Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Ахиллес и черепаха»

В "Ахиллесе и черепахе" Такеши Китано рисует маслом подсолнухи, завершает трилогию о бессмысленности творчества, не забыв оставить пару трупов.

Добавить в закладки
Фауст эпохи копи-паста

Трейлер

Кадр из фильма "Ахиллес и черепаха"

В маленьком Матису (Ёсиока), нарисовавшего курочку-рябу цветным мелком, знакомый художник нащупывает артистическую жилку и дарит мальчику фланелевый берет, под гнетом которого проходит оставшаяся часть жизни главного героя, поделенная в фильме на три больших истории. Сиротливое детство в доме самодура-отчима, давившего тюбики с краской каблуком. Последующее добывание денег на эти тюбики – бедная, неприкаянная молодость (Юрэй Янаги). Далее – мужчина в расцвете сил (Китано), чья мечта о славе живописца при удручающем отсутствии таланта и рабской зависимости от чужих не самых умных мнений раздувается в маниакально-патологические формы, скрашенные черным юмором. Китано на этот раз орудует всего лишь масляными красками, но пара-тройка трупов здесь тоже будут, в том числе и его собственный: скопировав копи-пастом энциклопедию современного искусства от импрессионизма до акционизма, герой, скрестив Ван Гога с Геростратом, завершает арт-карьеру отчаянной попыткой нарисовать в горящем сарае натюрморт с подсолнухом. У фильма, впрочем, более неожиданный финал, который раскрывать не будем.

Кадр из фильма "Ахиллес и черепаха"

Заключительная часть трилогии Китано о смысле и бессмысленности творчества, которую принято называть "автобиографической", от первых двух отличается процентным содержанием самого Китано. Если в «Такешиз» /Takeshis'/ (2006) и «Банзай, режиссер!» /Kantoku – Banzai!/ (2007) эзотерическое лицо этого человека, ставшее почти родным, было главным пунктом программы с первых же минут, здесь ждать появления Китано в кадре придется довольно долго. Вообще-то, для фильма с Такеши Китано в главной роли, долго чересчур – добрую половину из двух часов сеанса. Но тот, кто это испытание выдержит, продравшись через скучнейшие детство и отрочество, издевательски оформленные под унылый арт-хаус по-японски, на финишной прямой будет вознагражден отличным бонусом. Долгожданное лицо наконец выходит из-за ширмы, мгновенно превратив недоразумение в берете в абсурдный художественный образ не менее, если задуматься, важный для мировой культуры, чем немецкий Фауст или древнегреческий парадокс, давший название картине. Хотя это такой "Фауст по-японски", который не нужен даже Мефистофелю: японцам, доводящим до абсурда технологию копи-паста всей мировой культуры, Китано отвешивает увесистую порцию шпилек. Для зрителя-неяпонца, впрочем, уже не таких чувствительных – на "творцах без творения" в 99 процентах вся культура, судя по всему, и держится.

Кадр из фильма "Ахиллес и черепаха"

Собственно, в финальной трети сосредоточено все, ради чего затевался «Ахиллес и черепаха» /Akiresu to kame/ (2008). Не самая рациональная трата пленки в истории кино, но так как фильм иллюстрирует логический закон, где бегущему не обогнать ползущего, первые две части, плетущиеся черепашьим шагом, зрителю необходимы точно также, как третья – комичная и более проворная. Пожалуй, какого-то такого парадокса не хватило Китано в двух предыдущих фильмах, расползавшихся у него то в шизофрению режиссера на "Такеши" и "Китано", не всегда понятную непосвященному, то в клоунскую буффонаду, не всегда, положа руку на сердце, смешную.

У этого же фильма, впервые за всю трилогию, есть вменяемый финал и цельный мессидж, и те, кто пропустил две первых серии, могут смело смотреть третью. И этим, пожалуй, ограничиться.

Текст: Вадим Зельбин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?