – Новый год без Bazelevs теперь, как без мандаринов и шампанского!

Кадр из фильма «Игра в правду»

Самые кассовые фильмы: «Ирония судьбы. Продолжение», «Дневной дозор», «Елки 2».

Относительная неудача: «Игра в правду».

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?