
Выходящий на экраны в самое ближайшее время фильм Микаэля Хофстрема «План побега» знаменует собой экранную встречу, о которой еще десяток лет назад невозможно было и мечтать, – партнерами в кадре станут Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне. Конечно, это не первый раз, актеры уже дважды числились в титрах фильма вместе – в «Неудержимых» и «Неудержимых 2». Однако если до 2010 года в кадре они не пересекались, то работа их частенько оказывалась по соседству друг от друга. Оба актера некогда заключили контракты с независимой кинокомпанией Carolco Pictures. Как приятелям-продюсерам из Бейрута и Будапешта удалось привлечь внимание двух главных звезд боевиков 80-х и 90-х и как при наличии в обойме таких суперзвезд можно вылететь в трубу – об этом в новой серии наших студийных экскурсий
Выходящий на экраны в самое ближайшее время фильм Микаэля Хофстрема «План побега» знаменует собой экранную встречу, о которой еще десяток лет назад невозможно было и мечтать, – партнерами в кадре станут Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне. Конечно, это не первый раз, актеры уже дважды числились в титрах фильма вместе – в «Неудержимых» и «Неудержимых 2». Однако если до 2010 года в кадре они не пересекались, то работа их частенько оказывалась по соседству друг от друга. Оба актера некогда заключили контракты с независимой кинокомпанией Carolco Pictures. Как приятелям-продюсерам из Бейрута и Будапешта удалось привлечь внимание двух главных звезд боевиков 80-х и 90-х и как при наличии в обойме таких суперзвезд можно вылететь в трубу – об этом в новой серии наших студийных экскурсий.
История Carolco Pictures начинается со встречи двух кинопродюсеров, Эндрю Дж. Вайны и Марио Кассара. Вайна – уроженец Будапешта, в двенадцатилетнем возрасте эмигрировавший с семьей в США. Первой профессией Вайны стало парикмахерское искусство, а настоящим призванием – инвестиции, поэтому уже к 18 годам молодой человек стал агентом по международным продажам фильмов на Ближнем Востоке, к 25 успел стать владельцем двух кинотеатров в Гонконге, а чуть позже решил заняться производством кино. Кассар, родившийся в ливанском Бейруте, тоже довольно скоро оказался в Штатах, где в 18 лет познакомился с Вайной, работая над своим первым фильмом. В начале 70-х приятели отправились в Лос-Анджелес покорять Голливуд, но первое время скорее продавали, чем создавали. Единственным пунктом до 80-х в резюме Вайны, например, числится продюсирование сомнительного фильма о боевых искусствах «Смертельная китайская кукла», Кассар и вовсе углубился в дистрибуцию.
К счастью, творческий зуд этой пары было не унять, и в 1976 году Вайна и Кассар основали компанию Anabasis N.V., которой, впрочем, пришлось числиться только на бумаге вплоть до 1981 года, хотя за это время ее создатели успели принять совместное участие в постановке трех фильмов, правда, для других студий. Кстати, именно на съемочной площадке картины «Победа» продюсеры познакомились с Сильвестром Сталлоне. С этой «победы» можно начинать полноценную историю Carolco.
Первый шаг Вайны и Кассара был весьма рискованным – компания приобрела за достаточно крупные по тем временам деньги (385 тысяч долларов) права на экранизацию романа Дэвида Морелла «Первая кровь». Дальнейшие мытарства известны многим: и то, что кредитовать дебютантов в США не захотели и деньги пришлось просить в европейских банках, а Кассар даже заложил свой дом, и то, что на главную роль планировались Клинт Иствуд, Джон Траволта и Аль Пачино, и то, что съемки фильма затянулись на лишний месяц, вытянувший из и без того изрядно потратившихся инвесторов дополнительные 4 миллиона к уже потраченным 11, и то, что финал картины пришлось изменить (по сюжету книги главный герой погибает), так как он не устроил зрителей на тестовых просмотрах, и то, что Сталлоне, недовольный финальным монтажом, едва не погубил картину, потребовав уменьшить до минимума свое присутствие в кадре. Однако и финал всем известен – картина собрала в мировом прокате свыше 125 миллионов. Сталлоне сменил гнев на милость – продолжение было запущено в производство.
Сценарием второй картины занимался Джеймс Кэмерон (он позже, правда, стал утверждать, что его перу принадлежит лишь черновик, сильно измененный Сталлоне), вложения в постановку составили свыше 40 миллионов долларов – огромные деньги для 1985 года, лента стала первой в истории США, расписанной более чем 2000 копий. В конце концов «Рэмбо 2» должен был ознаменовать десятилетний юбилей окончания Вьетнамской войны. Кинотеатры ломились от посетителей – лента заработала в мировом прокате 300 миллионов долларов!
Подобный успех определил дальнейшую стратегию Вайны и Кассара – Carolco Pictures сосредоточилась на крупнобюджетных боевиках со звездами класса А в главных ролях. В 1988 году в производство было отправлено два фильма, главными актерами в которых числились непримиримые экранные соперники: Сталлоне «вылетел» в Афганистан на съемки «Рэмбо III», а Арнольд Шварценеггер – в Москву, попотеть от «Красной жары». Первый деньги принес, хоть и не такие большие, как сиквел оригинального фильма, второй, увы, в Америке не слишком прижился, но зато «привязал» Арни к студии. В последующие пару лет Вайна и Кассар попробовали привлечь и других ярких представителей голливудского небосклона – Микки Рурка в «Красавчике Джонни» и Мэла Гибсона в «Эйр Америке», например. К окончанию 80-х Эндрю Вайна к студии охладел и передал права управления своему партнеру, открыв новую студию – Cinergi Pictures.
Начало 90-х стало золотым временем Carolco Pictures и Арнольда Шварценеггера. Сначала в 1990-м свет увидел фантастический боевик «Вспомнить все», а затем годом позже вышел «Терминатор 2: Судный день». Первый стал скорее инициативой Шварца – тот очень хотел поработать с Полом Верховеном и практически заставил Carolco выкупить права на экранизацию рассказа Филиппа Дика у Дино Де Лаурентиса. Второй был мечтой Марио Кассара, он провел немало дней в переговорах с владельцами прав на первого «Терминатора». Когда же все юридические вопросы были улажены, предоставить свободу действий Кэмерону и Шварценеггеру было достаточно, чтобы получить суперхит. 160 миллионов с Марса и 500 миллионов из будущего – есть чем гордиться!
В последующие три года Carolco Pictures выпустила еще несколько знаковых картин – «Основной инстинкт» с Майклом Дугласом и Шэрон Стоун стал образцом эротического триллера на многие годы, «Универсальный солдат» запустил франшизу, которая работает до сих пор, «Чаплин» и «Дорз» показали, что фильмы-биографии зрителям по-прежнему интересны. Последними кассово успешными лентами студии стали «Звездные врата» Роланда Эммериха и «Скалолаз» Рене Харлина. В планах студии была постановка Джеймсом Кэмероном «Человека-паука» – борьба за права на экранизацию комикса велась несколько лет. Как говорится, ничто не предвещало…
На самом деле все время с середины 80-х студия копила проблемы. Дорогостоящие блокбастеры были лишь вершиной айсберга, Carolco Pictures делала и небольшие фильмы, которые отъедали бюджет, ничего не принося взамен. Огромные гонорары звездам были сущим бичом кинокомпании – аппетиты у Шварценеггера и Сталлоне были отменные. Но хуже всего обстояли дела с партнерством – к 1993 году Carolco Pictures вынуждена была перезаключить соглашения с компаниями, занимающимися инвестициями и распространением, на подлинно рабских условиях, таких, что из 225 миллионов, заработанных «Скалолазом», студии не досталось ничего. Предпринятые попытки реанимировать кинокомпанию лишь усугубили ситуацию – собрать необходимые средства на новый фильм со Шварценеггером не удалось, «Остров головорезов» начал разваливаться еще по пути к экрану (Майкл Дуглас, запланированный на главную роль, сбежал с корабля раньше крыс), а права на «Шоугелз» пришлось продать еще на стадии производства. Стриптизерши в прокате вернули лишь половину бюджета, а пираты и вовсе поставили антирекорд – из 100 миллионов, вложенных в постановку, зрители отдали лишь 11. Крах оказался неминуемым, и компания пошла в Комитет по банкротству. 1996 год значится годом смерти на могильной плите Carolco Pictures, ее наследие выкуплено французской Studio Canal.
А что же отцы-основатели? Эндрю Вайна параллельно с работой в Cinergi основал дистрибьюторскую компанию у себя на родине в Венгрии, крупнейшую в стране на сегодняшний день, стал владельцем казино и чиновником от кино. Марио Кассар перешел в Paramount Pictures, а затем примкнул к Columbia/Tri-Star. Старые приятели объединились вновь в 2002 году в компанию С-2 Pictures (Carolco 2, надо полагать), чтобы вдохнуть жизнь в «Терминатора 3: Восстание машин» и «Основной инстинкт 2: Жажда риска», но на этом новоиспеченная студия и остановилась, скатившись в телесериал «Терминатор: Битва за будущее». Кассар и Вайна выступили также продюсерами «Терминатора: Да придет спаситель», но и тут «спаситель не пришел», и права на франшизу уплыли из рук некогда образцовых бизнесменов.
Над пятой картиной о роботе из будущего теперь работают совсем другие люди, пиратов, «потопленных» Carolco Pictures, возродили Гор Вербински и Джонни Депп, а Сталлоне и Шварценеггер для зрителей скорее являются забавными стариканами, чем суперзвездами. Но из истории уже не вычеркнуть главные картины конца прошлого века, те фильмы, видеокассеты с которыми стояли на полках каждого любителя кино, а значит, Carolco живет до тех пор, пока хоть один человек смотрит фильм с сияющей «С» на логотипе.
Самые кассовые фильмы: «Терминатор 2: Судный день», «Основной инстинкт», «Рэмбо: Первая кровь 2».
Крупнейшая неудача: «Остров головорезов».