Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Горький плевок в лицо. Рецензия на фильм-открытие Берлинале-2022 «Петер фон Кант» Франсуа Озона

Удачная интерпретация бессмертной классики Фассбиндера.

Добавить в закладки

Трейлер

10 февраля Берлинский кинофестиваль открылся драмой Франсуа Озона «Петер фон Кант», отвечающей одноименному фильму и пьесе Райнера Вернера Фассбиндера «Горькие слезы Петры фон Кант». Оба режиссера показывают историю абьюзивной любви, но если Фассбиндер через роман двух женщин, то Озон — через отношения двух мужчин. Рассказываем о том, как две картины входят в диалог друг с другом и зачем понадобилось менять гендер персонажей.

Дени Меноше на кадре из фильма «Петер фон Кант»

Дени Меноше на кадре из фильма «Петер фон Кант»

Переснять классическое кино, не устаревшее ни по форме, ни по содержанию, — идея рискованная. Поэтому Франсуа Озон экранизирует оригинальную пьесу Райнера Вернера Фассбиндера «Горькие слезы Петры фон Кант», входя в диалог с его одноименным фильмом. «Слезы» Фассбиндера — театрализованное, мертвецки-холодное кино о природе любви, где от человеческих чувств остались лишь острые осколки. В истории любви двух лесбиянок, Петры (Маргит Карстенсен) и Карин (Ханна Шигула), основная сюжетная линия посвящена их абьюзивным отношениям, но автору важнее образ молчаливой секретарши Марлен (Ирм Херман), наблюдающей за всем со стороны (ей посвящен фильм). Они живут вместе 3 года, Петра с ней танцует и на нее же кричит, в финале Марлен покидает квартиру. В «Слезах» Фассбиндер через жесткую любовницу Петру и ее помощницу Марлен показал самого себя и свою душу, изъеденную страстями, наркотиками и алкоголем. Франсуа Озон меняет ракурс фильма, использует факты из биографии Райнера Фассбиндера, делая его отражение Петера фон Канта (Дени Меноше) главным героем.

Сюжет прост: 40-летний успешный режиссер начинает роман с 23-летним Амиром (Халиль Бен Гарбия), обещая ему карьеру в кино. Их отношения похожи на американские горки, где один постоянно требует любви и напоминает о количестве оказанной помощи, а другой издевается над партнером, заставляя ревновать к себе. Если «Слезы» можно назвать трагедией чувств, то «Петер» — мелодрама, в которой Озон пытается разобраться с личностью Фассбиндера. Кроме Петера и его любовника есть две главных героини — это подруга Сидони (изумительная Изабель Аджани) и мать Петера Розмари (Ханна Шигула). Концепт оригинального произведения предполагал персонажей одного гендера, Франсуа Озон же специально оставляет Сидони и Розмари женщинами, чтобы сюжет был ближе к реальной истории. Ханна Шигула на протяжении многих лет была подругой Фассбиндера, видела преображения его характера сквозь года, поэтому Озон уделяет много внимания главным героиням. Крики режиссера, желание умереть и колыбельная матери в конце — это возможные или выдуманные ситуации из жизни Шигулы, которая таким образом прощается со старым другом.

Франсуа Озон и Дени Меноше на пресс-конференции фильма «Петер фон Кант»

Франсуа Озон и Дени Меноше на пресс-конференции фильма «Петер фон Кант»

Отблагодарить и отпустить в себе Райнера Фассбиндера пытается и Франсуа Озон, переделывая его произведение. Первый отказывался от ярких чувств и красивых интерьеров, люди в его фильме напоминали манекены, которые постоянно видны на заднем плане, — второй же покрывает их толстым слоем красной краски, эстетизируя кадр однотонной одеждой и элементами интерьера. Если в «Слезах» эмоции были сжаты до предела, то в «Петере» герои плачут навзрыд и отпускают глупые шутки и каламбуры.

Лесбийский склеп Петры фон Кант Озон наполняет типичной гей-символикой: на стене висят огромные изображения святого Себастьяна, Петер носит трусы с тигровым принтом и обсуждает чью-то поездку в Майами. Автор сделал своего героя человечнее, чтобы зритель в полной мере увидел ужасный характер мужчины, которого невозможно оправдать. Он был отвратительным человеком, но прекрасным режиссером — это говорит Ханна Шигула губами Изабель Аджани. С ней соглашается и Озон, уничтожающий Фассбиндера в финале, когда заменивший Марлен Карл (Стефан Крепон) плюет в лицо Петеру. Ведь абсолютной любви он не достоин, только этого.

Текст: Дмитрий Елагин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?