Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Голливудские продюсеры – кто они?

Чем занимаются все эти люди с неприметными лицами, ежегодно поднимающиеся на сцену за продюсерскими «Оскарами»? Инвесторы они или просто наемные специалисты? Работают с людьми или безвылазно сидят в своем офисе? Как отличить исполнительного продюсера от линейного, а ассоциированного – от креативного? Давайте разбираться.

Продюсеры – люди, которые проводят кинопроект через все стадии производства, от самого начала до самого конца. Они напрямую работают с инвесторами, обеспечивая своим добрым именем доверие к проекту, и на них лежит персональная ответственность за то, чтобы фильм вернул вложенные деньги и принес прибыль. В коммерческом кино продюсер – лицо первостепенное, обладающее неограниченными полномочиями во всех вопросах, включая техническое и художественное решения (в отличие от, например, фестивальных лент, где он чаще полагается на видение режиссера). Любовно вырастив фильм и нафаршировав его всем необходимым, от титров до спецэффектов, продюсер презентует конечный результат заказчику. И именно на его репутацию в первую очередь ляжет пятно, если кино окажется недостаточно хорошим.

 

То, что в Голливуде самыми уважаемыми людьми являются режиссеры, – это миф, порожденный массмедиа. Постановщик – должность наемная и всецело зависимая от продюсера, который того, кто не слушает его рекомендаций, может легко уволить и заменить другим человеком. Первую скрипку на любом фильме играют вкусы продюсера, поскольку именно он распоряжается финансами, и с этим приходится мириться всем остальным участникам процесса. Если сценарист недостаточно четко воплотил его деньгоносные идеи, продюсер без колебаний передает уже готовый сценарий новому автору и поручает переписать текст, при этом даже гениальные сцены и диалоги могут быть вымараны, если они не влезают в бюджет или грозят фильму присвоением «взрослого» рейтинга. Продюсер столь же легко может настоять на замене малоизвестного таланта кинозвездой, просто потому, что это сулит лучшую окупаемость. И из тех же соображений может превратить монтаж уже готового, но слишком, по его мнению, затянутого фильма в полуторачасовую нарезку из взрывов и погонь, под которой режиссер в ярости откажется подписываться. Продюсер вмешивается во все, во что только возможно, поскольку уверен, что лучше перебдеть, чем недобдеть: когда на кону чужие деньги (или даже хуже того – свои), ты относишься к проекту как к собственному детищу, он должен тебе всецело нравиться и отражать твои мысли, и лучше с тобой в этом вопросе не спорить, ведь ты здесь начальник, царь, бог и главный менеджер. На международные премьеры продюсеры летают вместе с режиссерами и звездами фильмов, раздавая при необходимости интервью, но в остальном оставаясь в тени. Хотя и среди них есть свои топ-звезды вроде Джерри Брукхаймера или Кевина Файги, чьи лица знает каждый киноман.

Изначально продюсер занимается покупкой авторских прав на экранизируемые книги и комиксы или разрабатывает со сценаристом общую идею будущей ленты. Часто он же по согласию со студией нанимает режиссера и главных звезд, комплектует киногруппу. Если в процессе работы режиссеру не хватает какого-то реквизита или разрешения на съемки в определенных местах, продюсер все это добывает. Продюсеры следят за тем, чтобы лента не выходила за рамки установленного рабочего графика и бюджета, а после съемок координируют все этапы постпродакшена – от выдачи ценных указаний по монтажному процессу и цветокоррекции до закупки музыки для саундтрека и отправки звезд на ток-шоу, где они должны создать у публики позитивное впечатление о будущей ленте. Они же договариваются и с будущими дистрибьюторами и присматривают за тем, достойно ли те рекламируют ленту.

Джерри Брукхаймер

Джерри Брукхаймер

Может показаться, что продюсер – это такой человек-оркестр, который днюет и ночует на студии, в одиночку баюкая проект. На самом деле в любом фильме продюсеров всегда несколько, в чем можно убедиться, внимательно просматривая титры, в которых после имени главного «смотрящего» перечисляются его «младшие» коллеги. В «Миллионере из трущоб», например, помимо основного продюсера указано еще 7 дополнительных человек: два исполнительных продюсера, один сопродюсер, два исполнительных сопродюсера, один линейный продюсер и один ассоциативный. Каждый при этом отвечает за свой участок работы, и коллективный вклад всех этих людей, связанных с сотнями конкретных исполнителей-винтиков, позволяет основному продюсеру не сломать мозг, занимаясь организацией процесса. Он не обязательно стоит над ними с кнутом, однако все ниточки и права на окончательные решения сосредоточены именно в его руках. Он же инициирует и сам процесс запуска проекта в производство.

За главным продюсером следует исполнительный продюсер (Executive Producer) – человек достаточно разнообразных функций. Им может считаться тот, кто владеет правами на экранизируемое литературное произведение (часто это владелец студии, делающей фильм), вложил в производство хотя бы четвертую часть от общего бюджета или помог укомлектовать фильм еще каким-то необходимым для запуска в производство элементом. Делать что-либо сверх этого от него обычно не требуется, что позволяет исполнительным продюсерам вести несколько проектов сразу. Но данный титул может обозначать и многое другое – тут все зависит от того, насколько широко главный продюсер готов делегировать свои полномочия.

В маленьком фильме исполнительным продюсером может выступить сценарист, придумавший историю. Кроме того, так могут оттитровать человека из уважения к его прошлым вкладам – например, автора оригинальной ленты, к которой снимается сиквел, приквел либо ремейк, или патриарха вроде Стэна Ли, придумавшего многих комиксовых персонажей и потому имеющего моральное право на упоминание в каждом втором кинокомиксе, даже если он вообще никак не был вовлечен в его производство или его больше нет в живых. На некоторых фильмах в графу «исполнительный продюсер» помещаются громкие имена, одолженные у звезд типа Стивена Спилберга или Джорджа Клуни, с тем чтобы привлечь массовое внимание к фильму, – сам же Спилберг, дав свое согласие, может о проекте больше никогда не вспоминать. Также студия способна воткнуть в проект на эту должность человека, представляющего ее интересы, – просто чтобы убедиться, что все идет как надо. В других случаях исполнительный продюсер бывает активно вовлечен в менеджмент и ведает финансовыми подробностями вроде оплаты копирайтов и распределения роялти. Он может заниматься и продакшеном, и упомянутыми выше творческими аспектами, но редко совмещает все эти функции в одиночку. В итоге один исполнительный продюсер ленты может работать над креативной стороной, другой – над бизнес-задачами, но подписаны они будут одинаково. Исполнительные продюсеры, если они не просто «свадебные генералы», должны обладать коммерческой жилкой, хорошо знать все уровни работы производства и умело вести переговоры – без этих навыков им просто никто не доверит начальственных функций. Они могут быть как дольщиками, так и наемными лицами; часто именно они, а не главный продюсер, выбирают для проекта вспомогательных продюсеров.

Команда фильма "Миллионер из трущоб"

Команда фильма "Миллионер из трущоб"

Ниже уровня главнокомандующего (именуемого просто продюсером) и исполнительного продюсера значения титулов становятся еще более расплывчатыми – неудивительно, что журналисты, интервьюирующие второстепенных участников процесса, обычно сразу стараются внести ясность, спрашивая: «В чем состояли ваши функции на проекте?» Те, кто вложил меньше 25% от общего бюджета, титруются «исполнительными сопродюсерами» (внедриться в проект со своими деньгами может, например, прокатчик или кто-то из студийных экзекьютивов). Сопродюсеры (Co-Producers) подчиняются основному продюсеру и часто помогают ему решать вопросы кастинга, расчета финансов и постпродакшена – на них возложена ежедневная рутина этого дела, что позволяет начальнику по необходимости отвлекаться на другие участки работы.

Ассоциированный продюсер (Associate Producer) – весьма условный титр, которым могут быть подписаны люди самых разных функций, чей вклад, не предусмотренный изначальной сметой, требуется как-то отразить. Должность эта выписывается «задним числом», и претендовать на нее может, например, мастеровитый скрипт-доктор, в последний момент внесший чудодейственные изменения в дрянной сценарий. Есть и всякого рода помощники, замы и представители продюсера, к которым можно обращаться в отсутствие начальника, а также ассистенты, консультанты, мелкие инвесторы и другие полезные люди, услуги которых могут быть поощрены таким вот недорогим способом. Сопродюсеры и ассоциированные продюсеры имеют немалое влияние на процесс, будучи вовлечены в решение ряда ключевых производственных задач, хотя, разумеется, их властные полномочия несравнимы с теми, что имеет непосредственное начальство.

Линейный продюсер (Line Producer) – это скорее работа, чем титул. В отличие от своих собратьев, он редко бывает допущен к каким-то креативным решениям: его главная задача – постоянно дежурить на съемочной площадке, контролируя ход процесса и расход бюджета. Также он может напрямую работать с гильдиями и разбираться с разными бюрократами, вставляющими проекту палки в колеса, хотя такой человек по итогу может быть подписан как угодно – вплоть до «сопродюсера» и «исполнительного продюсера», а также «координатора продакшена» (Production Coordinator). Административный продюсер занимается наймом внештатных работников на каждый проект и отчитывается перед студийным советом директоров о том, как идут дела. Креативный продюсер – по сути, худрук, который, помимо прочего, мудрит над тем, как сбить идеальную киносъемочную группу, способную выдать красивый и соответствующий задумке результат.

Кевин Файги

Кевин Файги

Весь этот люд по сравнению с основным продюсером играет, конечно, второстепенные функции – их труд не влияет кардинально на конечный вид фильма, и «Оскаров» им не вручают. Но с тех, кто претендует на статуэтку в ежегодной номинации «лучший фильм» (традиционно вручаемую не режиссеру, а только продюсеру), и спрос соответствующий: дабы убедиться, что золоченый болванчик не уйдет к человеку, получившему важную строку в титрах без веских на то оснований, Гильдия кинопродюсеров и люди из Американской киноакадемии тщательно опрашивают участников каждого проекта (от студийных работников до членов съемочной группы). К номинации на «Оскар» допускаются в итоге только те претенденты, которые действительно контролировали весь основной процесс работы над лентой, а не присвоили себе гордое звание продюсера после того, как другие сделали за них всю работу. Раздачу более мелких «слонов» в титрах гильдия контролировать не пытается, оставляя принятие таких решений за производителем ленты, поскольку во многих случаях очень трудно разобраться, кто и чем конкретно занимался (особенно если речь идет о малобюджетных постановках, на которых всю работу делает горстка людей, совмещающих по несколько должностей сразу).

Надо заметить, на ТВ все несколько отличается – там правят бал сценаристы, поэтому исполнительным продюсером обычно является шоураннер сериала, помимо прочего, несущий ответственность за его общий успех. Хотя если речь идет о сериале, снимаемом по фильму, эту строку может забить за собой исполнительный продюсер исходной киноленты – и больше уже ничего не делать. Звездный сценарист, не входящий в основной пул авторов, но частично помогший проекту, может быть назван «консультирующим продюсером» (Consulting Producer), а линейный продюсер, от которого на ТВ многое зависит, часто подписывается просто «продюсером». Лица, возглавляющие простпродакшен шоу, могут стать ассоциированными продюсерами. Режиссер – оказаться исполнительным или просто продюсером. И так далее. На ТВ активно практикуется совмещение рабочих функций (например, человек, выбивший деньги под проект, может также следить и за их распределением), все титулы условны, и разбираться в них в каждом конкретном случае требуется отдельно.

Зарплату продюсеры обычно не получают, и если фильм стал хитом, а они не удостоились ни упоминания в титрах, ни выплаты процентов от прибыли, могут начать судиться друг с другом. У успеха, как известно, много отцов. Но «Оскар» за «лучший фильм» достается лишь одному из них.

Комментарии  207

Читайте также

показать еще


Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть