Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

И время ни на миг не остановишь: рецензия на сериал «Гости из прошлого»

Новый ситком СТС старается объединить романтику сериала «Восьмидесятые» и юмор фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Добавить в закладки

Трейлер

В 1982 году физик Матвей Пиотровский создаёт машину времени, но в ходе её испытаний, как обычно, «что-то идёт не так», и учёный с внуком Пашей вместо полёта в прошлое совершают скачок в будущее. Они оказываются в 2020 году в квартире семьи бизнесмена Сергея. Бывшая коммуналка в высотке на Кудринской площади становится порталом, поделенным надвое. Одна часть – это мир брежневских времен, вторая – это наше настоящее. Обе вселенные вынуждены существовать вместе, ходить в гости, изучать друг друга, влюбляться, ссориться, помогать и, разумеется, попадать в комичные истории в ожидании, когда же Пиотровский починит свою машину. При этом, как в большинстве фильмов о путешествиях во времени, герои должны помнить о пространственно-временном континууме, нарушение которого может привести к катастрофе, так что всех ждут эпохальные парадоксы, петли и даже «день сурка».

Все сценаристы, писатели, режиссеры знают, что сюжеты о временных хитросплетениях почти неизменно беспроигрышны и из них можно создавать фильмы любых жанровых направлений. Это может быть научно-фантастический триллер, как «Терминатор», комедия, как «Иван Васильевич меняет профессию», и, конечно, приключения, как «Назад в будущее». Сериал «Гости из прошлого» старается угодить и зрителям, ностальгирующим по советскому прошлому, и молодежи, которую может рассмешить конфликт поколений. Но так же, как и с машиной времени, с сериалом в какой-то момент что-то идёт не так.

Юрий Стоянов на кадре из сериала «Гости из прошлого»

Юрий Стоянов в образе Матвея Пиотровского на кадре из сериала «Гости из прошлого»

Во-первых, надо понимать, что «Гости из прошлого» на СТС идёт с сериалом «Гусар» на канале ТНТ почти ноздря в ноздрю, и конкуренты повествуют примерно об одном и том же, и даже шутки у обоих порой совпадает с поразительной точностью. Например, рассеянного профессора из одного ситкома и бравого гусара из другого в какой-то момент просят поставить чайник, и тот и другой ставят электроприбор на разогретую плиту.

Во-вторых, создателям «Гостей…» постоянно мешает классическая трилогия «Назад в будущее». Например, мама Светлана из настоящего (Анна Невская), оказавшись со своей мамой из прошлого на танцах, бросает вскользь: «Жди меня здесь, ма!..» – и поправляется: «В смысле, мало движения здесь». Это повторяет эпизод в фильме Земекиса, когда Марти МакФлай говорит своему отцу из 1950-х: «Слушай, па…» – и тут же начинает напевать: «Па-парар-папа». Таких примеров много, включая желание героев заработать на прогнозе «Спортлото». Но это простительно, таковы законы жанра.

Кадр из сериала «Гости из прошлого»

Евгений Михеев в образе Паши (в юности) на кадре из сериала «Гости из прошлого»

Как это ни странно, всё портит то, что «Гости из прошлого» – это ситком. Маленькие серии по 20-30 минут, но на каждую из них в комедии СТС приходится чрезмерное количество персонажей. Когда в одной квартире пятеро действующих лиц, у каждого своя мотивация и стройная сюжетная линия, тогда всё в порядке и всем всё понятно. Но как только из какого-то временного лимба выруливает взрослый Павел из настоящего, чтобы предотвратить поступки молодого Паши из прошлого, количество героев начинает расти. В результате кто за кем и за чем носится, кто в кого влюбляется и кто где должен остаться на своём месте, становится всё сложнее и сложнее понять от серии к серии.

Постепенно начинает казаться, что сценаристы сами запутались в том, что они придумали. И на 10-й серии вдруг всё останавливается, ненужные сюжетные линии обнуляются, и начинается если не новый сериал, то задел на целый новый сезон, который выглядит атавизмом по отношению ко всем предыдущим сериям. Отличить временные отрезки зрителю помогает цветокоррекция: если картинка изобилует тёплыми тонами – значит, это 1982 год, если холодными синеватыми – это наш 2020-й. Такое правило действует даже тогда, когда герои ходят по квартире, пересекая барьер времени. Режиссёр-постановщик Владимир Виноградов, чтобы отобразить двойственность ситуации, активно применяет сплитскрины, которые делят, допустим, вид на Триумфальную площадь на «до» и «после» (и это одна из лучших и красивых фишек сериала).

При всей прелести изначальной идеи, пришедшей в голову сценаристу Станиславу Ефанову чуть ли не 15 лет назад, с красивой картинкой и простодушным юмором, «Гостей из прошлого» трудно порекомендовать какому-то конкретному зрителю. Кого-то зацепит ностальгия по 80-м: все эти баночки, люстры, ковры, мебель и бутылки от молока. Кто-то будет следить за экшеном и юмором, приходящимися на 2020 год. Но, увы, соединить эти два полюса создателям не удалось. Как говорит герой Стоянова, отвечающий за морализаторство и объяснение законов физики (привет, Кристофер Нолан), «мы открыли коридор времени и дверь к нему; осталось понять, кому это нужно». Действительно, нужно ли и кому?

Текст: Родион Чемонин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?