Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

«Кэндимен» и еще 6 экранизаций произведений Клайва Баркера

В прокат выходит «Кэндимен» — «истинное» продолжение известного фильма ужасов, основанного на произведении Клайва Баркера. Начиная с середины 80-х фигура британца имела большое значение для всего жанра хоррор, поэтому перед премьерой мы решили вспомнить оригинал и другие примечательные экранизации автора, как хорошие, так и не очень.

Добавить в закладки
«Кэндимен» и еще 6 экранизаций произведений Клайва Баркера

Дaг Брэдли в роли Пинхеда на кадре из фильма «Восставший из ада»

Дaг Брэдли в роли Пинхеда на кадре из фильма «Восставший из ада»

Экранизация повести The Hellbound Heart и режиссёрский дебют самого писателя не только стал главным фильмом в его карьере, но и запустил одну из самых масштабных хоррор-франшиз в истории: на данный момент «Восставший из ада» насчитывает уже десять частей, а вместе с ремейком планируют выпустить и самостоятельный сериал для HBO.

Секрет неугасающего интереса к серии в её мифологии. Несмотря на то что в основе проекта лежала довольно оригинальная история, запомнился он прежде всего антуражем и сильнейшими художественными образами: загадочной шкатулкой Лешармана, обещающей всякому, кто её откроет, неземные наслаждения, но обрекающей на ужасающие муки; бесконечным лабиринтообразным адом с персональными камерами для страданий; ну и, конечно же, сенобитами — изуродованными жрецами местного Левиафана, которые носят на себе устройства, причиняющие боль (хотя Пинхед, Шелкун и прочие появились в картине лишь эпизодически, этого бы уже хватило для того, чтобы войти в пантеон лучших злодеев жанра).

Сегодня «Восставший» закономерно выглядит довольно устаревшим (бюджет в 1 млн долларов был скромным даже для 1987 года), да и неуверенная рука Баркера как постановщика даёт о себе знать: начало фильма, в отличие от начала книги, вышло рваным и запутанным. Тем не менее посмотреть киноверсию стоит: во-первых, это всё-таки классика, а во-вторых, лучшей отправной точки для знакомства с эстетикой автора просто не существует.

Кадр из фильма «Ночной народ»

Кадр из фильма «Ночной народ»

Кассовый успех «Восставшего из ада» открыл Баркеру дорогу к крупным бюджетам, поэтому за основу следующего фильма он сразу взял более масштабное произведение. Роман «Племя тьмы» рассказывает о затерянном под землей городе Мидин, в котором скрывается тайное общество монстров и мутантов, так что для съёмок понадобилось привлечь не только огромное количество массовки, но и целую армию гримеров-визажистов.

Несмотря на все их старания вышедший в начале 90-х «Ночной народ» с треском провалился в прокате и был прохладно встречен зрителями: отчасти из-за неудачной рекламной кампании (студия продвигала фильм как слэшер), но в большей степени из- за пресловутых амбиций автора, который попытался сделать из второй работы всё и сразу: кровавый ужастик, красивую сказку и захватывающий (ближе к финалу) боевик.

Годы спустя проект всё же обрёл культовый статус, и в целом нельзя сказать, что он его не заслужил: «Ночной народ» — самозабвенная фантасмагория, завуалированная рефлексия Баркера об отчуждении (позднее писатель совершил каминг-аут) и настоящая находка для всех любителей тварей из «Хеллбоя», которой просто не хватило чувства меры и твёрдой продюсерской руки.

Тони Тодд в роли Кэндимена на кадре из фильма «Кэндимен»

Тони Тодд в роли Кэндимена на кадре из фильма «Кэндимен»

Если отталкиваться от того, что любой выдающийся фильм ужасов является метафорой какой-либо проблемы или содержит в себе социальный комментарий, то эту ленту можно по праву считать знаковой. Сюжет экранизации романа «Запрещённый» вращается вокруг убийства в бедном квартале, которое из-за отсутствия реальных подозреваемых приписывают Кэндимену — духу сожжённого здесь афроамериканца, городской легенде живущего в округе меньшинства (удивляет в данном случае не то, что студия решила взяться за сиквел спустя много лет, а то, что она не сделала его гораздо раньше).

Впрочем, достоинства «Кэндимена» не ограничиваются злободневностью: режиссер Бернард Роуз — пожалуй, единственный, кто смог не хуже самого автора перенести дух баркеровской прозы на экран. Дело не только в гротеске и натуралистичных сценах насилия: Роуз в точности воссоздал размеренный темп, эмоциональную палитру и леденящую, но столь пленительную атмосферу литературного первоисточника. Прибавив к этому приятные пастельные тона, обаяние Вирджинии Мэдсен, а также органный саундтрек Филипа Гласса, британец получил изысканный хоррор даже для тех, кто в целом равнодушен к жанру.

Скотт Бакула в роли Гарри на кадре из фильма «Повелитель иллюзий»

Скотт Бакула в роли Гарри на кадре из фильма «Повелитель иллюзий»

«Повелитель иллюзий» начинается со штурма дома в пустыне, расстрела лидера секты и спасения пленницы, но лучше не делать в этот момент никаких выводов: после пролога действие фильма переезжает в Лос-Анджелес, где зрителя ждёт уже не боевик и не триллер, а старомодный нуар-детектив.

Оригинальный рассказ «Последняя иллюзия» был изначально построен на тропах криминального жанра, поэтому в экранизации Баркер пошёл еще дальше и воссоздал почти все визуальные архетипы. Главный герой — немолодой частный сыщик с тяжёлым прошлым — здесь вылитый Хамфри Богарт из ленты «Мальтийский сокол», настоящая роковая женщина (Фамке Янсен) воплощает классическую деву в беде, а солнечный мегаполис традиционно представлен самыми мрачными и недружелюбными местами на свете. Привычная для автора мистика находится в центре сюжета про заговор, но не перетягивает на себя всё внимание.

«Повелитель» стал третьим и последним фильмом для Баркера-режиссёра, это его наиболее профессиональная и выдержанная работа. Тем обиднее подмечать, что она все же могла быть чуть лучше: для детектива в фильме не хватает интриги, а ещё сложно избавиться от привкуса формализма — подражания или же имитации без намёка на что-то большее.

Кристофер Ллойд в роли Аарона на кадре из фильма «Автострада»

Кристофер Ллойд в роли Аарона на кадре из фильма «Автострада»

Малоизвестная антология Мика Гарриса, которая включает в себя один из рассказов Баркера и небольшую историю Стивена Кинга: «Политика тела» первого посвящена хирургу, руки которого начинают жить собственной жизнью, а «Клацающие зубы» второго — игрушке, которая внезапно спасает своего владельца от жестокой смерти.

Помимо возможности прямо сравнить друг с другом приёмы мастеров «Автострада» интересна тем, как ловко в ней сочетаются хоррор и комедия: обе новеллы идейно весьма жуткие, но в то же время в чём-то нелепые и практически абсурдные — сцена борьбы с неуправляемой конечностью в «Политике» немногим уступает легендарному эпизоду из «Зловещих мертвецов». По факту выбранные рассказы не назовёшь самыми лучшими, однако из-за обилия чёрного юмора вы сможете увидеть здесь и Баркера, и Кинга с необычной стороны.

Винни Джонс в роли Мясника на кадре из фильма «Полуночный экспресс»

Винни Джонс в роли Мясника на кадре из фильма «Полуночный экспресс»

Одна из самых заметных экранизаций Баркера в новом тысячелетии, которая может заинтересовать в первую очередь актёрским составом: главную роль в «Полуночном экспрессе» сыграл Брэдли Купер, а образ злодея примерил на себя известный по работам Гая Ричи Винни Джонс.

Увы, разглядеть писателя в картине будет не так просто. Формально фильм, как и рассказ с тем же названием, содержит в себе много знакомых элементов (любовная линия с нотками эротики, лёгкая параноидальность, финал, напоминающий о «Племени тьмы»), однако они погребены в работе Рюхэя Китамуры под максимально невыразительной и безликой режиссурой. «Полуночный экспресс» похож сразу на все заурядные триллеры из середины нулевых с их клиповым монтажом, типовой цветокоррекцией и не лучшей графикой в особо жестокие моменты. Придуманный Баркером сюжет базово работает, но фильм задерживается в голове не дольше, чем поезд на станциях в метро.

Софи Уорд в роли Мэри на кадре из фильма «Книга крови»

Софи Уорд в роли Мэри на кадре из фильма «Книга крови»

Разочарованием для фанатов, впрочем, стал не «Полуночный экспресс», а вышедшая полгода спустя «Книга крови» — первая полноправная экранизация цикла, который и по сей день остается центральным складом идей для заинтересованных в авторе студий: именно под обложками Books of Blood были опубликованы оригиналы «Повелителя иллюзий», «Кэндимена» и почти всех проектов в подборке. Причина провала лежит на поверхности: Джон Харриссон решил сделать не альманах, а целый фильм из небольшого вступления к антологии.

Для того чтобы превратить пятнадцать страниц оригинального текста в полноценный сценарий, режиссёру пришлось добавить ещё одну сюжетную линию и глубже прописать персонажей, но этого, разумеется, оказалось мало, так что уже в середине «Книга крови» начинает захлебываться в избыточном хронометраже и однообразных перемещениях по тёмному дому. Фантазия британского автора обеспечила фильму любопытный финал, однако за рамками эпилога это серый и монотонный хоррор, который легко перепутать с очередной частью «Астрала» или «Заклятия».

В прошлом году на стриминг-сервисе Hulu вышли новые «Книги крови» от создателей сериала «Салем». Свежая версия исправила главную ошибку предшественника (фильм состоит из трёх историй), но в целом не ушла от него далеко и констатировала факт: времена, когда фамилия Баркера в кино была сильным брендом, закончились в девяностые.


Текст: Артём Ударцев
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?