
Итальянские парламентеры демонстрируют мастерство переговорной дипломатии на фоне руин Багдада.
2005 год, Италия вместе с прочими участниками международной коалиции (в первую очередь, конечно, США) вязнет в Иракской войне. Журналистка Джулиана Сгрена (Соня Бергамаско) приезжает в страну взять серию интервью у свидетелей и жертв применения фосфорных боеприпасов. Но даже будучи окруженной охраной и явно демонстрируя сочувствие страданиям простого народа, она становится жертвой похитителей. Задача по спасению заложницы поручается Николе Калипари (Клаудио Сантамария), агенту службы итальянской внешней разведки.
«28 дней» — история нескольких дней из службы Калипари, выдающегося итальянского переговорщика. На английском фильм так и называется — «Переговорщик», The Negotiator. А в оригинальной итальянской версии в заголовке можно прочитать слово il nibbio, что дословно переводится как «воздушный змей» — таким был рабочий псевдоним Калипари. Впрочем, и «28 дней» взялись не из ниоткуда — именно такой срок провела в повстанческом плену журналистка Джулиана Сгрена.
Но основной герой «28 дней» все-таки Никола Капилари, а не Сгрена. Исполнитель главной роли Клаудио Сантамария — не самый известный актер даже по современным итальянским меркам, однако же успел поработать с огромным количеством режиссеров-соотечественников: от Бернардо Бертолуччи («Осажденные») до Луки Гуаданьино («Мелисса: Интимный дневник»). Образ Капилари садится на него как влитой: с одной стороны, ответственный и эмпатичный, с другой — вспыльчивый и скрытный.
Режиссер Алессандро Тонда использует все приемы, чтобы у зрителя не осталось и мысли о скуке — вставляет в начало сцену из середины, вырезает все перемещения героев. Казалось бы, должен остаться только экшен, но нет. Остаются встречи, разговоры, уговоры, переговоры: кажется, настоящие спецагенты не гоняются за преступниками, а бесконечно пытаются выйти на новых и новых людей, чтобы найти кого-то еще и уже с теми начать договариваться. Динамика в картине сохраняется исключительно за счет смены локаций и параллельного движения сюжетов о плененной журналистке и пытливом спецагенте. Избавься режиссер от побочных линий, и фильм превратился бы в процедурал о европейском чиновнике.
Похитители выведены в картине не антигероями, а скорее фоновым обстоятельством жизни в оккупированной стране. Заложница содержится в практически гостиничных условиях, сами они более чем договороспособны. Каждый делает свою работу. Кто-то борется за представленность на мировой арене, кто-то берет интервью, а кто-то спасает соотечественников. Если и искать в «28 днях» злодеев, то где-то среди американских военных, суть деятельности которых по сюжету остается крайне туманной.
К сожалению, концовка ленты становится очевидной примерно за полчаса до ее наступления — даже для тех, кто не сверялся с источниками перед просмотром. Драматическая музыка, преувеличенная радость второплановых персонажей на каждую подвижку в деле и эпизоды с семьями тщательно готовят зрителя к развязке.
«28 дней» вышли в прокат только в Италии и в России, причем в России спустя два с половиной месяца после премьеры на ММКФ. Между тем историю Николы Калипари сложно назвать «нишевой», сцены из жизни настоящего, а не вымышленного Джеймса Бонда вполне могли бы рассчитывать и на международный успех. Фильм Алессандро Тонды, с одной стороны, следует всем правилам байопика, а с другой, возможно неумышленно, — аккуратно деконструирует шпионский жанр. Современные спецагенты если и обладают «лицензией на убийство», то практически ею не пользуются, а все рабочее время тратят на телефонные переговоры с другими агентами.