Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

30 самых важных голливудских киноциклов

Время отдельно стоящих фильмов в Голливуде прошло. Сейчас на дворе эпоха киноэпопей и киноциклов, объединенных сюжетами и персонажами. Впрочем, снимать киносериалы в Штатах начали не сегодня и не вчера, и новые киноциклы соревнуются с классикой

Добавить в закладки
Эпохальные эпопеи

«Форсаж» (2001-2017, 8 фильмов)

Кадр из фильма «Форсаж»

Когда голливудцы придумывают киносериалы, они обычно строят далеко идущие и амбициозные планы. Редко бывает так, что цикл многократно превосходит надежды своих создателей. «Форсаж» этого добился. Он был задуман как цикл среднебюджетных автомобильных боевиков, в основном адресованных американским фанатам быстрой езды. Однако по мере своей эволюции «Форсаж» дорос до многомиллионных зрелищ с миллиардными сборами и огромной популярностью даже в странах вроде Индии, где Голливуд не очень любят. При этом фильмы цикла все еще строятся вокруг идеи уличного братства, которая была ключевой для первого «Форсажа» 2001 года. Уникальное сочетание верности корням с постоянным развитием.

«Пираты Карибского моря» (2003-2017, 5 фильмов)

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: проклятие Черной жемчужины»

Голливуд не способен на все, но он может очень многое. Даже возродить жанр, который считался умершим и похороненным. Конкуренты крутили пальцами у виска, когда узнавали, что студия Walt Disney вкладывает огромные деньги в пиратский блокбастер. Ведь ленты этого жанра не были по-настоящему популярны более полувека. Но привнесение в пиратскую историю мистики, приглашение на ключевую роль Джонни Деппа и прочие верные решения принесли успех там, где конкуренты не раз терпели поражение. И история этого успеха продолжается – скоро выходит пятая серия «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки».

«Крик» (1996-2011, 4 фильма)

Кадр из фильма «Крик»

Популярные молодежные хорроры 1980-х и начала 1990-х сделали жанр бездумным кровавым «месиловом». «Крик» в 1996 году прервал эту традицию. Он напомнил, что хорроры – родня триллеров и детективов и что «очень страшное кино» может быть интригующей криминальной загадкой. Также «Крик» показал, что хоррор может с постмодернистской иронией признать штамповое наследие предшественников и не утратить своей собственной жути. Впервые на экране погибали герои, которые видели хорроры и представляли, как должна вести себя жертва жанровых обстоятельств! Успех ленты позволил продолжить ее историю в четырех занимательных сиквелах.

Цикл о Джейсоне Борне (2002-2016, 5 фильмов)

Кадр из фильма «Идентификация Борна»

Суперагент должен быть суперпатриотом, однако служение стране плохо воспринимается в тех государствах, где эту страну не любят. Нынешний же Голливуд снимает кино для всего мира, и чрезмерный американский патриотизм для него – плохая стратегия. Поэтому в 2002 году закономерно вышла «Идентификация Борна», в которой потерявший память супершпион противостоял своим бывшим нанимателям, беспардонным нарушителям международных законов. Вроде бы патриот, но не на службе у государства, и сражается он не с русскими, а с ЦРУ. После того как правительство США проворонило теракты 11 сентября 2001 года, такое кино было обречено на успех даже в Америке, не говоря уже о других странах. В дальнейшем цикл о Борне также стал ассоциироваться с мрачноватым «антигламурным» стилем шпионских боевиков, без роскоши в кадре, изощренных гаджетов и страстных постельных сцен.

«Кошмар на улице Вязов» (1984-2010, 9 фильмов)

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»

Опасность, которая зрителям представляется реальной, пугает сильнее, чем то, что явно вымышлено. Однако реалистичность сковывает жанр, превращает аналогичные фильмы в подобия друг друга. Как выйти из положения? Напугать тем, что всех пугает, хотя заведомо неправдиво! «Кошмар на улице Вязов» поселил маньяка в мире снов, где может произойти все что угодно, каким бы сюрным оно ни было. Также этот цикл, вопреки жанровой традиции 1980-х, наделил Фредди Крюгера голосом и злодейским ехидством, что сделало Фредди одним из самых колоритных персонажей в истории жанра и объектом многочисленных подражаний.

«Рэмбо» (1982-2008, 4 фильма)

Кадр из фильма «Рэмбо: Первая кровь»

Вышедший в 1982 году драматичный боевик «Рэмбо: Первая кровь» не задумывался как начало эпопеи. Заглавный герой должен был погибнуть в кульминации ленты, чтобы подчеркнуть ключевую мысль фильма о том, как важно с заботой и пониманием относиться к американским ветеранам. Но любовь к хеппи-эндам оказалась сильнее сюжетной логики, и Рэмбо выжил. Выжил, чтобы в последующих эпизодах превратиться из символа сломленного мирной жизнью солдата в символ бездумной американской военщины, абсолютно уверенной в собственном моральном превосходстве. Редкий пример того, как сериал может сохранить популярность, сменив на 180 градусов свое идейное направление.

«Назад в будущее» (1985-1990, 3 фильма)

Кадр из фильма «Назад в будущее»

Обычно фильмы отправляют героев в будущее или прошлое, чтобы они усвоили какой-нибудь урок. Цикл «Назад в будущее» устроен иначе. Когда его юный главный герой случайно переносится в прошлое, он наставляет своего отца на путь истинный и налаживает свою будущую семейную жизнь. Трудно представить картину (а затем и эпопею), которая бы лучше передала самоуверенность подростков и запредельную самоуверенность Америки 1980-х, воспрянувшей после духовного кризиса 1970-х. Неудивительно, что «Назад в будущее» стал одной из любимых голливудских историй о путешествиях во времени.

«Пятница, 13-е» (1980-2009, 12 фильмов)

Кадр из фильма «Пятница, 13-е»

Первый молодежный хоррор из цикла «Пятница, 13-е» должен был шокировать зрителей кровавыми сценами маниакальных расправ и финальным откровением: «Преступления совершала благообразная женщина, мстящая за своего сына». Действительно, лента получилась весьма шокирующей. Однако в дальнейшем цикл «Пятница, 13-е» стал зарабатывать на полной предсказуемости. Злодеем эпопеи стал загадочный бессмертный здоровяк в хоккейной маске и с мачете, а публика в точности знала, что увидит в каждом новом фильме цикла – кровь и убийства, кровь и убийства. И это работало на всем протяжении 1980-х. Сработало и в 2009 году, когда «перезагруженная» «Пятница, 13-е» удачно прошла в прокате, но почему-то не получила продолжения.

«Крепкий орешек» (1988-2013, 5 фильмов)

Кадр из фильма «Крепкий орешек»

Голливудские 1980-е вывели на экраны столько безупречно крутых парней, что к концу десятилетия это стало надоедать. И кино ответило на невысказанные чаяния. Героем «Крепкого орешка» оказался не суперменистый, а обычный нью-йоркский полицейский, на роль которого был приглашен Брюс Уиллис, прежде известный как актер романтических комедий. Колоссальный успех фильма проложил дорогу для новых «человечных» героев боевиков и вывел Уиллиса на новый голливудский уровень. В последующих лентах, однако, детектив МакКлейн начал превращаться из простого парня в почти что супергероя, что закономерно привело к фиаско пятой серии «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть». Не все герои должны быть «суперами»!

«Сумерки» (2008-2012, 5 фильмов)

Кадр из фильма «Сумерки»

Многие критики и люди с тонким вкусом хотели бы забыть о существовании романтического фэнтези, основанного на романах Стефани Майер. Однако Голливуд никогда не забудет 3,3 миллиарда долларов, которые собрала эта эпопея. «Сумерки» в очередной раз напомнили, как много можно заработать, если снимать кино для девушек и женщин, и цикл о старшекласснице, влюбленной в вампира, уже вдохновил немало фильмов и сериалов, а также множество пародий. Правда, пока что никто в точности не повторил успех «Сумерек», включая тоже основанную на книге Майер «Гостью». Но попытки продолжаются!

«Планета обезьян» (1968-2014, 8 фильмов)

Кадр из фильма «Планета обезьян»

Конец 1960-х был временем столь радикальных общественных движений, что многие опасались, что западная цивилизация неузнаваемо переменится и что люди старшего поколения будут чувствовать себя в «дивном новом мире» такими же чужими, как инопланетяне. Поэтому как нельзя кстати оказалась фантастическая лента «Планета обезьян», в которой главный герой-космонавт оказывался в мире, где обезьяны стали разумными, а люди деградировали до животного состояния. В финале выяснялась страшная правда – герой совершил путешествие не в пространстве, а во времени, и «планета обезьян» – это наша родная Земля. Новаторский грим сделал картину очень убедительной для своего времени, и закономерный успех «Планеты» привел к появлению нескольких сиквелов и родственных по духу постапокалиптических постановок. Сравнительно недавно, когда общественные страсти вновь накалились, Голливуд удачно «перезагрузил» эпопею. Скоро, в середине июля, мы увидим третий фильм перезапущенного цикла «Война планеты обезьян».

«Терминатор» (1984-2015, 5 фильмов)

Кадр из фильма «Терминатор»

Популярность молодежных хорроров о маньяках породила в 1984 году неожиданное ответвление – фантастический триллер о явившемся из будущего роботе-убийце, который прислан, чтобы уничтожить мать будущего лидера восстания против власти машин. Терминатор не боялся ни бандитов, ни полиции. Его нельзя было напугать и остановить, а его металлическое тело отражало пули. Тем почетнее было выжить в войне с ним, а тем более – победить его. Превосходные эффекты, харизматичные актеры и мощное действие сделали «Терминатора» одним из главных жанровых фильмов 1980-х. К сожалению, лишь первый сиквел оказался почти столь же удачным, и цикл «Терминатор» наглядно показал, что не каждая удачная сюжетная идея заслуживает многолетней эксплуатации.

«Ночь живых мертвецов» (1968-2009, 7 фильмов)

Кадр из фильма «Ночь живых мертвецов»

Зомби – хотя это слово ни разу не упоминалось в малобюджетном хорроре «Ночь живых мертвецов», картина стала родоначальницей всех последующих зомби-постановок в их нынешнем виде. Радикально переосмыслив традиционное представление о зомби как о бессловесных слугах черных магов с Гаити, «Ночь» превратилась из «экзотического» хоррора в социальный ужастик о крахе цивилизации и конце человечества и человечности. Дальнейшие ленты цикла дали жанровым последователям еще больше идей для осмысления и воспроизведения. Правда, последние серии «Ночи» уже не ведущие, а ведомые.

 «Шрэк» (2001-2011, 5 фильмов)

Кадр из мультфильма  «Шрэк»

Анимационная студия DreamWorks Animation была открыта в 1994 году, однако свой голос в искусстве она нашла лишь в следующем десятилетии, когда выпустила «Шрэка». Отчасти издевающийся над сказочными штампами, отчасти с готовностью их воспроизводящий мультфильм показал, что для создания замечательных семейных лент не обязательна детская наивность. Циничная взрослая ирония может быть не менее, а то и более притягательной в сказочном кино. Если, конечно, там будет достаточно шуток, понятных малышам. С тех пор DreamWorks Animation и другие студии регулярно выпускают мультфильмы, аналогичные «Шрэку» и его сиквелам, но почти никто не добился такого же успеха, как история о сварливом, но добродушном огре.

«Люди Икс» (2000-2017, 10 фильмов)

Кадр из фильма «Люди Икс»

Сольные супергеройские ленты – это одно. А сможет ли мировая аудитория, не читавшая исходных комиксов, разобраться в истории о целой толпе мутантов? И оценят ли такое кино в Америке зрители, не знакомые с «Людьми Икс»? Фильм 2000 года был экспериментом, причем выстроенным вокруг не слишком известных и популярных звезд. Но он «выстрелил» и проложил дорогу как собственным сиквелам, которые выходят до сих пор, так и другим супергеройским историям с множеством фигурантов и сложными сюжетными линиями.

 «Чужой» (1979-2017, 6 фильмов)

Кадр из фильма  «Чужой»

В то время как большинство хорроров 1970-х и 1980-х приближали зло к зрителям, «Чужой» отодвинул его в далекий космос и сделал героев космонавтами из будущего. Казалось бы, это была ошибка. Но изобретательный сценарий, мастерская режиссура и отличная работа создателей спецэффектов убедили публику испугаться звездного монстра с кислотной кровью. Правда, повторить это достижение сиквелы не смогли. Первый из них просто превратил «Чужого» в фантастический боевик, а позднейшие хорроры не были столь же жуткими, как первая картина. Тем не менее они пользовались таким успехом, что вариации на тему «Чужого» выходят и сейчас. К российскому прокату как раз готов «Чужой: Завет», приквел классической ленты.

«Бэтмен» (1989-2016, 9 фильмов)

Кадр из фильма «Бэтмен»

Создание фильма о любимом американском супергерое – это всегда огромная ответственность. Она тем более велика, когда жанр на большом экране еще слабо развит и когда фиаско блокбастера может похоронить все дальнейшие планы студии. К счастью, «Бэтмен» 1989 года стал хитом, и миллионер-супергерой, который по ночам защищает родной город от бандитов, обрел постоянную прописку на большом экране. Положительные и отрицательные уроки этой картины и ее сиквелов, а также более поздних фильмов о Бэтмене, созданных в ином стиле, оказались очень полезными и влиятельными. Так, нынешнее обилие мрачного супергеройского кино связано с колоссальным успехом «бэтменовских» картин 2000-х.    

«Индиана Джонс» (1981-2008, 4 фильма)

Кадр из фильма "Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега"

У настоящих археологов сжимаются кулаки и стискиваются зубы, когда они слышат имя Индианы Джонса. Любой, кто хоть что-то понимает в археологии, осознает, что охота за артефактами противоречит самой сути научного исследования и что люди вроде Джонса, так называемые «черные археологи», – злейшие враги археологии, которые мешают, а не помогают изучать прошлое. Но то реальность. В кино же Индиана Джонс – упоительный приключенческий герой, который противостоит злодеям, покоряет женские сердца, демонстрирует чудеса образованности и при этом остается уязвимым и человечным. ДНК Джонса есть во многих позднейших персонажах – даже в тех, кто никак не связан с поиском сокровищ.

Киновселенная Marvel (2008-2017, 15 фильмов)  

Кадр из фильма "Железный человек"

Комиксная студия Marvel долго не решалась всерьез заняться созданием экранизаций своих комиксов. Она доверяла это опытным голливудским студиям. Но когда компания осознала, что должна полностью контролировать процесс и выпускать ленты, связанные сюжетами и героями, она взялась за дело с таким напором, какому можно только позавидовать. К настоящему времени выпущено полтора десятка картин, и все они оказались успешными, а многие – еще и очень удачными. Конкуренты уже начинают подражать Marvel, и можно не сомневаться, что с годами цикл будет становиться все более влиятельным и значимым.

«Гарри Поттер» (2001-2011, 8 фильмов)

Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень»

При всем обилии масштабных проектов за последние годы «Гарри Поттер» был самым амбициозным и самым рискованным. Только представьте – вы берете юных актеров-дебютантов, даете им главные роли в экранизации популярнейших блокбастеров и надеетесь, что с ребятами ничего не случится в ближайшие десять лет, в течение которых вы будете рассказывать о магических приключениях «мальчика, который выжил». В сущности, вы водружаете гигантский проект на плечи вчерашних дошкольников. Какие у вас шансы на успех? Однако «Поттер» удался. Это второй по суммарным сборам киносериал всех времен. Его успех вдохновил многих заняться экранизацией детских и подростковых книжных циклов.

«Парк юрского периода» (1993-2015, 4 фильма)

Кадр из фильма «Парк юрского периода»

Голливуд всегда стремился выйти за пределы возможного и создать фантастические миры, которые можно увидеть только в кино. Однако большую часть своей истории он был скован доступными ему спецэффектами. Куклы, модели, декорации, пластический грим – изображение нереального с помощью реальных вещей и построек накладывало множество ограничений. Лишь в начале 1990-х Голливуд вырвался из плена реальности, поскольку тогда появились убедительные компьютерные эффекты. И Стивен Спилберг мастерски использовал их в эпопее об оживленных динозаврах. Никогда прежде зрители не видели столь убедительных доисторических монстров, и «Парк Юрского периода» стал блокбастером-рекордсменом, проложившим дорогу к нынешнему голливудскому «буйству пикселов». Напомним, что пятый фильм из «юрского» цикла выйдет в следующем, 2018 году. Ждать осталось недолго!

«Властелин Колец» (2001-2003, 3 фильма)

Кадр из фильма «Властелин Колец: Братство кольца»

По отдельности каждая из серий «Властелина Колец» может показаться обычным современным блокбастером. Но надо помнить, что они снимались все вместе. Инвесторы вложили около 300 миллионов долларов в грандиозную экранизацию книжного цикла Джона Толкиена, не зная, будет ли успешна первая серия, не говоря уже обо всех трех. Чтобы воплотить на экране мир эльфов, гномов, хоббитов, потребовались новаторские спецэффекты, колоссальные декорации и толпы актеров и творцов за кадром, готовых посвятить проекту годы жизни. Зато заключительная часть цикла получила 11 «Оскаров», а цикл в целом стал постоянным источником вдохновения для нынешних кинематографистов всего мира.

«Рокки» (1976-2015, 7 фильмов)

Кадр из фильма «Рокки»

Успех боксера – это в первую очередь его личное достижение, даже если спортсмен защищает цвета своей страны. Цикл «Рокки», однако, смог заставить сперва Америку, а затем и весь мир следить за спортивной карьерой и житейскими перипетиями скромного американо-итальянского боксера, который в начале эпопеи получил уникальный шанс сразиться с чемпионом мира. Рокки стал символом несгибаемости и готовности сражаться за свое счастье и отстаивать свое достоинство. Позднее он также доказал, что Америка круче России в боксе, что тоже пришлось по сердцу американцам. «Рокки» вдохновил немало спортивных лент о «черных лошадках».

«Хэллоуин» (1978-2009, 10 фильмов)

Кадр из фильма «Хэллоуин»

Малобюджетный хоррор 1978 года «Хэллоуин» был скромной по своей сути, но очень важной для дальнейшей истории жанра картиной. «Хэллоуин» сделал хоррор молодежным жанром, приближенным к жизни и страхам американских подростков из среднего класса. Злодей «Хэллоуина» не прятался в уединенном мотеле, как маньяк «Психо». Он проникал в дома на спокойных, тихих улицах и нападал на молодых людей, пробующих на вкус взрослую жизнь. «Хэллоуин» не был самой первой картиной такого содержания, но именно он лег в основу всех последующих схожих постановок.

«Супермен» (1978-2016, 7 фильмов)

Кадр из фильма «Супермен»

Сейчас снимать фильмы о супергероях в Голливуде так же естественно, как дышать. В 1970-х, однако, это казалось завиральной идеей. Кино было совсем иным, и мало кто верил, что взрослые зрители пойдут смотреть «сказочку» про парня, который умеет летать и поднимать колоссальные тяжести. Однако «Супермен» 1978 года был снят, и оказалось, что супергерои для кинематографа – настоящая золотая жила. Правда, позднейшие ленты цикла стали «фильмами-предупреждениями», показывающими, как не надо сочинять и снимать супергеройские картины. Но это тоже был очень важный урок для голливудского будущего и настоящего.

«Грязный Гарри» (1971-1988, 5 фильмов) 

Кадр из фильма «Грязный Гарри»

Полицейский – это человек системы, представитель государства, винтик в машине закона и порядка. Но как эта «винтичность» сочетается с любимым голливудским индивидуализмом? С большим трудом. И Голливуд породил полицейского инспектора Гарри Каллахана – человека, который входит в систему, но не доверяет ей, поскольку видит, как на свободу выходят кровожадные злодеи, освобожденные из-за незначительных формальных нарушений и благодаря изворотливости адвокатов. Так возник один из самых известных голливудских копов, у которого нашлось немало сыновей и внуков, а также дочек и внучек. Как в кино, так и на ТВ.

«История игрушек» (1995-2010, 3 фильма)

Кадр из мультфильма «История игрушек»

Сейчас компьютерная анимация повсюду, а в начале 1990-х она делала свои первые профессиональные шаги, и не было никакой уверенности, что она сможет потеснить традиционную рисованную графику. Однако студия Pixar не просто провела эксперимент, создав первый в истории полнометражный компьютерный мультфильм. «История игрушек» оказалась великолепной постановкой, созданной с такой художественной уверенностью, какая обычно присуща лишь многоопытным командам. Ее сиквел тоже стал хитом, и врата для компьютерной анимации оказались открыты настежь. Позднее Pixar выпустила третий мультфильм цикла – не столь значительный, но тоже очень успешный.

Цикл о Джеймсе Бонде (1962-2015, 24 фильма)

Кадр из фильма "Доктор Ноу"

Самый продолжительный блокбастерный цикл в голливудской истории, «бондиана» вот уже более полувека демонстрирует зрительскую любовь к британскому супершпиону, который защищает мир от всевозможных угроз, от реальных до фантастических. Чем Джеймс Бонд только не занимался за эти годы! Он сменил несколько лиц и множество машин, истребил орды злодеев, покорил армии красавиц… И сохранил верность родной стране, хотя ее власть не всегда была к нему благосклонна. Мог ли Иэн Флеминг представить, что его творение ждет столь удивительная судьба? Естественно, цикл оказал колоссальное влияние на шпионские блокбастеры и международные триллеры.

«Крестный отец» (1972-1990, 3 фильма)

Кадр из фильма «Крестный отец»

Если главная американская романтическая история – это «Унесенные ветром», то главная американская семейная драма – это «Крестный отец». Да, формально это трилогия принадлежит к криминальным драмам, и она многое рассказывает о преступной жизни, но ее основная тема – история семьи Корлеоне в Новом Свете, в которой можно увидеть отражения многих судеб американских иммигрантов. Первые два фильма цикла считаются классикой голливудского и мирового кино. Они оказали огромное влияние на весь позднейший кинематограф.

«Звездные войны» (1977-2016, 8 фильмов)

Кадр из фильма «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда»

При всем богатстве выбора альтернативы у нас нет. «Звездные войны» – это самый важный цикл в истории Голливуда. Он не просто многое определил в эволюции фантастического кино. Колоссальный успех первых «Войн» в 1977 году привел к переориентации Голливуда на создание семейных и подростковых лент, тогда как ранее преимущественно выходили фильмы для взрослых. Можно сказать, что значительная часть мейнстрима последних десятилетий вышла из шинели «Войн», даже если это были ленты, далекие от космической фантастики. Спасибо, «Войны», за то, что вы у нас есть! Напоминаем, что девятый фильм цикла «Звездные войны: Последние джедаи» выйдет в декабре этого года.

Тест
Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?