Гарри Поттер снова на метле

Первые две части "Гарри Поттера" снимал Крис Коламбус, в фильмографии которого "Один дома" и "Гремлины" -- детские картины. На третью часть -- "Гарри Поттер и узник Азкабана" -- приглашен мексиканец Альфонсо Куарон, ставший знаменитым после раскованного фильма "И твою маму тоже". Никто не понимал, чего ждать от столь крутого разворота. Но Куарон и впрямь внес в уже укатанную колею привкус новой авантюры...
Рецензии

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Гарри Поттер и узник Азкабана"

Первые две части «Гарри Поттера» снимал Крис Коламбус, в фильмографии которого «Один дома» и «Гремлины» – детские картины. На третью часть – «Гарри Поттер и узник Азкабана» – приглашен мексиканец Альфонсо Куарон, ставший знаменитым после раскованного фильма «И твою маму тоже». Никто не понимал, чего ждать от столь крутого разворота. Но Куарон и впрямь внес в уже укатанную колею привкус новой авантюры.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Гарри Поттер и узник Азкабана"

Фильм стал менее пестр. В нем возник некий мрачный стиль – приглушенней цвета, менее эксцентричны актеры, фантастический мир кажется странно реальным. Впрочем, последнее я готов отнести и на счет того варианта картины, который мне удалось посмотреть, – в формате для кинотеатров системы «IMAX», где экран занимает все поле зрения, а четкость изображения и реалистичность звука на порядок выше, чем в обычном кино. Я даже думаю, что видевшие стандартную копию фильма сильно потеряли в яркости впечатлений. Потому что здесь вы в центре событий и, чтобы уследить за происходящим, надо активно вертеть головой, проваливаться вместе с героями в пропасти и вздрагивать, когда над головой со свистом проносятся дементоры, похожие на лохматые привидения.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Гарри Поттер и узник Азкабана"

Главные перемены – в облике Хогвартса. Школа магов и волшебников уже не выглядит веселым университетом молодых гениев. Она сама таит угрозу: зловеще раскачивается «маятник судьбы», движутся шестеренки времени, ночные коридоры полны призраков. Исчезла школьная униформа, которой гордились Гарри с друзьями, и они здесь теперь выглядят чужаками. Их враги размыты – могут обернуться друзьями, а друг может оказаться волком в овечьей шкуре. В роли Дамблдора Майкл Гэмбон заменил умершего Ричарда Харриса так виртуозно, что не сразу заметишь подмену. Зато появился принципиально иной тип – профессор Люпин, и для него понадобился принципиально иной типаж – актер Дэвид Тьюлис, которого мы запомнили по роли Поля Верлена в «Полном затмении». То есть идеальный актер на роли темных меланхоликов, грустных, будничных и подчеркнуто внесказочных.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Гарри Поттер и узник Азкабана"

Хогвартс теперь более обжит и будничен. Куарон каждому предмету в кадре поручил свою роль – все работает, все в движении, все имеет свой характер и чревато своими каверзами. Он извлекает массу юмора из живой картинной галереи в холле замка. Вслед за автором книги и сообразно собственным пристрастием азартно играет со временем, углубляется в паутину его «колец» в поисках возможных вариантов: герои могут поправить свои ошибки, пустив события в другом направлении. Умело закладывает в нас смутное, до поры необъяснимое ощущение этих ошибок, и мы тоже не успокоимся, пока они не будут исправлены. Так случилось в эпизоде казни гиппогрифа Клювокрыла – симпатичного гибрида коня с ястребом, который опасен, но любит ласку и закуску. Там уже было ясно, что не поттерово это дело – безучастно наблюдать, как гибнет друг зверь. Так и случилось: покрутили магическое колечко, время пошло вспять, все оказалось поправимо.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Гарри Поттер и узник Азкабана"

В этой типичной для компьютерного сознания иллюзии, однако, и слабина картины. Натерпелись страхов с леденящими дементорами и огнеглазыми оборотнями – но вспомнишь пережитое, и окажется, что все напасти легко отражались магией: помашет Гарри палочкой, прокричит заклинание – и все дела. По большому счету, особенно волноваться и не надо – здесь иные эмоции: детский восторг перед фантазией авторов, всемогущим бюджетом и техническим чудом, какое являет собой семиэтажный экран «IMAX». Зал забит детворой, из зала кричат экрану: «Гарри, спасайся!» – ТЮЗ да и только. И это было бы замечательно…

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Гарри Поттер и узник Азкабана"

Но «Гарри Поттер» вкупе с «Властелином Колец» – любимые интеллектуальные игры времени. Для нас здесь и философия, и этика, и эстетика. Весь ХХ век такое кино, как «Гарри Поттер», считалось сугубо детским. XXI век, похоже, считает его мейнстримом не только репертуара, но и духовного багажа. Не знать «Поттера», не поклоняться Толкиену, не восхищаться «Килл-Биллом» так же стыдно, как когда-то не читать Толстого. Весь ХХ век взрослый люд, отправив ребенка на «Кощея Бессмертного», шел смотреть Симонова в «Живом трупе» или Смоктуновского в «Девяти днях одного года». Взрослый люд XXI века ударился в счастливое, но ничем особо умным не обремененное детство. «Поттер» – предмет зависти всех киностудий: если бы в Танзании умели делать такие спецэффекты, там снимали бы «Поттера». И чем выше возносится планка спецэффектов, тем меньше в кино места для искусства и мысли. «Сказка – ложь, да в ней намек»? Ни намека, ни урока – добры молодцы тупо хрустят кукурузой, завороженно следят за превращением крысы в толстого Петтигрю. Кино возвращается туда, откуда вышло, – на ярмарку, где женщина с усами и мужчина с хвостом. Оно такое бездумное, яркое и спецэффектное, что скоро людям с развитым интеллектом и художественными потребностями придется искать себе другой источник разумного, доброго и вечного. А новые Феллини и Тарковские окончательно останутся без работы.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Гарри Поттер и узник Азкабана"

Между тем у авторов киноэпопеи возникла серьезная проблема. В их планах – экранизация всех семи книг Джоан Роулинг, но исполнители главных ролей взрослеют быстрее своих героев – уже в третьей части Дэниел Рэдклифф и Руперт Гринт заметно возмужали, а Эмма Уотсон становится записной голливудской дивой. Все трое понимают, что скоро не смогут играть подростков. Рэдклиффу уже 14; он признается, что увидеть кого-то другого в роли Гарри ему будет неприятно, и мстительно пророчит полюбившемуся герою смерть в последней серии фильма.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Гарри Поттер и узник Азкабана"

07.06.2004 Текст: Валерий Кичин
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00