Наверх
Фильмы 2017 Человек-паук: Возвращение домой Планета обезьян: Война Блокбастер Черная вода Ужас Амитивилля: Пробуждение Дюнкерк Взрывная блондинка Темная башня
Я, снова я и кино.
10 лучших фильмов о раздвоении личности
Я лучше съем перед загсом свой паспорт.
13 экранных невест, при виде которых замирает сердце
За далью даль.
10 подарков Роальда Даля мировому кино
Не панацея….
10 плохих фильмов, снятых после получения режиссерского «Оскара»
Грустный клоун.
15 драматических ролей комедийных актеров

Рецензия на фильм

Воображариум доктора Парнаса

Как Терри Гилльям поспорил с дьяволом

Выходит «Воображариум доктора Парнаса» Терри Гилльяма – честный автопортрет режиссера и последняя работа Хита Леджера, которую за него доделывали целых три актера.

По современному Лондону, точнее по его не самой престижной периферии, ездит цугом неказистый деревянный ящик на колесах размером с двухэтажный дом. Конструкция периодически раскладывается в передвижную сцену, на которой группа не внушающих доверия комедиантов в составе нетрезвого дедушки-гипнотизера (Кристофер Пламмер), шустрилы-фокусника (Гарфилд), циничного карлика (Тройер) и барышни с внешностью инопланетной куклы (Коул) пытается развлечь публику «самым удивительным шоу в мире» – чем-то средним между цирком, вертепом и сеансом спиритизма. Магический дед, собственно доктор Парнас, отвечает за гвоздь программы – волшебное зерцало, за умеренную плату отправляющее добровольцев в мир их собственных фантазий.

Процветать нехитрому шоу-бизнесу, придуманному, судя по костюмам труппы, еще в средние века, мешают факторы, из которых складывается интрига фильма. Экономический: клиентами Парнаса оказываются большей частью посетители местных супермаркетов – английские домохозяйки, лишенные воображения напрочь. Возрастной: доктору стукнула тысяча лет – срок, за который даже самая творческая работа успевает превратиться в каторгу. А также договор с дьяволом (Том Уэйтс) – саркастичным типом в котелке, обожающим посоревноваться с доктором в числе человеческих душ, перетянутых на свою сторону. Помочь Парнасу переплюнуть черта должен Тони (Хит Леджер) – таинственный незнакомец, укравший деньги у русской мафии.

В принципе, те, кого не оставляла надежда, что самое неудачное для Терри Гилльяма десятилетие должен увенчать, в конце-то концов, какой-нибудь опус магнум, уйдут с его «Воображариума» вполне довольными. Фантазия художника, стесненная уже не продюсерским идиотизмом, а некоторой собственной усталостью (все эти визуальные роскошества мы уже видели в «Бандитах времени» и «Приключениях барона Мюнхаузена») действительно разыгралась не на шутку, притом на фирменном гилльямовском материале. Во-первых – барочной комедии дель арте со всеми вытекающими отсюда символами и аллегориями: магическими зеркалами, злыми карликами, хитрыми бесами и эзотерическими проходимцами. Во-вторых – старом добром цирке Монти Пайтона, в эстетике которого нарисован мир воображаемого зазеркалья, куда герои фильма периодически заныривают. Образы героев, пусть и при весьма грустных обстоятельствах, тоже начинают размножаться по барочной линии: умершего во время съемок Хита Леджера с большим энтузиазмом дублируют в зазеркалье Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл.

Путаница, как и положено в барокко, в определенный момент здесь возникает жуткая, но, несмотря на избыточное число действующих лиц, сюжетная конструкция – обычная головная боль для Гилльяма – получилась в «Воображариуме» вполне устойчивой. Причина, по которой его опус магнум начинает в какой-то момент трещать по швам, как и передвижной театр доктора Парнаса, развалившийся на отдельные детали, когда лошади понесли ово весь опор, это, скорее, избыточность задач, поставленных автором перед собственным творением. Так, главная, выстраданная Гилльямом идея, что художник – всего лишь ловкий медиум, возбуждающий в головах у зрителя его собственные фантастические контуры – обречена на явный неуспех в консьюмеристскую эпоху «Аватара» /Avatar/ (2009), когда единственное усилие, которое нужно проявить воображению зрителя – это не промахнуться большими очками мимо.

Горькая шутка, прозвучавшая по выходе из зала, что в сценах зазеркалья Гилльяму не хватило 3D, точно схватывает суть вопроса. Гилльям, большой, старомодный Гилльям, в общем-то мало поменялся как художник, испытывая публику той же самой магией, что двадцать лет назад. Изменились скорее всего мы, запрыгивающие в то же зеркало уже не с такой охотой. Вопрос – в лучшую ли сторону. В воображаемой битве дьявольски неудивительного «Аватара» с удивительным, но несколько пообветшавшим «Воображариумом», чей главный гипнотизер, к тому же, не всегда в хорошей форме, больше душ оказывается на стороне первого. И от этого, положа руку на сердце, совсем не весело.

 95

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Новости партнеров




 
 
Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть