
В прокате еще можно застать «Горную невесту» — драму, отправляющую зрителей в спрятанную в итальянских Альпах деревушку, а за окном — весна. То самое время года, когда всё человеческое естество стремится оказаться как можно ближе к земле и свежему воздуху. Выбраться за пределы домов и квартир, а ещё лучше — шумных городов. Предлагаем подборку из шести фильмов, позволяющих, не покидая комнаты, перенестись в такую разную европейскую глубинку.
Декабрь 1944 года. Север Италии. Спасаясь от грохочущей по всей Европе войны, двое солдат прячутся в горной деревушке Вермильо. Один из них — местный, а второй — сицилиец по имени Пьетро (Джузеппе Де Доменико). Хмурый, молчаливый, будто бы так и не вернувшийся с полей сражений. Но не успевает ещё снег сойти с живописных холмов, как в беглеца влюбляется Лючия (Мартина Скринци), дочь местного школьного учителя (Томмазо Раньо), человека серьёзного, ответственного, но готового принять чужака в свою семью. Как долго может продлиться счастье в столь тёмные времена?
Картина Маура Дельперо — это не короткий экскурс в историю или привычная драма о человеческих страстях. В первую очередь это глубокое погружение в быт и неприглядную жизнь сообщества, скрытого от любопытных глаз в одной из альпийских долин. Скрупулёзное внимание к деталям интерьера, повседневным заботам и местным обычаям. «Горная невеста» — уникальная возможность понаблюдать за годом жизни большой семьи, каждому члену которой уготован свой собственный путь в хмурой послевоенной реальности.
Жаркое испанское солнце рассекает голубой небосвод, согревая знойным теплом зреющие плоды. Персиковый сад — наследие и дело всей жизни многочисленного семейства, поколениями живущего на каталонской земле в деревушке Алькаррас. Да только традициям тяжело ступать в ногу с прогрессом. Документы на плодоносную землю утеряны или вовсе не существовали, а значит, прекрасный сад вот-вот по-чеховски перейдёт в новые руки, готовые безжалостно вырубить все деревья. Карла Симон разворачивает перед зрителями семейную драму сразу во всех возможных плоскостях: рассказывает о проблемах внутренних и о необходимости в сплочении перед проблемами внешними. Непрофессиональные актёры, отобранные из настоящих каталонских деревень, и фамильная история самой режиссёрки — идеальное сочетание, чтобы поразмышлять о действительно важном и погрузиться в жизнь незнакомой испанской глубинки.
Пока в крупных городах царствуют прогресс и урбанизм, в глухой умбрийской деревушке жизнь всё ещё строится вокруг архаичных традиций. Семья двенадцатилетней Джельсомины (Александра Мария Лунгу) зарабатывает на жизнь производством мёда, привлекая детей с самых юных лет к участию в фамильном промысле. Её отец против всеобщей «модернизации» и всячески противится взаимодействию с внешним миром. Но втайне от него Джельсомина подаёт заявку на участие в телевизионном конкурсе «Сельские чудеса», в рамках которого должны отыскать самый «аутентичный» деревенский продукт.
Вооружившись плёночной камерой, Аличе Рорвахер обращается к собственным детским воспоминаниям. История Джельсомины — это разговор не только о взрослении ребёнка, на которого возложено слишком много ответственности не по возрасту, но и о столкновении мира современного и традиционного внутри самой девочки. Послушная и старательная дочь, Джельсомина в полной мере принимает фамильное ремесло, между тем не желая отказываться от перспектив, предложенных со всех сторон наступающим будущим.
Михаэль Ханеке не нуждается в представлении: «Белая лента» и продолжает идейно-смысловой лейтмотив его прошлых лент, и заметно отличается от прочих работ автора одновременно. Повествующий о событиях начала XX века чёрно-белый фильм тонко улавливает и передаёт состояние простого немецкого общества перед Первой мировой войной, погружая зрителя в бурную повседневность столетней давности.
В небольшой протестантской деревушке Эйхвальд, расположенной на севере Германской империи, происходят таинственные события, ставящие под сомнение благочестивость местных детей. Однако детектива с ошеломляющей разгадкой не случается, ведь главная задача фильма — пристально рассмотреть замкнутое сообщество, подобно большому муравейнику работающее на благо общины под началом местного барона. Заглянуть в дома, интерьеры которых напоминают о социальном расслоении, понаблюдать за местными на улице во время традиционного праздника, объединяющего всех присутствующих, – каждый кадр фильма как фрагмент целостной картины готовой вот-вот взорваться эпохи.
«Бараны» — тихое, чуткое, но пронзительное кино, припорошенное северным снегом и старыми обидами. Гумми (Сигурдур Сигурйонссон) и Кидди (Теодор Юлиуссон) – братья-фермеры, делящие одну землю, один овечий промысел и одно прошлое на двоих – не разговаривают друг с другом уже 40 лет. Но общая беда не внимает конфликтам, прежде чем переполошить и без того суровое существование на исландских просторах. Доставленная с прекрасных северных широт история не изобилует бескрайними чарующими пейзажами, а в первую очередь позволяет поближе познакомиться с бытом на далёком обледенелом острове. Напоминает, что одинокие зимы лучше превозмогать в компании если не овец, то хотя бы человека, ведь в конечном итоге кровь всё-таки гуще людского упрямства.
Французская семейная пара (Дени Меноше и Марина Фоис), выпустив выросшую дочь во взрослую жизнь и устав от городской суеты, перебирается в галисийскую деревушку. Прекрасные горные долины вокруг и честный труд на плодородной земле — вполне досягаемый предел мечтаний. Однако деревенские совсем не рады новым соседям. То, что приезжим кажется благословенным нетронутым цивилизацией уголком, для местных — простаивающий капитал. В здешних угодьях «важные» люди уже готовятся установить ветряные электростанции, тем самым обогатив деревенское население, и только приезжие всё ещё сопротивляются разрушающим природу изменениям.
На протяжении двух часов режиссёр Родриго Сорогойен рассказывает привычную историю, но выворачивая наизнанку. Вопреки ожиданиям, за благосостояние живописных просторов и сохранение традиций борются не культурные наследники, а иноземные пришельцы. В итоге до глобального противостояния с местным большинством так и не доходит, но конфликт между приезжими и парой особенно враждебно настроенных братьев всё-таки переходит в острую фазу — а значит, серьёзных последствий избежать всё равно не удаётся.