Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFHX4oha
Адаптация автобиографического романа бельгийки Амели Нотомб о первых годах ее жизни в послевоенной Японии.
Три года — возраст, который в японской культуре считается пограничным. Принято считать, что до этого времени ребенок лишь наполовину перешел из мира богов в мир людей. В зыбком промежутке «между» обитает Амели, убежденная, что она есть Бог.
Маленькая Амели, по мнению врачей, развивается слишком медленно. Девочке уже почти три года, а она совсем не проявляет активностей: не издает звуки, почти не двигается, не пытается ходить или говорить. Папа, мама, брат Андре и сестра Жюльетт терпеливо ждут, когда малышка проснется, и вот однажды случается чудо — она встает и осознанно обводит взглядом присутствующих. Амели хочет поделиться мыслями, которые крутились в ее голове с рождения, ведь она не просто девочка, а самый настоящий Бог, но изо рта выходят только бессвязные звуки. Родственники радостно посмеиваются над угуканьями малышки, но ей не кажется это приятным. Амели впадает в истерику.
Литературной основой «Маленькой Амели» стал одноименный автобиографический роман Амели Нотомб, рассказывающий о ее детстве. Будущая писательница родилась в семье бельгийского дипломата Патрика Нотомбa, вынужденного в силу профессии постоянно менять место жительства. В конце 1960-х он занимал пост генерального консула в Осаке, поэтому первые годы жизни Амели прошли в Японии, среди цветущей сакуры и древних азиатских легенд, которыми делилась с Амели ее местная няня. Книга, написанная от первого лица, была впервые опубликована в 2000 году, на создание анимационной адаптации ушло чуть больше семи лет. Адаптацией текста занимались Од Пи и Эддин Ноэль, а в качестве режиссеров выступили Майлис Валлад и Лиан-Чо Ан. Фильм даже попал в Канны и оказался в числе номинантов на «Золотую камеру» — награду за лучший дебют.
На первый взгляд в мультфильме нет захватывающей истории — перед нами несколько месяцев из жизни одной маленькой девочки, рожденной в семье бельгийцев, которые временно проживают в Японии. Амели не сталкивается ни с чем экстраординарным по меркам обычного взрослого, но для ее юного восприятия каждое явление — это настоящее волшебство. Капли дождя кажутся продолжением собственного тела, цветы будто бы празднуют ее рождение и распускаются с какой-то особенной стремительностью, пустая стеклянная банка поражает объемами и вместимостью — кажется, что в ней можно хранить целый корабль, а если сильно захотеть, то в емкость поместятся даже воспоминания о проведенном дне на пляже. В мире нет ничего, что казалось бы Амели обычным. Авторам действительно удается передать давно забытое взрослыми чувство удивления, искренней заинтересованности, любознательности, чистого восприятия, не омраченного жизненным опытом.
Однажды вечером Амели впервые слышит слово «смерть», а вскоре во время приготовления обеда вместе с любимой няней — японкой Нисио-сан — узнает, что такое война и бомбардировки. В яркой палитре жизни появляются темные краски: няня медленно нарезает овощи, а затем бросает их в кастрюлю с водой — вот так на землю падали бомбы. Она погружает руку в миску с рисом и продолжает — вот так я оказалась под завалами и выжила. Амели не отводит взгляд от Нисио-сан. Зачем люди умирают? Это хорошо или плохо? Авторы избегают чрезмерно мрачных поворотов (если не брать в расчет тот факт, что девочке предстоит аж дважды за год оказаться на грани гибели), но в то же время не превращают будни трехлетки в бесконечную череду радостных событий.
Амели обнаруживает себя между двух огней: грубоватой домовладелицы Касимы-сан, которая на самом деле пребывает в состоянии глубокой скорби (война забрала всех ее близких), и чуткой юной няни, предпочитающей не перекладывать ответственность за военные действия на плечи одной случайной семьи. Как и Касима-сан, Нисио-сан пережила ужасные дни во время бомбежек и в раннем возрасте потеряла обоих родителей, но каким-то чудом ей удалось сохранить в себе веру в людей. Нисио-сан учит Амели японским традициям, показывает, как выглядит иероглиф Аме, означающий дождь, рассказывает о монстрах из книг с национальными мифами и аккуратно подбирает слова, когда Амели впервые задумывается о конечности жизни. Касима-сан же видит в бельгийских арендаторах убийц, захвативших японскую землю и посягающих на ее традиции. Амели обижается на домовладелицу, и хотя мы и понимаем, что скорбящая женщина едва ли заслуживает осуждения, мультфильм рассказывает о жизни Амели ее глазами, а значит, Касиме-сан суждено до самого финала оставаться в образе главной злодейки.
При пересказе фильм может показаться банальным и однобоким — мы можем лишь предполагать, что в действительности пережила Касима-сан, никогда не узнаем, как сложилось будущее Нисио-сан, не получим полного представления о родителях главной героини, да и знакомство с Амели оборвется слишком быстро (фильм длится всего 77 минут), — но именно так и работает память, особенно хрупкая на заре нашей жизни. Фактологический пересказ событий из жизни одной семьи едва ли может сравниться с попыткой передать весь спектр эмоций маленькой девочки, которая в силу опыта действительно верит, что цветы этой весной распустились специально для нее, в морских волнах нет ничего пугающего, а пылесос — это еще один Бог (иначе как он заставляет предметы, которые только что были на полу, бесследно исчезнуть?). Амели по крупицам собирает знания о мире, который ее окружает, чтобы однажды проснуться и понять, что она, конечно, никакой не Бог, но впереди у нее целая жизнь, и это прекрасно.
Что смотреть в кино на этой неделе: «Другие» и «Счастлив, когда ты нет»
Сегодня / Текст: Алихан Исрапилов
Рецензия на фильм OBEX Альберта Бирни: черно-белая фантазия об ускользающем времени
Сегодня / Текст: Владимир Ростовский
Рецензия на игру Carmageddon: Rogue Shift — беззубый спин-офф провокативной гоночной серии
Сегодня / Текст: Сергей Сергиенко
Рецензия на комедию «Равиоли Оли»: у Оли Бузовой есть свой «Мегалополис»
10 февраля / Текст: Настасья Горбачевская
Рецензия на фильм «На помощь!»: шовинисты не выживают в диких условиях
10 февраля / Текст: Оля Смолина
Рецензия на сериал «Спартак: Дом Ашура» — незаслуженно обруганного наследника драмы о бунтующих рабах
10 февраля / Текст: Алихан Исрапилов
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).