
В новом проекте Netflix «Дом Гиннесса» создатель «Острых козырьков» Стивен Найт предлагает зрителям погрузиться в Дублин времен королевы Виктории, где наследники пивной империи сэра Бенджамина Гиннесса после смерти последнего принялись делить одно из главных достояний Ирландии. Разбираемся, как работает аттракцион из семейных интриг, политической борьбы и бизнес-махинаций, почему бочка стаута запросто может стать бомбой замедленного действия и как простая на первый взгляд история о пивоварах становится метафорической притчей о цене власти и алчности.
После смерти Бенджамина Ли Гиннесса (внука основателя компании Arthur Guinness Son&Co Артура Гиннесса I) в 1868 году наследникам достается не только многомиллионное состояние, но и огромная ответственность за уже ставшее брендом имя. Согласно завещанию, все активы пивоварни делят между собой Артур (Энтони Бойл) и Эдвард (Луи Партридж). Первый — интроверт и не слишком заинтересован в бизнесе отца, второй нацелен на расширение предприятия за пределами Британских островов. Ситуация осложняется тем, что патриарх семейства в документах отдельно указал пункт, из-за которого управлять пивоварней должны оба сына, а в случае отказа одного из них наследство не получит никто.
Однако у Гиннеса были и другие дети: младшему Бену (Фионн О’Ши) приходится довольствоваться трастовым фондом, никакого доверия к зависимому от лауданума кутиле отец явно не испытывал, а дочь Анну (Эмили Фэрн) и вовсе решил не утруждать мужскими заботами, все-таки на дворе конец XIX века. Впрочем, девушка и без папиного одобрения прекрасно справляется с семейным бизнесом, выступая при поддержке управляющего Рафферти (Джеймс Нортон) своеобразным серым кардиналом дома Гиннесса. Как это обычно бывает в больших и дружных семьях властных магнатов, у айсберга проблем наследования быстро обнаруживается подводная часть — незаконнорожденные дети (Джек Глисон), стачки ирландских рабочих, недовольных связями с Англией, и, конечно, криминал.
Стивен Найт, которому уже впору собирать из собственных сериалов энциклопедию британской истории, продолжает с художественной смекалкой переосмыслять не самые известные, но знаковые события летописи Туманного Альбиона. «Дом Гиннессов», как и «Острые козырьки» в свое время, пусть и основан на реальных событиях, но, словно глина в руках скульптора, превращается с подачи Найта в яркую костюмную драму по мотивам. За аутентичность (а скорее за согласованность с общепризнанными вехами семейства Гиннессов) в проекте отвечает Ивана Лоуелл — одна из наследниц пивной империи, пробующая себя в продюсировании. Именно Лоуелл принадлежит идея сериала, заинтересовавшая Стивена Найта и превращенная в итоге в «Наследников» с солодовым ароматом.
Сравнения с глыбой Джесси Армстронга вполне обоснованы, но бесполезны. «Дом Гиннесса» во многом следует по стопам именитого предшественника, хоть по понятным причинам лишен проработки «Наследников». Но Найт и не стремится сформировать некое объемное высказывание о власти или вытянуть драму в проекте до уровня Шекспира. Перед зрителями практически безупречный визуально развлекательный сериал, эдакая мыльная опера с налетом историчности. Декорации и костюмы роскошны, но не стерильны, улицы Дублина дышат копотью и грязью, а интерьеры пивоварни впечатляют размахом. Нью-Йорк, где разворачивается часть сюжета, ощущается отдаленным буржуазным раем. Камеру делят Николай Брюэль и Джо Сааде, с наслаждением балансирующие между помпезными залами и темными улицами, словно подчеркивая двуличную природу власти и богатства. А в саундтреке среди традиционных ирландских мотивов можно наткнуться, например, на рэп-бунтарей Kneecap.
При этом Найт прекрасно понимает свою аудиторию: на каждый развлекательный момент находится историческая мини-справка и даже умеренный социальный комментарий. Ирландия конца XIX века и правда кипела — революционные братства, покушения, борьба рабочего класса за права, которая позже приведет к созданию фонда доступного жилья Guinness Trust. Все это Найт ловко заворачивает в обертку семейной драмы с обязательными скелетами в шкафу и старыми как мир сюжетными твистами. В результате получается парадоксальное и невероятно увлекательное для поклонников подобного жанра зрелище: история реальной семьи превращается в громогласный сериал уровня HBO. И тут нет ничего дурного — зритель приходит не за лекцией, а за эмоциями, и в «Доме Гиннесса» такого добра полный погреб.