Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Тайна темной комнаты»

Легкая зарисовка об очередных путешественниках во времени для тех, кто скучает по советским детским телефильмам, идущая ко дну под тяжестью нежелания авторов работать с детьми-актерами

Добавить в закладки

Пятиклассники Федя и Игорь не могут смириться с тем, что мир вокруг них изучен вдоль и поперек, что время географических открытий прошло, что их исследовательский интерес пропадает напрасно. В поисках приключений мальчишки натыкаются на странную аномалию – в их доме в полнолуние открывается мистический проход в неизведанное. Собрав настоящую маленькую экспедицию, друзья отправляются изучать таинственный мир и оказываются в прошлом, портал выводит их на улицы родного города, но в 1870 году. Чем живут их сверстники? Какие у них проблемы? О чем мечтают и к чему стремятся? Новый мир полон тайн, но нужно торопиться, время полнолуния подходит к концу…

Кадр из фильма «Тайна темной комнаты»

Продюсером и художественным руководителем проекта выступил Станислав Говорухин, автор замечательных советских фильмов для детей и юношества «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» и «В поисках капитана Гранта»

Российское детское кино испытывает не самые простые времена – конкурировать с красочными голливудскими блокбастерами сложно, поддержка государства выбивается с большим трудом, а прокатом фильмов для подростков занимаются исключительно энтузиасты. Отрадно, что на этом общем безрадостном фоне кто-то продолжает работать в жанре, продолжает верить в себя и свою команду, продолжает искать новые пути к сердцу юного зрителя. «Тайну темной комнаты» никак нельзя назвать сверхуспешным проектом, в сравнении со своими советскими «коллегами» фильм, безусловно, блекнет, но если смотреть на ленту как на пусть небольшой, но шаг вперед, то работа режиссера Ольги Беляевой заслуживает скромной похвалы.

Кадр из фильма «Тайна темной комнаты»

В марте лента была представлена зрителям в рамках фестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске, где жюри отметило работу режиссера Ольги Беляевой с музыкой, а зрители отдали картине приз симпатий «Золотая тайга»

Для начала о хорошем. Если что-то и может сейчас увлечь ребенка, пришедшего в кинотеатр или усевшегося перед экраном телевизора, так это приключения. С этим «Тайна» справляется вполне сносно. При том, что даже с 75-минутным хронометражем лента иногда впадает в пробуксовку, начало фильм получил вполне динамичное и увлекательное – почти сразу герои окунаются в атмосферу тайны, зрителю скучать некогда. Герои продуманы и тщательно подобраны образно: скромный смышленый романтик и безудержный экспериментатор – это ровно те персонажи, которых мы помним еще по своими любимым детским книжкам и романам Жюля Верна, Александра Дюма или Клайва Стейплз Льюиса. В лучших традициях советских сказок юных актеров приятно оттеняют их опытные наставники-товарищи на втором плане – Галина Польских, Виктор Сухоруков, Сергей Никоненко – кто же откажется украсить ленту такими актерами. Всем вместе персонажам вполне по силам увлечь интересующегося школьника занятным рассказом.

Кадр из фильма «Тайна темной комнаты»

Теперь о грустном. К сожалению, традиционно для нашего кино актеры-дети не выдерживают в фильме никакой критики. Симпатичные мордашки, увы, никак не компенсируют того провального факта, что «игра» детей не выходит за рамки простого чтения текста с экрана. Возможной причиной такой скупой подачи материала стало то, что авторы несколько странно представляют себе современных двенадцатилеток. Вспомните, когда вы в своей жизни впервые произнесли слово «разумеется»? В пятом классе в разговоре с приятелем? А как часто в 12 лет вы говорили о черных дырах, относительности времени и гравитации (привет, «Интерстеллар»!)? К чему эта заумность? Ничего, кроме барьера между зрителем и героями, она не дает. Далее, в качестве портала в иное время выбрано, мягко говоря, не слишком удачное место. Конечно, та же «Гостья из будущего» с ее подвалом в заброшенном доме тоже не особо баловала осмысленностью происходящего, но все эти таинственные комнаты с искаженным пространством, лестницы и пещеры, реки и берега – искусственное усложнение лишает историю легкости, бродящими в темноте героями внимание долго удержать невозможно. Что уж говорить о временных парадоксах, в которых сейчас, кстати, школьники научились разбираться на «отлично», если первым делом персонажи фильма берутся менять прошлое грубым вмешательством в жизнь предков. У Дока Брауна лопнула бы голова от того, что творят в 1870-м Федя и Гага.

Ну да не будем излишне строги к столь специфическим понятиям, как «эффект бабочки». «Тайна темной комнаты» – это не «Хроники Нарнии», не «Гарри Поттер», не «Гостья из будущего» и не «Кортик». Лента не лишена теплого лампового обаяния старого советского кино, но не дотягивает ни образно, ни творчески до своих предшественников. К просмотру можно привлечь зачитавшего «Пятнадцатилетнего капитана» или «Таинственный остров» мальчишку, но картина вряд ли поразит его воображение. Дети – люди чуткие, они четко понимают, где с ними играют, а где предлагают равноправное партнерство. «Тайна» – игра. Причем игра взрослых, в которой дети только мешаются под ногами.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?