Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Кинословарь

Упал-поднялся: как работают каскадеры

Людям, каждый день рискующим своим здоровьем на съемочной площадке, не вручают «Оскаров»: Американская киноакадемия считает, что зрителю лучше не напоминать лишний раз, что все трюки в кинофильмах исполняют не звезды, а каскадеры

Добавить в закладки
Кинословарь: Каскадеры

Когда киноиндустрия только зарождалась, съемочные группы были маленькими, и актеры сами выполняли свои трюки. По некоторым данным, впервые дублер был привлечен к делу еще в знаменитом «Большом ограблении поезда» (1903), но первая официальная зарплата за исполнение трюка в «Графе Монте-Кристо» зарегистрирована историками несколько позже, в 1908-м, когда цирковой гимнаст получил 5 долларов за прыжок в море со скалы. В те годы профессии каскадера еще не существовало, поэтому в поисках гибких и травмоустойчивых людей киностудии часто заглядывали в цирк. Трюкачи были широко востребованы в комедиях: поскольку юмор немого кино можно было выразить только в «бодрой» картинке, неудивительно, что он тесно переплетался с риском для здоровья. А для клоунов, таких как Чарли Чаплин или Бастер Китон, это была обычная работа – поскальзываться и падать, швыряться тортами, врезаться на автомобилях в препятствия и смешно вываливаться на дорогу. То, что работало для цирковых зрителей, годилось и для киноэкрана.

Том Круз и дублер

Но цирковых привлекали не всегда и не везде, поскольку недостатка в желающих заработать лишний бакс в первой четверти прошлого века в США не было: после заката эпохи Дикого Запада многие экс-ковбои сидели без работы, к тому же с разных войн периодически возвращались подкованные в боях молодые люди, привыкшие к риску. Их труд покупался задешево, и вообще все делалось «по чесноку»: если нужно было спрыгнуть с крыши здания, нанятый человек взаправду делал это – студия же выдавала чеки и за последствия не отвечала. Страховка при этом использовалась самая примитивная, так что лечение могло оказаться дороже гонорара – это если незадачливый статист вообще оставался жив. Скандал вокруг военного фильма Говарда Хьюза «Ангелы ада», в котором тот угробил трех пилотов, заставив их выполнять невозможные авиатрюки, в Голливуде вспоминают до сих пор (при этом режиссер-авиатор сам едва не расстался с жизнью, решив показать «мастер-класс» и разбив собственный самолет: его лицо в больнице после этого собирали по частям).

С появлением звукового кино пришла мода на вестерны и салунные драки, и в кинобизнес хлынули мастера родео, мечтающие сменить профессию. Травмы, нанесенные копытами, и шеи, сломанные в результате выпадения из седла, никто не считал: сегодняшние профессионалы говорят, что исполнителей трюков в то время погибло больше, чем когда-либо. Но к середине века, когда начали появляться первые экшены в сегодняшнем понимании, стало ясно, что трюки – слишком тонкая работа: для вошедших в моду автомобильных погонь уже не подходили какие попало люди «с улицы»; работа с опытными гонщиками шла куда проще и быстрее. Каскадерство выделилось в профессию, а в 60-е у трюкачей появилась собственная гильдия. Тогда же были изобретены и систематизированы универсальные трюки, а также базовый реквизит, активно используемый по сей день: пакетики с кровью, взрывающиеся под одеждой при «пулевом попадании», картонные коробки со срезанными углами, на гору которых может безопасно упасть каскадер и т.д. Количество смертей в индустрии пошло на убыль, а профессиональные трюкачи превратились в неотъемлемый элемент кинобизнеса. Без этих людей не были бы возможны ни «Бондиана», ни сериал об Индиане Джонсе.

Дуэйн Джонсон и дублер

В наши дни их труд вытесняется «зеленым экраном» и компьютерными cgi-эффектами – во-первых, ради снижения риска и потерь по страховкам, во-вторых, потому что некоторые особо опасные трюки человеку уже физически просто невозможно выполнить: избалованный супергеройскими кинокомиксами зритель стал капризным, так что ставки выросли. Но не у каждого режиссера есть бюджет на дорогую компьютерную графику, поэтому каскадеры исчезать пока никуда не собираются, тем более что их труд нужен не только, когда нужно перепрыгнуть из одного летящего вертолета в другой: дублеры знаменитых кинозвезд сопровождают их постоянно и принимают на себя любой, даже мелкий ушиб в кадре. Подлечить трюкача и нанять другого не так проблемно для кинопроекта, как потерять в разгар съемок вышедшего из строя центрального актера. Есть, правда, такие звезды, которые сами рвутся исполнять трюки и временами даже делают это (среди смельчаков были замечены Клинт Иствуд и Том Круз), но происходит подобное все же не так часто, как живописуют газеты.

Как люди приходят в профессию? Закавыка состоит в том, что официально этому нигде не учат. Есть лишь несколько частных киношкол, сосредоточенных на разных аспектах трюкачества – вождении автомобилей и мотоциклов, боевых искусствах, фехтовании… Поучиться там очень полезно для каскадерского резюме, но будущий трюкач сразу должен быть готов к тому, что для успеха ему нужно будет стать специалистом крайне широкого профиля: здесь могут потребоваться навыки ныряльщика, парашютиста, скалолаза, лыжника, наездника и т.д. Требуется также постоянно находиться в хорошей физической форме и дружить с физикой и математикой, поскольку каскадеры сами рассчитывают свои трюки – ведь на кону их здоровье и репутация (то есть, говоря в интервью, что «в этой работе больше математики, чем риска», они нисколько не шутят). К тому же если ты постоянно дублируешь какого-то актера, нужно от фильма к фильму толстеть и худеть вместе с ним, чтоб не утратить похожести.

Шайя ЛаБаф и дублер

При этом профессионалы всячески отмежевываются от «сорвиголов», насмотревшихся сериала «Чудаки» и выкладывающих свои самодельные видео на YouTube: вопреки предупреждениям а-ля «не пытайтесь повторить в домашних условиях» многие все же пытаются и часто расплачиваются за это своими жизнями. Голливудский трюкач никогда не рискует без нужды: дома его часто ждет семья, которой он нужен живым и здоровым, и вообще-то ему еще предстоит искать новую работу, которую калеке в инвалидном кресле никто не даст. А искать работу в этой сфере непросто: как и во многих других сферах кинобизнеса, здесь больше решают связи и знакомства, чем наличие хорошего профессионального резюме.

Средняя зарплата хорошего трюкача – около $70 тысяч в год. Те, кто сумел проникнуть в профессиональную гильдию, подписывают контракт, регламентирующий все аспекты работы, вплоть до обеденного меню на съемочной площадке. Члены гильдии хорошо знают свои права: например, им выплачивают недельную зарплату, даже если они работали не каждый день. Трудность в том, что в гильдию каскадеров можно попасть, только если ты уже состоишь в гильдии киноактеров, да и то сугубо по спецприглашению. Рабочий день каскадера ненормирован, свою семью он видит редко, и отпусков у него нет: свободное время трюкачи обычно тратят на поиск новой работы. Есть и хорошие моменты: съемки часто проходят на очень красивых локациях в разных уголках мира, так что за год востребованный каскадер может побывать в десятке экзотических стран, не заплатив за это ни цента.

Марк Руффало и дублер

К тому же в этой профессии возможен карьерный рост. Можно стать характерным актером или даже дорасти до режиссера, как Джеки Чан, успевающий не только отдавать команды киносъемочной группе, но и сам исполнять трюки. Более реальная возможность – стать координатором трюков, возглавляющим всю каскадерскую группу, подбирающим наилучших трюкачей под конкретные проекты, рассчитывающим бюджеты и делающим креативный вклад в каждый фильм. Дело в том, что во многих сценариях экшен только намечен, но никак не прописан – его и выдумывает с нуля координатор трюков, по сути, рождая своей фантазией самые зрелищные моменты киноленты. Прийти в кинотеатр и насладиться плодами своей работы – это ли не награда? Часто координатор трюков работает еще и режиссером второй группы – то есть, пока он снимает погоню, основной режиссер в другом месте делает параллельные кадры с кинозвездами, изображающие то, что происходит внутри салона автомобиля: после монтажа все это будет выглядеть как единая сцена.

Говоря о том, что каскадеры всячески защищены, представители киностудий, в общем, не кривят душой: подготовка к каждому трюку длится долго, опасные сцены репетируются на малой скорости, так что, когда включаются кинокамеры, каскадеру остается только повторить вызубренный урок. Для драк используются специальные стилизованные съемки, так что удары выглядят гораздо страшней, чем они есть (на практике каскадеры, заранее разобравшие боевую сцену до мелочей, часто даже не касаются друг друга). Пылающий человек, вываливающийся из горящего бензовоза, покрыт вовсе не бензином, а специальным горючим гелем, при этом его тело защищено пропитанной асбестом плотной одеждой, перчатками и капюшоном, дышит же он кислородом из специального баллончика через спрятанное в капюшоне приспособление – а рядом в это время дежурят медики и парни с огнетушителями, сбивающие огонь всего через несколько секунд. Вместо оружия используются муляжи либо холостые патроны, а под спрятанный в одежде мини-взрывпакет, детонирующий от нажатия кнопки на специальном пульте и вплескивающий наружу кровь из пакетика, подкладывается железная тарелка. Даже дырки в деревянных панелях, якобы оставленные пулеметной очередью, оставляются не пулями: в стене сверлятся отверстия, закладываются такие же мини-заряды, после чего все закрашивается – и в действие приводится пульт. Из автомобилей трюкача выбрасывает не столкновение, а специальная воздушная пушка с регулируемой силой толчка, и приземляется он не на землю, а на надутые пакеты, с некоторых пор заменившие картонные коробки. Актеры же снимаются на фоне взрывов, которые на самом деле гораздо дальше от них, чем кажется зрителю.

Эндрю Гарфилд и дублер

И все же трюкачи и калечатся, и гибнут: в 80-е годы, например, погибло почти 40 человек (плюс 5000 человек были травмированы только за половину десятилетия). Кто-то неправильно рассчитал угол своего прыжка на мотоцикле и разбился о преграду, через которую должен был перелететь. Кто-то был убит забытым в стволе пыжом (как Брэндон Ли) или потерявшим управление вертолетом (как Вик Морроу). Иногда смерть каскадера вообще напрасна: например, дублер Вина Дизеля Пэлэки Бридж благополучно выполнил свой трюк в фильме «Три икса» и мог идти домой, но режиссер решил сделать для верности второй дубль, который стал фатальным. Всегда что-то может пойти не так – в этом и состоит риск профессии.

О своих травмах каскадеры говорить не любят: если потенциальный наниматель прочитает, что ты весь ломаный-переломанный, тебя от греха подальше просто перестанут куда-либо звать. «Травмы – обычное дело, их часто приходится просто игнорировать, если хочешь не остаться за бортом, – говорит ветеран-каскадер Шон Грэм, традиционно исполняющий трюки за Марка Уолберга. – Когда исполнитель трюков что-то себе ломает, он часто молчит об этом до самого конца съемок». А многолетний дублер Клинта Иствуда Бадди Ван Хорн на вопрос о его самых жутких травмах всегда предпочитал отделываться шуткой: «Меня как-то спрашивали об этом, и я ответил, что выпал из аэроплана с нераскрывшимся парашютом. И умер».

Клинт Иствуд и Бадди Ван Хорн

Тем не менее Бадди уже 85, он пребывает в добром здравии и лишь недавно вышел на пенсию, успев побыть и координатором трюков, и режиссером. На таких людей равняется профессия, но золотых гор им не светит: максимальный гонорар за исполнение опасного трюка – $150 000 – никто не получал с 1982 года (когда знаменитый трюкач-инноватор Дар Робинсон, придумавший замедлять падение каскадеров с помощью лебедки и троса, спрыгнул с телебашни Эн-Си Тауэр в Торонто для фильма «Высшая точка»). Хотя в каскадерской среде любят обсуждать слух о том, что настоящая «высшая точка» в гонорарах была в 1993 году, когда Саймону Крэйну якобы заплатили целый миллион за подмену Сильвестра Сталлоне в сцене с натянутой между двумя вертолетами веревкой в «Скалолазе». Сегодня, по словам бывалых, заработать даже $100 000 в год проблема, а в профессии задерживаются лишь 3% из тех, кто туда рвется, – в общем, тому, кто видит в каскадерстве романтику, следует трижды подумать, чем он будет заниматься, если однажды окажется искалечен.

Прославиться на этом поприще сложно, поскольку монтажеры делают все возможное, чтобы лицо трюкача-дублера не попало в кадр. Хотя бывают исключения в виде Кейна Ходдера: играя бессмертного убийцу Джейсона Вурхиза в нескольких частях «Пятницы, 13-е», он никогда не снимал хоккейную маску – тем не менее его узнает на улице любой фанат хорроров. И всегда существует призрачный шанс все-таки получить «Оскар», как ветеран профессии Якима Каннут, награжденный в 1967 году за общий «вклад в профессию». Якима, переквалифицировавшийся в координатора трюков после перелома обеих лодыжек, – пока что единственный из каскадеров, удостоившийся такого признания, но, возможно, не последний?

В любом случае жизнь трюкача, по словам ветерана профессии Джона Стюарта, «похожа на рок-турне» по странам и континентам – и кто готов заплатить здоровьем за возможность посмотреть мир, тот вполне может попытать счастья и последовать за свой мечтой. В то же время Стюарт, перепробовавший все виды трюков, считает, что золотые деньки профессии позади. «От того, насколько вы хороши, тут почти ничего не зависит, – предупреждает он. – Вы можете обладать задатками лучшего трюкача в мире и не проработать ни дня. Без связей в этой профессии делать нечего. А даже если вы знаете нужных людей, забудьте о славе и прочем телевизионном гламуре. Каскадеры все время находятся в поисках работы, и каждый их проект может стать последним. Многие заканчивают свои дни в инвалидном кресле. Некоторые гибнут. Работа каскадера – это боль. Так что, пока не поздно, мой вам совет – найдите себе другое занятие».

Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. На этой оптимистической ноте и закончим.

Текст: Артем Заяц
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?