Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Интервью

16 мая 2007 года на Лазурном берегу Франции открылся 60-й, юбилейный, Каннский кинофестиваль, который негласно считают самым авторитетным в мире. В его конкурс приняты два фильма из России: "Изгнание" Андрея Звягинцева и "Александра" Александра Сокурова. В преддверии второй попытки Андрея Звягинцева штурмовать фестивальные высоты мы говорим с продюсером фильма Дмитрием Лесневским -- человеком, которому мы во многом обязаны открытием таланта молодого режиссера.
Добавить в закладки

16 мая 2007 года на Лазурном берегу Франции открылся 60-й, юбилейный, Каннский кинофестиваль, который негласно считают самым авторитетным в мире. В его конкурс приняты два фильма из России: «Изгнание» (2007) Андрея Звягинцева и «Александра» (2007) Александра Сокурова. Первые просмотры «Изгнания» прошли уже 17 мая.

Напомню, что после двойной победы в Венеции-2003 и триумфального шествия кинопритчи «Возвращение» (2003) по всему миру вторую работу дебютанта ждали с особым, часто ревнивым интересом. В преддверии второй попытки Андрея Звягинцева штурмовать фестивальные высоты мы говорим с продюсером фильма Дмитрием Лесневским – человеком, которому мы во многом обязаны открытием таланта молодого режиссера. Кинофильм «Возвращение», как известно, рождался в недрах телеканала РЕН ТВ и для многих явился совершеннейшей неожиданностью. Тем более, что его коммерческий потенциал согласно всем канонам кинопрокатного бизнеса близился к нулю. Но тандем Лесневский – Звягинцев пошел на риск и победил: малобюджетная картина взяла более тридцати международных призов и многократно себя окупила.

Кадр из фильма "Изгнание"

Российская газета: Вы первым разглядели и, таким образом, открыли миру талант режиссера Андрея Звягинцева. Что вас привлекло в этом человеке?

Дмитрий Лесневский: Однажды ко мне в кабинет пришел человек, сказал, что он Андрей и что работает у нас на канале РЕН ТВ. Он слышал о моих планах запустить цикл короткометражных фильмов – детективных новелл «Черная комната» и хочет участвовать, хочет снимать кино. Я ему ответил, что фильм снять не дам – там у меня планируются известные режиссеры, а вот рекламу московского «Спартака», с которым мы только что подписали договор, – пожалуй. И попросил придумать кампанию: «Спартак» на РЕН ТВ«. Был уверен, что он откажется: человек кино хочет делать, а я ему предлагаю такую конструкцию. Но через месяц он принес двенадцать искрометных миниатюр, изобретательных и талантливых, сделанных непонятно как, – он даже не приходил утверждать бюджет. Я дал ему сценарий »Черной комнаты«, и, когда увидел, что он сумел сделать за 12 тысяч долларов и за 10 съемочных дней, все стало ясно. Он снял еще две новеллы, и так я открыл для себя режиссера, который из вполне рядовых вещей умудрялся делать дерзкие, очень индивидуальные, внутренне сложные фильмы. Поэтому, задумав свой первый полнометражный продюсерский проект для кинотеатров, я уже понимал, с кем буду его делать.

РГ: Почему после долгих поисков материала для второго фильма Звягинцева вы оба остановили свой выбор на повести Уильяма Сарояна 1953 года, где сугубый реализм дан языком аллегорий? Снова, как и в »Возвращении«, притча, снова, и даже в большей степени, внепространственная и вневременная среда. Почему вы так последовательно придерживаетесь именно такого стиля художественного выражения?

Лесневский: Не скажу, что тут совпадение или случайность. Если бы я прочитал Сарояна, то, возможно, и не взялся бы за фильм. Но текст, который я получил вначале, был сценарной адаптацией его повести, ушедшей от первоисточника очень далеко. Почему все происходит вне времени и конкретного пространства? Я называю это экуменизмом в искусстве: нам важно общечеловеческое содержание. Реалии сегодняшней России в кино сегодня отражаются, увы, только в двух контрастных стилистических пластах: это либо »совок«, либо гламур. Ни то, ни другое мне не интересно. Отсюда и выбор: неважно, где и когда, важны люди и то, что с ними происходит. А среда не должна уводить внимание зрителя в сторону и создавать иллюзию ложных ходов и обстоятельств.

РГ: Премьера фильма на Каннском фестивале пройдет уже завтра. Не могли бы вы сейчас вкратце представить картину нашим читателям?

Лесневский: Могу ответить только так: если кому-то интересен фильм, пусть посмотрит его, и вопрос, о чем картина, решит сам для себя. Потому что фильм рассчитан на абсолютно индивидуальное восприятие. Кого-то он перевернет, кто-то останется равнодушным, кто-то будет восхищен, кто-то станет негодовать – и это все нормально. Надо только преодолеть себя и посмотреть картину, которая, безусловно, отличается от всего, что сегодня показывают в кинотеатрах. Она не для потребителя, она – для людей.

РГ: Известно, что Каннский фестиваль настойчиво просил сократить фильм хотя бы до двух часов, но вы устояли. Почему вы были так принципиальны?

Лесневский: Дело даже не в Каннском фестивале, а в неписаных канонах международного проката. Это отлаженная машина, которая во всем мире работает на стандарте: два часа экранного времени, а все, что выходит за эти пределы, создает проблемы. Но так как занятие кинематографом я не рассматриваю как бизнес, да и продюсером в классическом понимании этого слова себя не считаю, то мы могли себе позволить играть по своим правилам. Продюсерство – это когда вкладываешь деньги, чтоб получить прибыль. У меня же мотивация чисто личная: мне важнее сам фильм. А тогда зачем ломать его в угоду прибыли? У фестиваля были свои предложения, и мы их обдумывали, но потом все же решили все оставить как есть. Потому что каждый зритель будет иметь свое мнение, и если прислушаться к каждому – боюсь, даже титров не останется.

РГ: Я был свидетелем двадцатиминутной овации, которую устроила публика в Венеции фильму »Возвращение«, и точно знаю, что для вас такой успех был неожиданностью. Над »Возвращением« вы работали свободно, не посягая на мировые триумфы. Приступать к новой работе, ощущая тяжесть двух Золотых львов за плечами, гораздо труднее.

Лесневский: Не скажу, что мы эту тяжесть не чувствовали, но и Андрей и я старались меньше думать о том, чтобы кому-то понравиться и кому-то угодить. Мы снимали для себя. Если есть такой силы импульс, который мы испытали после встречи со сценарием, – значит, есть чему посвятить три года жизни.

РГ: Предчувствуете ли вы успех или это не так важно?

Лесневский: Совсем не важно. Но тому, что фильм попал в Канн, я очень рад: для судьбы картины, для того, чтобы ее увидело больше людей, это крайне существенно. Тем более для того типа кинематографа, который трудно назвать индустриальным и модным. Для того, что раньше у нас называли »художественный фильм«. Фестиваль – трамплин, он хорош как способ передачи сигнала. А успех… мне сегодня интереснее думать о следующих фильмах, которые в запуске. На прошлой неделе случился первый съемочный день фильма, который по оригинальному сценарию Владимира Сорокина снимает Александр Зельдович. Он уже в большей степени рассчитан на российскую публику, и действие происходит в 20-е годы XXI века, то есть это футуристическое кино.

РГ: Сейчас ходит много спекуляций насчет участия в Каннском жюри итальянского мастера Марко Беллоккьо, который в 2003 году соревновался со Звягинцевым в Венеции и ему проиграл – получил за фильм «Здравствуй, ночь» /Buongiorno, notte/ (2003) лишь утешительные призы и демонстративно проигнорировал церемонию их вручения. Не будет ли у него теперь соблазна взять реванш?

Лесневский: Не думаю. Это ведь не спортивное состязание. Да и Марко Беллоккьо слишком большой мастер, классик мирового кино, чтобы сводить с кем-то счеты.

РГ: К фильму »Изгнание" еще до его просмотра проявили интерес прокатные фирмы многих стран. Как идут дела с его продажами за рубеж?

Лесневский: Он уже продан в несколько стран, включая Францию. Но большинство заявок мы притормозили до показа фильма на Каннском фестивале и до открытия Каннского кинорынка. Могу предполагать, что картина будет продана во все страны, где есть кинотеатры.

Текст: Валерий Кичин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?