
Многострадальный перезапуск классического фэнтези 80-х.
В российский прокат выходит «Рыжая Соня» — фэнтези о боевой подруге Конана-варвара. Путь фильма на экраны можно сравнить с длительным квестом его героев: разработка проекта растянулась на долгих 17 лет. Разбираемся, удалось ли создателям ремейка превзойти оригинал, найти новые подходы к персонажу с пятидесятилетней историей или хотя бы добиться качества простого развлекательного кино.
Соня (Матильда Анна Ингрид Лутц) путешествует по лесной глуши в поисках своего народа. Из помощников только верный конь с повадками собаки да приходящие во снах воспоминания о матери (Вероника Феррес). Видения то и дело обращаются кошмарами, в которых деревню маленькой Сони разоряют кровожадные варвары, убивающие всех родных девочки. Преследуя браконьеров, героиня натыкается на лагерь лесорубов, уничтожающих лес для императора Дрейгана (Роберт Шиэн). Тот слывет техническим гением и ищет в чаще вторую часть таинственной книги, благодаря которой и создает невероятные устройства — от лесопильных машин до аналога электростанции, питающей его города. Проиграв в схватке возлюбленной императора леди Аннисии (Уоллис Дэй), Соня лишается коня, свободы и отправляется на местный аналог гладиаторских боев. Там скиталица поначалу ведет себя дерзко и отстраненно, но позже заслуживает доверие других бойцов и даже сколачивает небольшой отряд заключенных, превращаясь из заложницы безумного правителя в настоящую воительницу.
Прошло уже почти полвека с тех пор, как Бригитта Нильсен в кольчужном бикини пыталась завоевать сердца зрителей. Но проклятие женского спин-оффа вселенной Конана-варвара (как, впрочем, и самого Конана) живее всех живых. Новая «Рыжая Соня» — попытка не столько воскресить героиню комиксов и одного провального фильма, сколько переизобрести образ воительницы, основными отличительными особенностями которой принято было считать фривольный предмет гардероба и рыжие волосы. М.Дж. Бассетт, известная по работе над сериалами «Демоны Да Винчи», «Эш против Зловещих мертвецов» и «Джек Ричер», утверждала, что Соня полностью избавится от «мужского взгляда» в репрезентации и предстанет перед зрителями в совершенно новом формате.
Матильда Лутц, блиставшая в «Выжившей» Корали Фаржа, казалось бы, как нельзя лучше подходит для переосмысления наследия Бригитты Нильсен. Ее Соня — лишенная родины, но не надежды, свободолюбивая и готовая покарать каждого, будь то император или раб-гладиатор. Когда раздающий оружие бойцам скабрезный прихвостень правителя вручает Соне то самое кольчужное бикини, та недоумевает: «От чего это может защитить?» Знаковая «броня» в «Рыжей Соне» становится орудием угнетения, вещью, с помощью которой Дрейган пытается подчинить героиню своей воле. Впрочем, даже избавившись от оков (метафорических и реальных), Соня по какой-то причине наряд меняет не сильно.
Расхождение между тем, что было заявлено создателями, и тем, что в итоге происходит на экране, — главная проблема ремейка. Вместо переродившегося персонажа Соня превратилась в агрессивную Мэри Сью. На протяжении всего сюжета никакого внятного развития героиня Лутц не получает и добивается целей лишь благодаря страстному желанию сценаристов. Из-за этого даже при внушительном хронометраже (почти два часа) фильм кажется жертвой либо студийных ножниц, либо начинающего монтажера. Решительно непонятно, как Соня превращается в умелую воительницу и на чем строятся ее отношения с дружественными персонажами.
Иронично, но единственным героем с внятной мотивацией и последовательным развитием оказывается император Дрейган. Безусловно, в этом заслуга Роберта Шиэна, харизма которого смогла вдохнуть жизнь даже в столь плоского злодея. Правитель с печальной предысторией мечется между жаждой тайных знаний и одиночеством, представая одержимым адептом науки в мире, где магия и боги — обычные явления. Однако ближе к финалу комплексный образ разбивается о банальность повествования. А в заявленном конфликте прогресса и традиции ожидаемо без видимых причин побеждает последняя.
Еще одним с трудом распознаваемым за хороводом посредственности достоинством «Рыжей Сони» можно назвать работу художников: величественная имперская столица, арена, где проводятся гладиаторские бои, и другие достопримечательности Хайборийской эры выглядят словно ожившие работы Фрэнка Фразетты или Майкла Уэлана. Правда, магия быстро улетучивается, когда камера забирается внутрь монструозных строений — там бал правят декораторы дешевых телевизионных сериалов прошлого века. Недостаток бюджета напоминает о себе буквально во всем — ужасная компьютерная графика режет глаза, пластмассовые мечи и доспехи предательски гнутся, а открывающая сцена фильма буквально собрана из стоковых видео разного качества.
Вместе с пугающей визуальной частью в тупик зрителей ставит и сценарий, будто скомпилированный из всех фэнтезийных клише разом: трудное детство с потерей родителей, коварный правитель, мечтающий уничтожить лесных обитателей, команда соратников из наглого, но доброго в глубине души варвара, комичного принца, мудрой наставницы и молчаливого убийцы. Диалоги плоски, как чешуйка кольчуги, пафос достигает горных вершин, юмор — где-то на уровне сериала «Универ». На подобном фоне оригинальная, пусть и тоже весьма однообразная и низкобюджетная «Рыжая Соня», где героиня Бригитты Нильсен справлялась не только с колдунами, но и с последствиями сексуализированного насилия, выглядит как «Титаник».
«Рыжая Соня» — старая сказка, рассказанная на новом языке, где еще не появились слова «ритм», «качество» и «умеренность». В фильме нет ни внятной драмы, ни юмора, ни настоящего фэнтезийного боевого безумия — лишь тень давно утраченного мифа, приправленная искусственным пафосом и дешевыми спецэффектами.
Вот только Конан-варвар тут ни при чем. В оригинальном фильме сыграл Арнольд Шварценеггер в роли Калидора.
P.S. Только из этой рецензии узнал что оказывается постановщик среднего пошиба М.Дж.Бассетт ...превратился из мужика в трансурода. Жаль, только смена гениталий никак не помогла его профессиональным качествам.
Соня- королева эпохи видеокассет. И даже если костюмы были странными, а сюжет простой как палка, мы-то об этом даже не подозревали! Но в этом и была магия: женщины в броне, битвы с чудовищами, злобные колдуны - это рецепт детского восторга.
Соня- королева эпохи видеокассет. И даже если костюмы были странными, а сюжет простой как палка, мы-то об этом даже не подозревали! Но в этом и была магия: женщины в броне, битвы с чудовищами, злобные колдуны - это рецепт детского восторга.