Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Последний беспредел»

В расцвете карьеры Такеши Китано вовсю пытался избавиться от образа жестокого экшен-героя, который прилип к нему со времён ранних жанровых работ. Он долго копался у себя в голове, отчаянно пытался найти путь, куда стоит вести творчество дальше

Добавить в закладки

В расцвете карьеры Такеши Китано вовсю пытался избавиться от образа жестокого экшен-героя, который прилип к нему со времён ранних жанровых работ. Он долго копался у себя в голове, отчаянно пытался найти путь, куда стоит вести творчество дальше. Но затем, устав от самокопаний, он внезапно снял «Беспредел» — одновременно дань уважения и полную деконструкцию жанра якудза-фильмов.

Кадр из фильма «Последний беспредел»

Он стал своего рода «Крёстным отцом», а то и «Непрощённым» от мира японских гангстерских драм. Масштабным переосмыслением жанра, где большая часть действия происходила не на тёмных улицах ночного Токио, а в просторных светлых офисах, где одетые с иголочки якудза вечно извинялись и дарили друг другу собственные мизинцы. Политические игры в «Беспределе» выходили на какой-то невероятный уровень: к концу фильма понять, кто кого в итоге обманул и зачем, было сложнее, чем уследить за речью героев в какой-нибудь «Игре на понижение». Этот почти что идеальный фильм эпохи постмодерна должен был подвести черту всей гангста-карьере Такеши — и концовка ленты ярко об этом говорила.

Но Китано зачем-то продолжил историю и сделал из «Беспредела» франшизу, которая с каждой частью постепенно меняла тонкую иронию на бесхитростный китч. «Последний беспредел» заканчивает это перерождение: политические интриги тут ещё запутаннее, перестрелки — бессмысленнее, а Китано окончательно становится неубиваемым духом мщения, о котором остальные герои говорят исключительно как о полумифическом персонаже. Фильм заимствует идеи предшественниц, но двигает их не вперёд, а вширь — отличительная черта сиквелов, сделанных без особого старания и желания.

Кадр из фильма «Последний беспредел»

Проблема в том, что первая часть уже довела жанровые особенности до грани абсурда, где они превосходно работали на ироничный тон фильма. «Последний беспредел» эту грань переходит: бесконечная игра в «подставь якудза» тут быстро надоедает, а жестокость героев больше не удивляет — тем более что всё чаще она уходит за кадр. Видно, что режиссёр устал от фильма, устал от самого себя — поэтому, кстати, на экране в триквеле его уже не так много, — устал в конце концов от разборок и кровопролития. Не просто так этот беспредел «Последний»: почти нет сомнений, что после него Такеши ещё долго не захочет возвращаться к якудза и пистолетам.

Кадр из фильма «Последний беспредел»

При желании в фильме даже можно обнаружить некий мета-посыл от самого Китано: дескать, он отлично понимает, во что превращает своё творение, и сам же над этим иронизирует. Его герой окончательно срастается с автором — весь фильм он только и делает, что закрывает долги, не предпринимая, по сути, ничего кардинально нового. Он лишь без надобности обостряет старые конфликты, намеренно нарывается на проблемы и к концу окончательно достаёт всех — даже тех, кто был к нему до этого благосклонен. Здесь четко прослеживается ехидная насмешка Китано, в финальной сцене перерастающая в громкий заливистый смех.

«Последний беспредел» — скучный и невыразительный фильм про якудза, но это весьма занятное Авторское кино, именно так, с большой «А». Ему место в немного другой трилогии Китано — рядом с «Такешиз», «Ахиллесом» и «Банзай, режиссёр!», где он только и занимался, что рылся в своей голове, иронизировал над собственными ошибками и творческими проблемами. Так что если вы любите этого сумасбродного японского режиссёра, то фильм, при всех его недочётах, пропускать не стоит — Такеши есть что вам сказать. Но говорить он будет, как и положено усталому старику, медленно, вяло и периодически бубня что-то себе под нос.

С 23 августа в кино.

Присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграм, чтобы ничего не пропустить!

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?