Наверх
Фильмы 2016 Новогодний корпоратив Пассажиры Дед Мороз. Битва Магов Кредо убийцы 28 панфиловцев Моана Викинг Елки 5 Изгой-один Монстр-Траки Три икса: Мировое господство
Смотрите, кто поет!
10 «неожиданных» голливудских певцов
Что ж вы так убиваетесь? Вы так не убьетесь.
15 самых необычных орудий убийства в кино
Ужас к нам приходит.
Чертова дюжина рождественских и новогодних хорроров
Отказники: Анджелина Джоли.
15 фильмов, в которых могла сыграть Анджелина Джоли
Не забывай свои корни, помни….
10 картин, которые «выросли» из неслучившихся сиквелов

Рецензия на фильм

Солнечный удар

Господин офицерик

Примечательная, но безбожно затянутая историческая лента, первые полтора часа которой можно безболезненно пропустить

6
оценка

Крым 1920 года. В то время как остатки разгромленной армии генерала Врангеля эвакуируются из Севастополя, солдаты и офицеры, попавшие в окружение, сдаются красноармейцам и покорно ждут своей участи. Многие из них мучаются вопросом: «Как вышло, что мы потеряли нашу Россию?», и безымянный капитан (Мартиньш Калита) возвращается мыслями в 1907 год, когда он был беззаботным поручиком, обрученным с привлекательной девушкой и внезапно влюбившимся в красавицу, которая плыла с ним на речном пароходе.

Кадр из фильма «Солнечный удар»

Кадр из фильма «Солнечный удар»

Мартиньш Калита – латвийский актер из Лиепайского театра. «Солнечный удар» – его дебют в России, и он получил роль после пятичасового собеседования с Михалковым

Новый фильм Никиты Михалкова представлен зрителям как соединение двух произведений Ивана Бунина – романтического рассказа «Солнечный удар» и сборника дневниковых записей о послереволюционной России «Окаянные дни». Это, мягко говоря, неправда. «Солнечный удар» в картине действительно экранизирован, а вот от «Окаянных дней» в фильме нет почти ничего. В дневниках Бунина речь идет о гражданской жизни в Москве и Одессе, а картина Михалкова проводит всю свою «позднюю» часть с белыми офицерами в красном плену. Классик ничего подобного не описывал, и точнее было бы сказать, что вторая часть фильма – это придуманное сценаристами продолжение «Удара», основанное на реальных событиях и вдохновленное горькими размышлениями из «Дней».

Кадр из фильма «Солнечный удар»

Кадр из фильма «Солнечный удар»

Изображение в картине Розалии Землячки может показаться карикатурным, но оно основано на воспоминаниях и свидетельствах об этой страшной женщине, на совести которой сотни тысяч жертв красного террора

Обычно, когда сценаристы дополняют классику, их отсебятина – худшая часть фильма. В «Солнечном ударе» все ровно наоборот. Не потому, что Бунин плохой писатель, а потому, что Михалков плохой его экранизатор. Легкая, воздушная и короткая бунинская зарисовка – не столько история, сколько блистательно пойманное ностальгическое настроение – в руках режиссера превратилась в натужное, затянутое и усыпанное ненужными деталями повествование, которое увенчивается кошмарнейшей эротической сценой в истории мирового кино (нет, это не шутка и не преувеличение).

Кадр из фильма «Солнечный удар»

Кадр из фильма «Солнечный удар»

Кроме того, короткий роман поручика настолько не рифмуется с послереволюционными событиями ленты, что их художественное противопоставление наводит лишь на самые общие и плоские мысли вроде: «Надо было, капитан, не по бабам шляться, а в академии лучше учиться, чтобы потом не проиграть войну экономисту Фрунзе и медичке Розалии Землячке. Позорище же несмываемое!» (если Фрунзе лишь поминается в начале фильма, то Землячка, высокопоставленная партийная активистка, – ключевая героиня второй части ленты). Контрастное сопоставление тем эффектнее, чем больше перекличек между сопоставляемыми историями, а параллелей между случайным романом и жизнью в плену нет почти никаких.

Кадр из фильма «Солнечный удар»

Кадр из фильма «Солнечный удар»

Понимая это, авторы картины продолжили историю 1907 года, водрузив поверх полутора часов в обществе поручика и его пассии еще час, в течение которого поручик заводит новое знакомство, непосредственно связанное с позднейшими событиями. Этот час составляет, так сказать, идейную мякотку картины, но он лишь косвенно сопряжен с романом поручика. Поэтому, откровенно говоря, Михалкову надо было вовсе забыть о бунинском «Ударе» и просто снять фильм о том, как (внимание, спойлер!) офицер-дворянин, проведя несколько часов в компании мальчика-простолюдина, годы спустя встречает его уже взрослым коммунистом и осознает, что приложил руку к превращению набожного парнишки в безбожного комиссара.

Такое кино было бы не только компактным, но и выразительным и насыщенным смыслом. И оно, вероятно, получилось бы еще лучше, если бы лента полностью сосредоточилась на двух ключевых персонажах, а не заполняла экран эпизодическими типажами – порой яркими и забавными, но в конечном счете лишь крадущими время у фильма и зрителей. Михалков, вероятно, задумывал эпопею, но его «Солнечный удар» больше похож на кусок мрамора, от которого надо отсечь лишнее, чтобы осталась Венера Милосская. Хотя временами Венера виднеется – актеры удачно подобраны, есть красивейшие кадры и удачные сцены… Это определенно не позорнейший и безумный «Утомленные солнцем 2», но и не великолепный «Утомленные солнцем». Новый фильм Михалкова – где-то посредине.

С 9 октября в кино.

Солнечный удар Борис Иванов 6 10
 71

Комментарии

Пользователи оставили 5 комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя vk_id51130348
ветка Константин Пользователь авторизован через соц. сеть «ВКонтакте»12.10.2014, в 06:48:08

Видать стареет старичек.Бунина надо либо понимать,либо не трогать.

Аватар пользователя goo_grandes.xx.vek.38@gmail.com
ветка Андрей Пользователь авторизован через соц. сеть «Google (GMail)»12.10.2014, в 13:13:15

Вина многих опытных режиссеров в том,что они делают фильм в преде-
лах своего замысла и понимания его.Зритель же,особенно не очень под-
готовленый,за мгновения того или иного эпизода не имеет возможности
понять замысел. Если делаете кино для себя,то не выносите его на ши-
рокий экран-смотрите на экранах в своих огромных коттеджах.Если для
зрителей,то они должны легко понимать и слышать ваши замыслы.Но не
сидеть и два часа разгадывать ваши ассоциативные реКбусы.

Аватар пользователя fb_https://www.facebook.com/profile.php?id=100006622715261
ветка Maria Пользователь авторизован через соц. сеть «Facebook»12.10.2014, в 13:26:18

Александру Ковалишину
...................................
Вот только не надо каждый раз всучивать эту фразу - "за счет налогоплательщиков". Потому что, например, детские сады тоже за счёт налогоплательщиков, а кто-то с этим не согласен. И много еще можно привести примеров деяний, которые за счет налогоплательщиков, но каждый раз не будешь ведь референдум проводить, куда этот самый налогоплательщик согласен отдавать деньги, а куда нет.

Аватар пользователя avzan1979
ветка Vlad (avzan1979)12.11.2014, в 12:18:54

фильм выделяется лишь красивыми картинками с убогими спецэффектами, которые слепали быстро и на коленке. мелок стал михалков. мелок

Аватар пользователя vk_id38114219
ветка Михаил Пользователь авторизован через соц. сеть «ВКонтакте»20.11.2014, в 12:51:45

Видимо, в среде журналистов стало хорошим тоном свысока журить мэтра за то, что фильмы не отвечают их тонкому вкусу.
Рискну автору рецензии возразить. Фильм прекрасный. Очень стройно и логично скроен, актеры, сценарий, операторская работа - на высочайшем уровне. Тот редкий случай, когда режиссер сделал фильм лучше книги (примерно как Ежи Гофман оставил в экранизации Сенкевича за кадром всю куртуазную манерность, и вышло здорово). Два с половиной часа времени - нормальный двухсерийный формат. Более-менее согласен только с последней фразой рецензии - уровень первых "Утомленных солнцем", воздействие по силе эмоций не ниже. А местами даже и выше.
Так что вполне рекомендую к просмотру.

Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Новости партнеров

Читайте также

показать еще

 


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть