
Николас Кейдж играет в гляделки с безумием и токсичной маскулинностью.
В российские кинотеатры на майской волне прибывает «Серфер» Лоркана Финнегана — история о том, как в поисках справедливости легко потерять себя, а простое желание «вернуть все как было» может стать вратами в безжалостные пучины подсознания. Разбираемся, как Николас Кейдж добивается возможности встать на доску, схватившись с бандой серферов-квазибуддистов.
Безымянный герой (Кейдж), переживающий развод, пытается наладить отношения с сыном (Финн Литтл) и вернуть в свою жизнь хоть какую-то стабильность. Для этого он приезжает в Австралию, где когда-то жил с родителями в живописной бухте, пока с отцом не произошел несчастный случай и мать не увезла подростка в Калифорнию. «Штат Эльдорадо», может быть, и лишил героя австралийского акцента, но не смог вытравить страсть к серфингу. Вернувшись на родину, персонаж Кейджа готовится купить родовое гнездо, приобретение которого должно волшебным образом решить все проблемы мужчины, и предлагает сыну вместе встать на волну, а заодно осмотреть будущее жилье с воды.
Пляж держат агрессивные серферы, один из которых предлагает герою найти другое место для семейного отдыха: «Не местный — не серфишь!» Проглотив обиду, персонаж Кейджа убирается восвояси, но лишь затем, чтобы вернуться на парковку у берега ночью. В этот момент уже сложно понять мотивацию героя: то ли ущемленное при сыне самолюбие требует сатисфакции, то ли клокочущая маскулинность рвется наружу — грубияны с пляжа состоят в псевдорелигиозном братстве под руководством харизматичного и зловещего Скалли (Джулиан МакМэхон). Наследник богатых родителей, которым принадлежит вся земля в округе, проповедует отречение от слабости, поиск настоящего мужицкого счастья через страдание и, конечно, серфинг как вершину духовного совершенства.
Битва героя за право на волну быстро переходит в борьбу за выживание. Сперва он лишается доски для серфинга, которую Скалли символично вешает над входом в хижину братства. Затем кто-то угоняет машину, и приходится ютиться в раздолбаной колымаге местного бездомного (Ник Кассин). Дальше герой теряет обувь, телефон и пристойный внешний вид, и зрители начинают гадать: а не был ли он тем самым бродягой с самого начала? Последним персонажа Кейджа покидает рассудок, и вот он уже пьет грязную воду прямо из лужи, борется с крысой за спальное место и ворует из птичьих гнезд яйца.
Безумие минута за минутой поглощает героя, оголяя нервы, а Кейдж в очередной раз демонстрирует способность играючи бросаться в крайности — от трагикомедии до абсурда. Он заставляет зрителей одновременно смеяться и сочувствовать, по ходу фильма меняя даже пластику: мужчина теряет все, очищаясь от цивилизованного налета и превращаясь в первобытного хищника, а ведь он всего лишь хотел посерфить с сыном. Лоркан Финнеган, известный по хоррор-головоломкам о проигрывающих битву с психозом людях, не изменяет себе. «Серфер», премьера которого состоялась в рамках «Полуночных показов» 77-го Каннского кинофестиваля, снова забрасывает героя в замкнутое пространство, выворачивая наизнанку реальность.
Визуально «Серфер» напоминает фильмы 70-х годов, когда по Австралии, почти лишившейся кинематографа после Второй мировой войны, прокатилась Новая австралийская волна: зернистая пленка, насыщенные цвета, предельно крупные планы лиц и сюрреалистические вставки с животными и видами побережья создают ощущение затянувшегося кошмара наяву. Оператор Радослав Ладчук, работавший над «Бабадуком» и «Соловьем», мастерски переносит на экран ощущение жары и изоляции. А пляж, в человеческом сознании обычно ассоциирующийся с умиротворяющим отдыхом, превращается в мышеловку.
Скалли и его последователи тоже застряли в ловушке и представляют собой карикатуры современных «альфа-самцов», проповедующих культ силы и доминирования. Их ритуалы и мантры подчеркивают абсурдность и опасность подобных идеологий, но Финнеган не ставит критику токсичной маскулинности во главу угла, а скорее использует как еще один рычаг воздействия на персонажа Кейджа. Тот в конце концов тоже проходит через кризис самоидентификации и достигает катарсиса, в частности с помощью уловок Скалли.
«Серфер» — локальная, но мощная психологическая драма, маскирующаяся под триллер о мести, кино о том, как далеко может зайти человек в попытке вернуть себе утраченное «я». Отдельные образы фильма надолго засядут у зрителей в голове, а игра Николаса Кейджа добавит фанатам мемов с актером материала для шуток. Не повезет только поклонникам эффектного серфинга, которого в фильме столько же, сколько верных решений примет безымянный герой за полтора часа. Впрочем, и это часть режиссерского замысла.
Обсуждение лишь отчасти помогло раскрыть для меня этот фильм, благодаря вопросам зрителей показа.
И только на следующий день, кажется, я понял про что вообще этот фильм был: про то, что какими-бы не были обстоятельства и соблазны в жизни, куда бы мы не стре...мились попасть с надеждой получить желаемое - нельзя никогда забывать про то, кто мы есть на самом деле, не терять себя настоящего. Иначе Surfing и кайф от жизни, превратятся в Suffering по жизни)
Но средства для выражения этой мысли, были выбраны слишком изощрённые, поэтому сама картина пришлась не по вкусу)
Из уважения к Кейджу. 6 из 10.